Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 января 2008 г. N КА-А40/13858-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2007 г.
ЗАО "Энаят Л.Т.Д." (далее - Общество, организация) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.11.2006 г. N 22-31/288 в части признания налоговым органом неправомерным применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по НДС в сумме 2 069 514 руб., отказа в возмещении НДС в сумме 368 947 руб., начисления НДС в сумме 372 512, 52 руб., привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме налоговых санкций 74 502 руб. 50 коп., доначисления пени в размере 18 831, 80 руб. и обязании Инспекции возместить НДС в размере 368 947 руб., в том числе путем зачета в счет уплаты пени в сумме 2 936, 11 руб., путем возврата из федерального бюджета в сумме 366 010 руб. 89 коп. с начисленными процентами за период с 09.12.06 г. по 14.02.06 г. в размере 7 518 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с нарушением норм налогового законодательства и вынесении нового судебного акта. По мнению налогового органа, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество представило в кассационную инстанцию объяснения по кассационной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ, где полагает, что судебные акты вынесены законно и обоснованно, суды первой и апелляционной инстанций исследовали все обстоятельства дела и правильно применили нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции доводы жалобы поддержал.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений относительно них, заслушав представителя Инспекции, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации Общества по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2006 года Инспекция вынесла решение от 16.11.2006 г. N 22-31/288, которым отказала заявителю в применении налоговой ставки 0 процентов и возмещении НДС, начислила НДС в сумме 372 512, 52 руб., а также привлекла Общество к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ и начислила пени.
При вынесении судебных актов арбитражные суды исходили из того, что налогоплательщик подтвердил свое право на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС и налоговых вычетов, представив в Инспекцию пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также документы, по составу и содержанию отвечающие требованиям ст.ст. 171, 172 с учетом положений ст. 169 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы Инспекции, повторяющие доводы оспариваемого решения, отзыва на исковое заявление, письменных пояснений по делу и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, которыми была дана полная и всесторонняя оценка доводам налогового органа в оспариваемых судебных актах и указаны мотивы со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства и подлежащие применению нормы права, по которым суды отклонили доводы Инспекции.
Суд кассационной инстанции находит обоснованным отклонение судами нижестоящих инстанций доводов Инспекции относительно того, что в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ из представленного Обществом контракта не следует заключение договора с иностранным покупателем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о юридическом статусе иностранного покупателя. Данные доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку в контракте указано иностранное лицо, с которым заключен договор. Кроме того, ст. 165 НК РФ не содержит требований о предоставлении налогоплательщиком каких-либо документов, свидетельствующих о юридическом статусе иностранного лица. Применение налоговой ставки 0 процентов в соответствии со ст. 164 НК РФ связано с фактом реализации товара в режиме экспорта, а не с личностью покупателя.
Признаются необоснованными ссылки налогового органа на Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" N 164-ФЗ от 08.12.2003 г. и Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1996 г., поскольку согласно п. 2 ст. 1 вышеуказанного ФЗ данный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, но не регулирует налоговые отношения и не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Письмо также не применимо к данной ситуации, поскольку распространяется на дела с участием иностранных лиц, а покупатель по экспортному контракту участником настоящего спора не является.
Судами правомерно отклонен довод Инспекции о том, что представленные выписки банка в нарушение п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ не идентифицируются с оплатой иностранного покупателя по экспортному контракту, поскольку оплата произведена третьим лицом (инополучателем товара). Отклоняя данный довод, суды правомерно указали на то обстоятельство, что Общество представляло в Инспекцию к проверке договор поручения между инопокупателем и инополучателем товара на оплату товара. Кроме того, налоговое законодательство РФ не запрещает оплату экспортного товара третьим лицом за иностранного покупателя.
Дополнительно к требованиям п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ Общество представило в Инспекцию к проверке копии SWIFT-сообщений к выпискам банка, копии паспортов сделки, копию ведомости банковского контроля АКБ "Кредит-Москва" по паспорту сделки. Налоговый орган указал на невозможность идентификации платежей по представленным выпискам и свифт-сообщениям с экспортным контрактом.
По данному доводу суды правомерно указали на то обстоятельство, что ст. 165 НК РФ не предусматривает представление в налоговый орган свифт-сообщений, указанные выше документы представлены Обществом добровольно в качестве дополнительной справочной информации. Кроме того, суды установили, что в свифт-сообщении в строке 50К указан инопокупатель по контракту в качестве лица, давшего распоряжение на перечисление денежных средств, а в строке 70 содержится информация о назначении платежа со ссылкой на номер экспортного контракта. Ссылка Инспекции на несоответствие номера контракта (N 20/09), указанного в свифт-сообщении, номеру экспортного контракта (N 29) не принята судами, поскольку установлено, что в соответствии с международными банковскими правилами указание номера контракта через дробь "20/09" приравнивается к цифре "29".
Инспекция указывает на нарушение Обществом п.п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, поскольку представленные товарно-транспортные документы не свидетельствуют о транспортировке экспортируемого товара: в коносаменте указан порт выгрузки товара Гамбург, в то время как страной назначения согласно экспортного контракта является США, отсутствует расписка администрации судна в поручении на отгрузку экспортных грузов, не заполнена гр. 16 "перевозчик" и гр. 23 "подпись и штамп перевозчика" в международной товарно-транспортной накладной CMR.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что представленные заявителем товарно-транспортные документы соотносимы, сопоставимы и не противоречивы, содержат всю, предусмотренную действующим налоговым законодательством РФ, информацию, не оставляя сомнений в реальной транспортировке товара как по территории РФ, так и за ее пределами.
Суды указали, что в поручении на отгрузку экспортируемых грузов указано на транзит груза через порт Гамбург в Нью-Йорк, есть такое примечание и в коносаменте, а также в материалах дела имеется письмо инополучателя груза, подтверждающего получение экспортируемого товара в США, что свидетельствует о транспортировке экспортируемого товара инопокупателю. Кроме того, отсутствие расписки администрации судна в поручении на отгрузку экспортных грузов не влияет на действительность указанного документа и достоверность отраженных в нем сведений применительно к налоговым правоотношениям, предъявляемые НК РФ требования к поручению на отгрузку экспортируемых товаров - выполнены.
Указание Инспекции на отсутствие сведений гр. 16 "перевозчик" и гр. 23 "подпись и штамп перевозчика" в международной товарно-транспортной накладной CMR опровергается материалами дела, поскольку в CMR заполнены соответствующие графы.
Суды правомерно не приняли довод Инспекции о непредставлении поставщиком ЗАО "Фирма Камео" истребованных налоговым органом в ходе проведения встречной проверки документов, поскольку данный довод опровергается письмом указанной организации исх. N 20-09/06/1-Н от 20.09.2006 г., в котором указанным поставщиком подтверждаются фактические обстоятельства договорных отношений с ЗАО "Энаят Л.Т.Д.".
Ссылка налогового органа на оформление счетов-фактур с нарушением пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ, а также товарных накладных, обоснованно отклонена судами, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства.
Суды мотивированно, с учетом установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся материалов дела, а также при правильном применении норм материального права, отклонили доводы Инспекции о недобросовестности заявителя.
Суды обоснованно установили, что Инспекция привлекла заявителя к налоговой ответственности с нарушением установленной процедуры, а именно: заблаговременно не уведомила Общество о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Кроме того, суды правомерно пришли к выводу о том, что налоговый орган неправильно начислил пени с авансового платежа.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов не имеется.
С Инспекции на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04.07.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 27.09.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-10207/07-143-48 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве в доход федерального бюджета гос. пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 января 2008 г. N КА-А40/13858-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании