г. Пермь |
|
23 августа 2010 г. |
Дело N А50-9931/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Рубцовой Л.В., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заривчацкой О.В.,
при участии:
от истца, Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Пермского отделения филиала "Свердловская железная дорога": Шмырина Т.К. на основании доверенности от 08.10.2009 г. N 17/09-НЮ, паспорта,
от ответчика, Открытого акционерного общества "Уралкалий": не явились, извещены,
(лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Пермского отделения филиала "Свердловская железная дорога
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2010 года
по делу N А50-9931/2010,
принятое судьей Белоцерковской Г.Д.,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Пермского отделения филиала "Свердловская железная дорога"
к Открытому акционерному обществу "Уралкалий"
о взыскании 2 053 936 руб. 02 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Пермского отделения филиала "Свердловская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Уралкалий" (далее - ОАО "Уралкалий", ответчик) платы за пользование вагонами в сумме 2 053 936 руб. 02 коп. на основании подпункта пункта 13 договора от 01.11.2007 г. N 4/5, статей 39, 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 3-8 том 1).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2010 г. (судья Белоцерковская Г.Д.) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 216-218 том 2).
Истец (ОАО "РЖД") с решением суда не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению заявителя, принимая решение, суд сделал необоснованный вывод о несогласованности сторонами размера платы за пользование вагонами, простаивающими на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Указал, что в мае 2009 г. адрес ОАО "Уралкалий" на станцию Березники-Сортировочная прибыли вагоны в количестве 3352 штук, принадлежащие ответчику на праве собственности, для подачи под погрузку готовой продукции согласно принятым заявкам. Спорные вагоны были определены как годные под погрузку, однако ответчику под погрузку поданы не были в связи с занятостью фронтов погрузки ранее поданными вагонами. Полагает, что факт простоя вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине ответчика доказан материалами дела. На оказание услуг по подаче и уборке вагонов между ОАО "Уралкалий" и ОАО "РЖД" заключен договор от 01.11.2007 г. N 4/5, условиями которого предусмотрена обязанность ответчика уплачивать перевозчику плату за пользование вагонами. Размер платы за пользование вагонами, простаивающими на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, согласован сторонами в договоре (подпункт "б" пункта 13) в виде платы по ставкам, установленным пунктом 12 "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (далее - Тарифное руководство N 2). Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из содержания статьи 39 УЖТ РФ следует, что плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности. Судом, по мнению истца, нарушены положения статей 431, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 УЖТ РФ. Произведенный истцом расчет размера платы за пользование вагонами с применением Тарифного руководства N 2 является законным и обоснованным, согласован сторонами в заключенных договорах на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, ответчиком не оспорен.
В судебном заседании 19.08.2010 г. представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик, ОАО "Уралкалий" представил письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонил, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный в судебное заседание не явился.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Уралкалий" является собственником железнодорожных вагонов и пользователем услуг железнодорожного транспорта.
Между сторонами по делу заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Уралкалий" при станции Березники-Сортировочная N 4/5 от 01.11.2007года (л.д. 12-14 том 1).
Как следует из материалов дела, в мае 2009 г. на железнодорожных путях общего пользования станции Березники - Сортировочная в ожидании принятия вагонов под погрузку по причине занятости фронта погрузки находилось 3352 вагона, принадлежащих ОАО "Уралкалий". Данные вагоны прибыли на станцию Березники-Сортировочная порожним рейсом с оплатой тарифа за перевозку в соответствии с Прейскурантом 10-01. Спорные вагоны были определены как годные под погрузку.
В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом Перевозчика с расстановкой на места погрузки, выгрузки.
О прибывших вагонах и готовности подачи их на путь необщего пользования под погрузку был уведомлен представитель ОАО "Уралкалий" с регистрацией уведомления в Книге уведомлений формы ГУ-2 о готовности подачи вагонов под погрузку и времени их предстоящей подачи.
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ и Тарифного руководства N 2 на основании ведомостей подачи и уборки вагонов N N 051331, 051332, 051333, 051334, 051336, 051337, 051338, 051339, 052345, 052346, 052347, 052348, 052349, 052350, 052353, 053353, 053355, 053356, 053357, 053358, 053360, 053362, 053363, 053364, 053365, 054370, 054371, 054372, 054375, 054376, 055377, 055382, 055383, 055384, 055385, 056386, 056387, 056389, 056390, 056391, 056392, 056393 056394, 056395, 056396, 056397, 056398, 056399, 056400, 056401, 056402, 056403, 056404, 056405, 056407, 056408, 056409, 056410, 056411, 056415, 056416, 056417, 056418, 056419, 056420, 056421, 056422 (л.д. 25-27, 32-34, 36-37, 40-42, 44-48, 52-54, 58-60, 64-66, 70-72, 76-78, 82-84, 88-90, 93-95, 97-99, 103-105, 109-111, 115-117, 121-123, 127-129, 133-135, 139-141, 145-147, 150-152, 156-158, 163-165, 169-171, 176-178, 182-184, 188-189, 194-196, 200-202, 205-208 том 1, л.д. 1-3, 7-10, 14-16, 20-22, 26-28, 32-34, 38-40, 44-47, 50-52, 55-57, 61-63, 67-69, 72-74, 77-79, 84-86, 89-92, 94-97, 100-102, 105-107, 110-113, 117-119, 122-124, 128-130, 133-136, 140-142, 146-148, 153-155, 159-161, 165-167, 172-173, 177-179, 183-184, 187-189, 193-195, 194-201 том 2) за время нахождения вагонов собственности ОАО "Уралкалий" на железнодорожных путях общего пользования ответчику была начислена плата в сумме 2 053 836 руб. 02 коп.
В подтверждение факта простоя вагонов истцом составлены акты общей формы: от 06.05.2009 года N 20173, 20174, 201275, 20176, 20178, 20171, 20169, 20170, 20172, 20177, 20179; от 07.05.2009 г. N 20180; от 08.05.2009 г. N 20181, 20182; от 12.05.2009 г. N 20186, 20189, 20188, 20184, 20185, 20187; от 13.05.2009 г. N 20190; от 14.05.2009 г. N 20192, 20191; от 15.05.2009 г. N 20194, 20193; от 18.05.2009 г. N 20195, 20197, 20196, от 21.05.2009 г. N 20198, 20199; от 21.05.2009 г. N 20200; от 26.05.2009 г. N 20205, 20207, 20208, 20209, 20204, 20203, 20202, 20206, от 28.05.2009 г. N 20211, 20212, 20213, 20224, 20215, 20214, 20216, 20217, 20218, 20220, 20221, 20222, 20223, 20219, 20223, 20219, 20210, от 29.05.2009 г. N 20228, 20229, 20227, 20226, 20225, от 31.05.2009 г. N 202230, 202231, 202232, 20223, 20237, 20236, 20234, 20235 (л.д. 24, 28,31, 35, 38-39, 43, 49, 51, 55, 57, 61, 63, 67, 69, 73, 75, 79, 81, 87, 92, 97, 102, 108, 114, 120, 126, 132, 138, 144, 149, 153, 155, 159, 162, 166, 168, 172, 175, 181, 187, 193, 199, 204, 210 том 1, л.д. 6, 13, 17, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 54, 65, 71, 76, 83, 88, 93, 99, 104, 109, 114, 116, 121, 127, 132, 137, 139, 143, 145, 149, 152, 158, 162, 164, 168, 170, 174, 176, 180, 182, 186, 192, 198, 202, 205 том 2) в которых, как указывает истец, зафиксировано время простоя вагонов на станции в ожидании их подачи по причинам, зависящим от грузополучателя. Указанные акты были предложены для подписания представителю ОАО "Уралкалий". Однако от подписания актов представитель ответчика отказался.
Поскольку ответчиком оплата не произведена, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании платы за время нахождения вагонов, принадлежащих ответчику на праве собственности, на железнодорожных путях общего пользования, исчисленной в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) со ссылкой на ст. ст. 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст.ст. 309, 784, 791 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Суд посчитал неправомерным применение ставок платы за пользование спорными вагонами, поскольку в договоре от 01.11.2007 года N 4/5 не достигнуто соглашение о возможности применения Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, а Тарифным руководством N 2 установлены только ставки платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (п. 1 Тарифного руководства N 2).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Из обстоятельств дела следует, что истцом, являющимся перевозчиком, заявлены требования о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими ответчику, в связи с их простоем на путях общего пользования в ожидании принятия их ответчиком под погрузку.
Пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если указанным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 Постановления от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 14391/08.
Как видно из представленных в материалы дела актов общей форм, ведомостей подачи и уборки вагонов, спорные вагоны перевозчику не принадлежат.
Довод апелляционной жалобы о том, что основания и порядок взимания платы предусмотрены условиями договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, судом апелляционной инстанции не принимается, так как противоречат обстоятельствам дела и положениям статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 УЖТ РФ.
В подпункте "б" пункта 13 договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования от 01.11.2007 г. N 4/5 стороны согласовали, что, Пользователь уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами по ставкам, установленным Тарифным руководством.
При этом, данный пункт договора не содержит ссылки на принадлежность вагонов. Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрены основания для взимания платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Между тем, исходя из буквального значения содержащихся в указанных договорах слов и выражений, не следует, что ответчик обязан производить плату за вагоны, принадлежащие ему на праве собственности.
Проанализировав условия договоров по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования условиями договора не предусмотрено, размер такой платы сторонами не согласован. В договоре сторонами не достигнуто соглашение о возможности применения при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, ставки платы, указанной в пункте 12 Тарифного руководства N 2.
Доказательств возложения на ответчика подобной обязанности в спорный период на основании иных заключенных сторонами в установленном законом порядке договоров истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Сам по себе факт составления актов общей формы не является доказательством наличия всех существенных условий для применения штрафных санкций в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорные вагоны принадлежат на праве собственности ответчику, оснований для применения статьи 39 УЖТ РФ и удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании платы за пользование вагонами в размере 2 053 836 руб. 02 коп. у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2010 года является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене (изменению) не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2010 года по делу N А50-9931/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
Л.В. Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9931/2010
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Уралкалий"
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8008/10