г. Хабаровск |
|
29 мая 2013 г. |
А73-306/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельниковой Э.В., представителя оп доверенности от 07.12.2012 N 6/8947;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района"
на решение от 5 апреля 2013 года
по делу N А73-306/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" (далее -предприятие, МУП "РЭС Хабаровского муниципального района") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Хабаровское УФАС России) от 18.12.2012 N 49 о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 5 апреля 2013 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель жалобы указывает, что объекты СНТ "Дубок" подключены к электрическим сетям и потребляют электрическую энергию, соответственно садоводческое товарищество убытков не несет. Кроме того, ссылается малозначительность совершенного правонарушения и просит суд ограничиться устным замечанием.
МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании и в письменном отзыве апелляционную жалобу считает не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения Хабаровским УФАС России обращения садоводческого некоммерческого товарищества "Дубок" (далее - СНТ "Дубок", садоводческое товарищество) на действия МУП "РЭС" в части нарушения "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) установлено, что 24.10.2011 садоводческим товариществом в интересах трех членов СНТ "Дубок" обратилось в МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" с заявкой на технологическое присоединение максимальной мощности 70 кВт, в том числе увеличение мощности 45 кВт.
На основании заявки, между МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и СНТ "Дубок" заключен договор N 234 об осуществлении технологического присоединения от 18.11.2011. Пунктом 7 технических условий N 256 от 18.11.2011 установлено, что точка присоединения располагается на опоре N 10 ВЛ-0,4 кВ фидера 4 КТПН "Поселок".
В соответствии с пунктом 11.3 технических условий N 256, заявитель - СНТ "Дубок" должен "установить прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности электроустановок МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и заявителя. Расчетную схему учета электроэнергии (мощности) и формы информационного обмена согласовать с МУП "РЭС Хабаровского муниципального района".
В ответ на письмо СНТ "Дубок" в МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" с просьбой согласовать проект организации учета электрической энергии (мощности) садоводческого товарищества, последнее 17.01.2012 сообщило, что для согласования пункта учета электроэнергии СНТ "Дубок" необходимо переподписать границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с МУП "РЭС Хабаровского муниципального района".
В соответствии с пунктом 2 акта разграничения балансовой принадлежности сетей, предлагаемым МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" для подписания со стороны СНТ "Дубок", на балансе заявителя находятся ВЛ-0,4 кВ АС-16 длиной 440 м, КЛ-0,4 кВ АВВГ 4x35 дл. 10 м, приборы учета.
Не согласившись с действиями МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" по согласованию схемы узла учета электрической энергии после подписания акта разграничения балансовой принадлежности сетей, а также с пунктом 2 предложенного акта, СНТ "Дубок" обратилось в Хабаровское УФАС России с просьбой разобраться в данной ситуации и обязать МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" соблюдать действующее законодательство и согласовать проект организации учета электроэнергии (мощности) СНТ "Дубок" с учетом увеличения потребляемой мощности до 70 кВт.
Приказом Хабаровского УФАС России от 02.07.2012 N 487 возбуждено дело N 3-1/157 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела N 3-1/157.
По результатам рассмотрения данного дела 24.08.2012 вынесено решение N 56 о признании МУП "РЭС" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.206 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- в действиях МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" по включению в технические условия N 256, выданные СНТ "Дубок", пунктов 7 и 11.3;
- в бездействии МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в выполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок".
Определением от 26.09.2012 в отношении МУП "РЭС" возбуждено дело N 3-04/43 об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ и назначено административное расследование.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" извещено надлежащим образом.
22.11.2012 заместителем руководителя Хабаровского УФАС России в отношении МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и в присутствии представителя предприятия по доверенности составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Постановлением от 18.12.2012 N 49 МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения), предприятию назначен административный штраф в размере трех тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, что составило 234 785, 93 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из доказанности Хабаровским УФАС России в действиях общества состава вменяемого обществу административного правонарушения, при этом оснований для признания правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Судом установлено, что МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, в связи с чем, на него распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.
Пунктом 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки на технологическое присоединение заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
б) заключение договора:
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Пунктом 12.1 Правил технологического присоединения выделена категория заявителей - юридические лица (или индивидуальные предприниматели), обращающиеся в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
В силу пункта 16 Правил, перечень мероприятий по технологическому присоединению определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемым приложением к договору на осуществление технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Под границей участка понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.
Согласно пункту 16.3 Правил, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 12.1 Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с пунктом 25.1 Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 12.1 Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:
в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Федеральной службой по тарифам приказом от 30.11.2010 N 365-э/5 утверждены "Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", пунктом 14 которых определено, что если "Заявителем на технологическое присоединение выступает юридическое лицо - некоммерческая организация для поставки электроэнергии гражданам - членам этой организации, рассчитывающимся по общему счетчику на вводе, плата Заявителя сетевой организации не должна превышать 550 рублей, умноженных на количество членов (абонентов) этой организации, при условии присоединения каждым членом этой организации не более 15 кВт. К юридическим лицам - некоммерческим организациям, на которых распространяется вышеуказанная плата, относятся:
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства".
Арбитражным судом установлено, что между СНТ "Дубок" и МУП "Электрические сети Хабаровского района" 08.06.2007 заключен договор N 95 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей установлена на изоляторах опоры N 10 Ф-4, КТПН "Поселок" КЛ-0,4 кВ длиной 10-м - СНТ "Дубок"; ВЛ-0,4 кВ. КТПН "Поселок", ВЛ-6 кВ - МУП "Электрические сети Хабаровского района".
По результатам рассмотрения заявки садоводческого товарищества в МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" на осуществление технологического присоединения максимальной мощности 70 кВт, в том числе увеличение мощности 45 кВт (3x15 кВт), между СНТ "Дубок" и предприятием заключен договор от 18.11.2011 N 234, в соответствии с пунктом 11 которого СНТ "Дубок" несет балансовую принадлежность и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка заявителя.
В установленный пунктом 4 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а именно до 18 мая 2012 года технологическое присоединение к сетям МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" не осуществлено.
Согласно пункту 7 технических условий от 18.11.2011 N 256 заключенного договора установлено, что точка присоединения расположена на опоре N 10 ВЛ-0,4 кВ фидера 4 КТПН "Поселок".
Из пояснения СНТ "Дубок" следует, что под опорой N 10 понимается опора, расположенная в 10 метрах от границы земельного участка садоводческого товарищества, что соответствует акту, подписанному СНТ "Дубок" и предприятием.
МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" направило в адрес садоводческого товарищества акт разграничения балансовой принадлежности, в соответствии с которым на балансе СНТ "Дубок" находятся: ВЛ-0,4 кВ АС-16 длиной 440 м, КЛ-0,4 кВ АВВГ 4x35 длиной 10-м., приборы учета. Вместе с тем, 440 метров ВЛ-0,4 кВ не являются собственностью садоводческого некоммерческого товарищества, а также не находятся в его пользовании, владении либо распоряжении.
МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" при рассмотрении дела N 3-1/157 о нарушении антимонопольного законодательства утверждало, что опорой N 10 является конечная точка поставки МУП "РЭС Хабаровского муниципального района", которая находится на расстоянии 440 метров от границ земельного участка СНТ "Дубок"; опорой, на которой находится точка присоединения СНТ "Дубок", является, вероятно, опора N 21, расположенная на расстоянии около 10 метров от границ земельного участка СНТ "Дубок"; 440 метров ВЛ-0,4 кВ не принадлежат МУП "РЭС Хабаровского муниципального района".
С учетом того, что других сведений о наличии вышеназванных 440 метров ВЛ-0,4 кВ в собственности либо ином законном основании МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" или СНТ "Дубок" материалы дела не содержат, а также утверждение предприятия о расположении опоры N 10 на расстоянии 440 метров от границ земельного участка, вывод суда о том, что включение пункта 7 в технические условия N 256, выданные СНТ "Дубок", противоречит положениям подпункта а) пункта 25.1 Правил технологического присоединения, так как указывает точку присоединения, располагающуюся далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты СНТ "Дубок" апелляционной коллегией судей признается обоснованным.
Также в ходе рассмотрения дела N 3-1/157 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией УФАС по Хабаровскому краю установлено, что пункт 11.3 технических условий N 256, выданных МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" СНТ "Дубок", содержит требование установить прибор учета на границе раздела балансовой принадлежности электроустановок МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и заявителя.
Обязанность оборудовать точку присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, в соответствии с подпунктом г) пункта 13 раздела 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, является существенным условием договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и возлагается на стороны в случае заключения между потребителем (СНТ "Дубок") и сетевой организацией (МУП "РЭС Хабаровского муниципального района") договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В рамках Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, возможность установки прибора учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства предусмотрена пунктом 30 вышеуказанных Правил, согласно которому, в случае если потребителю электрической энергии требуется установка приборов учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета.
В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с положениями "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530), одним из необходимых условий для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) является обеспечение учета электрической энергии; в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии, при этом обязанность по обеспечению целостности, сохранности и обслуживанию прибора учета возложена на покупателя.
Кроме того, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также пунктом 138 Основных положений N 530 установлено, что для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Исходя из изложенного, административным органом установлено, что законодательством РФ, действующим на момент заключения договора N 234 и выдачи технических условий N 256, не предусмотрена обязанность заявителя (в рамках осуществления технологического присоединения и в соответствии с Правилами технологического присоединения) по установке прибора учета в строго обозначенном кем-либо месте.
Также пункт 11.3 технических условий N 256, выданных МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" СНТ "Дубок", содержит требование "согласовать расчетную схему учета электрической энергии (мощности) и формы информационного обмена с МУП "РЭС".
В то время как пунктом 25.1 Правил технологического присоединения, определяющим состав технических условий, не предусмотрено обязательное для исполнения заявителем требование о проведении заявителем какого-либо согласования схемы учета электрической энергии (мощности) и способов информационного обмена с сетевой организацией.
Однако во исполнение пункта 11.3 технических условий СНТ "Дубок" письмом от 23.01.2012 обратилось в предприятие, в котором пояснило следующее: "по действующему на настоящий момент акту разграничения балансовой принадлежности и акту разграничения эксплуатационной ответственности (приложение к договору энергоснабжения N 50001406), на балансе СНТ "Дубок" находится 10 метров провода марки АВВГ, сечением жил 35 кв. мм, а опора N 10 находится на территории СНТ "Дубок". Расположение точки присоединения соответствует действующему законодательству и пункту 11 договора N 234 от 18 ноября 2011 года, подписанному Вами. Повторно прошу согласовать проект организации учета электрической энергии (мощности) СНТ "Дубок", с учетом увеличения потребляемой мощности до 70 кВт. Согласование проекта прошу направить в наш адрес не позднее 10 февраля 2012 года".
Письмом от 17.02.2012 МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" сообщило садоводческому товариществу, что "для согласования пункта учета электроэнергии СНТ "Дубок" необходимо переподписать границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с МУП "РЭС Хабаровского муниципального района".
Согласно пояснениям СНТ "Дубок", после направления указанного выше письма предприятием не предпринимались какие-либо действия по осуществлению технологического присоединения во исполнение договора N 234, в тоже время МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" пояснило, что им осуществлены мероприятия, предусмотренные техническими условиями, а именно: увеличено сечение кабеля до опоры N 10 для увеличения пропускной способности воздушной линии, однако, соответствующих доказательств не представлено.
Вместе с тем, увеличение сечения кабеля до опоры N 10 не является исполнением предприятием мероприятий по технологическому присоединению, поскольку сетевая организация - МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" во исполнение Правил технологического присоединения, а также пункта 10.1 технических условий N 256 от 18.11.2011 обязана осуществить выполнение технических мероприятий для обеспечения присоединения дополнительной мощности по ВЛ-0,4 кВ фидера КТПН "Поселок", тем самым обеспечив технологическое присоединение заявленной максимальной мощности СНТ "Дубок".
Бездействие предприятия обосновано отсутствием подписанного со стороны СНТ "Дубок" акта разграничения балансовой принадлежности сетей и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, по состоянию до обращения СНТ "Дубок" в МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" 24.10.2011.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 договора N 234 об осуществлении технологического присоединения, технологическое присоединение к сетям МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" должно было быть осуществлено в срок не превышающий 6 месяцев, т.е. до 18.05.2012.
В то же время, в соответствии с пунктами 7 и 19 Правил технологического присоединения акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Кроме того, письмом от 25.06.2012 СНТ "Дубок" проинформировало предприятие о том, что мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка СНТ "Дубок", предусмотренные пунктом 7 договора N 234 от 18.11.2011 выполнены в полном объеме, а также просило направить представителя для осмотра энергопринимающих устройств в пределах садоводческого товарищества "Дубок".
Вместе с тем, арбитражным судом установлено, что на 10.08.2012 (дата заседания Комиссии Хабаровского УФАС России по делу N 3-1/157) представитель предприятия направлен не был, ответ на письмо от 25.06.2012 в адрес СНТ "Дубок" также не поступал.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно признал вывод Комиссии УФАС по Хабаровскому краю о том, что действия МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" по включению в технические условия N 256, выданные СНТ "Дубок", пунктов 7 и 11.3, а также бездействие МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в выполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ ущемляют интересы садоводческого товарищества и противоречат положениям Правил технологического присоединения, что свидетельствует о нарушении МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, вывод Хабаровского УФАС России о нарушении МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" части 1 статьи 10 Закона РФ "О защите конкуренции", являющегося подтверждением наличия в действиях предприятия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, признается правомерным.
Материалами дела подтверждается факт совершенного предприятием административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Хозяйствующий субъект в силу своего доминирующего положения на товарном рынке должен был соблюсти определенную степень заботливости и осмотрительности в целях выполнения требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов.
В материалы дела МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" не представлено доказательств, что предприятием предприняты все возможные меры к недопущению выявленных нарушений.
Административный штраф назначен в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) - три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составило 234785,93 руб., а также с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.
В отношении довода предприятия о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Судом первой инстанции указанный довод был рассмотрен по существу и сделан вывод об отсутствии оснований для признания вменяемого предприятию правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в Постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункт 18), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении субъекта занимающего доминирующее положение - МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Кроме того, из материалов дела прямо следует факт нарушения сетевой организацией прав и ущемления интересов конкретного лица - СНТ "Дубок", что также указывает на невозможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное заявителем, как малозначительное, не представлено. Допущенные заявителем нарушения посягают на установленный правовыми актами обязательный порядок общественных отношений и нарушают законодательство о конкуренции.
Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Осуществление предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ) предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов.
Статья 14.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Для юридических лиц указанной статьей установлен значительный размер штрафа, заметно превосходящий по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, а также увеличен до двух лет срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (статья 4.5 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.
При этом устанавливая меры административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, федеральный законодатель преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (статья 1.2 и часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов, иных лиц, а также исходит из необходимости защиты российского рынка, развития национальной экономики, обеспечения наиболее эффективного использования инструментов антимонопольного контроля и регулирования, т.е. реализации значимых задач экономической политики Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, в том числе доводы о применении положений о малозначительности, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции нет.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 апреля 2013 года по делу N А73-306/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-306/2013
Истец: МУП "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю