г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А56-57866/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н.
при участии:
от истца (заявителя): Мухин И.С. - доверенность от 25.06.2012
от ответчика (должника): Проявкина Т.А. - доверенность от 11.03.2013 N 15-10-05/08910
от 3-го лица: Масютка К.Ю. - доверенность от 09.01.2013 N 03-40/08
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7871/2013) УФНС России по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2013 по делу N А56-57866/2012 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Фирма "Деко"
к УФНС России по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Межрайонной инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Санкт-Петербургу
о признании неазконными действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Деко" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления ФНС России по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление), выразившихся в информировании Главного следственного управления Следственного комитета России по Санкт-Петербургу о результатах выездной налоговой проверки ЗАО "Фирма "Деко" посредством направления в следственный орган письма от 24.05.2011 N 08-17/17963.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 18.03.2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители Управления и налогового органа поддержали доводы жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной выездной налоговой проверки общества за 2007-2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу было принято решение от 26.01.2011 N 13-05-03/00896 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).
Общество обжаловало решение инспекции в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган и решением Управления от 22.04.2011 N 16-13/12176 решение инспекции было отменено с прекращением производства по делу.
Управление со ссылкой на пункт 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилось в Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу с письмом от 24.05.2011 N 08-17/17963 (далее - письмо Управления), в котором сообщило имеющуюся информацию о нарушении налогового законодательства обществом за 2007-2008 года, изложив обстоятельства, установленные при проведении выездной налоговой проверки общества за указанные периоды, и просило дать процессуальную оценку нарушениям, отраженным в решении инспекции.
На основании письма Управления Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу в соответствии с запросом от 27.05.2011 N 119/2-1/55-11 истребовало из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу материалы налоговых проверок в отношении заявителя, которые были направлены в его адрес с письмом от 15.06.2011 N 13-07-02/00538. 26.07.2011 Главным следственным управлением Следственного комитета России по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело N 301546 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от уплаты налогов с организаций", о чем заявителю стало известно из письма следователя от 13.03.2012 N 119/2-57СК-11.
Полагая, что действия Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, выразившихся в информировании Главного следственного управления Следственного комитета России по Санкт-Петербургу о результатах выездной налоговой проверки ЗАО "Фирма "Деко" посредством направления в следственный орган письма от 24.05.2011 N 08-17/17963, являются незаконными, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда является законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и статьей 31 Кодекса вышестоящий налоговый орган вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах независимо от наличия жалобы налогоплательщика.
Управление как вышестоящий налоговый орган по отношению к инспекции должно действовать в соответствии со своими полномочиями и нормами Кодекса. В силу требований пункта 1 части 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 82 НК РФ, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Согласно части первой. 1 статьи 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ, ст. ст. 198, 199, 199.1 УК РФ): если налогоплательщик не исполнил требование в полном объеме в течение двух месяцев со дня окончания срока его исполнения; если указанное требование направлено налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; если размер недоимки позволяет сделать предположение о факте совершения налогового преступления.
Управление обратилось 24.05.2011 с сообщением об имеющейся информации о нарушении налогового законодательства ЗАО "Фирма "ДЕКО" в Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу с просьбой дать процессуальную оценку нарушениям, отраженным в решении по Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Санкт-Петербургу".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, информирование налоговым органом иных органов, в том числе следственных, во-первых, должно основываться на межведомственном соглашении между ними, во-вторых, должно относиться к имеющимся материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, либо к принятым мерам по их пресечению, либо к проводимым налоговым проверкам, а, в-третьих, обмен другой необходимой информацией может осуществляться только в целях исполнения возложенных на них задач.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции указал на следующих обстоятельства:
- по состоянию на 24.05.2011 (дату направления информации ) между налоговыми и следственными органами на дату отсутствовало какое-либо межведомственное соглашение, которое бы определяло порядок обмена информацией;
- на дату направления письма Управление не располагало информацией и материалами о нарушении обществом законодательства о налогах и сборах либо о налоговых преступлениях, поскольку решение инспекции было отменено самим Управлением решением от 22.04.2011 N 16-13/12176, а доказательств того, что у Управления имелась другая информация о каких-либо нарушениях со стороны заявителя и это было бы отражено в письме, в материалы дела не представлено;
- на момент направления письма Управлением также не проводилось каких-либо налоговых проверок общества, а повторная выездная налоговая проверка заявителя была инициирована Управлением 30.09.3011 в соответствии с решением N 08/097, то есть спустя четыре месяца после направления письма в Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу.
Кроме того, суд первой инстанции счел, что из письма Управления, ни из каких-либо иных документов, представленных в материалы дела, а также пояснений Управления в судебном заседании не следует, в целях решения каких, установленных действующим законодательством задач, либо в целях реализации предоставленных прав Управлением было направлено в Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу указанное письмо.
Поскольку решение налогового органа от 26.01.2011 N 13-05-03/00896 решением Управления от 22.04.2011 N 16-13/12176 отменено и производство по делу о налоговом правонарушении прекращено, то решение налогового органа не вступило в законную силу и не возникло правовых оснований для направления Обществу требование об уплате соответствующих налоговых доначислений, а следовательно не имелось и законных оснований направлять материалы проверки в следственные органы.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции и полагает, что действия Управления по направлению в адрес Главного следственного управления Следственного комитета России по Санкт-Петербургу письма не соответствуют положениям пункта 3 статьи 32 и пункта 3 статьи 82 НК РФ, исходя из совокупности
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что в данном случае действиями Управления были нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку гарантии прав налогоплательщиков заключаются прежде всего в совершении налоговыми органами действий в соответствии с предоставленными законом полномочиями, направленными на реализацию возложенных задач, и такие действия не должны носить произвольный характер, а также приводить к необоснованному ущемлению прав налогоплательщиков.
Оценка действий следственных органов не отнесена АПК РФ к компетенции арбитражных судов.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2013 по делу N А56-57866/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57866/2012
Истец: ООО "Фирма "Деко"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Санкт-Петербургу, УФНС России по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Санкт-Петербургу