Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 января 2008 г. N КА-А40/13916-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 января 2008 г.
Московская западная таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - РФФИ), выразившегося в уклонении от принятия у таможни имущества, конфискованного и обращенного в федеральную собственность постановлениями Черемушкинского районного суда г. Москвы. Также просила обязать РФФИ в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 N 260 и от 29.05.03 N 311 принять по акту приема-передачи это имущество.
До рассмотрения спора по существу таможня уточнила свое требование и просила признать незаконным бездействие должностных лиц РФФИ, выразившееся в уклонении от принятия у таможни конфискованного и обращенного в федеральную собственность имущества, указанного в приложении N 1 к заявлению (рулон полиэтилена - 1 место, основы матрацные, постельные принадлежности - 6 мест, печатная продукция - 1 место, изделия из пластмассы - 1 место, лекарственные средства "Бисакодил" в таблетках - 50 мест, рекламные брошюры - 105 кг, биологически активная добавка "Эректиус-Форте" - 112000 упаковок), и обязать РФФИ принять по акту приема-передачи перечисленное имущество.
Решением названного арбитражного суда от 27.06.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, РФФИ подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на то, что фонд не уклонялся от принятия имущества, а сообщил таможне о необходимости проведения санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз в целях соответствия имущества требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека и (или) утрате им потребительских свойств. Также указал на то, что в связи с изменением порядка финансового обеспечения деятельности фонда он проводил работу по привлечению организации на оказание экспертных услуг. Данное обстоятельство явилось причиной задержки приема имущества. По мнению фонда, обязание его принять лекарственные средства, имеющие просроченный срок годности и подлежащие изъятию из оборота, не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель РФФИ поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель таможни просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены актов судов двух инстанций.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлениями Черемушкинского районного суда города Москвы от 18.04.2002 по делу N 16-19/03, от 11.11.2005 б/н, от 14.12.2005 б/н, от 30.09.2004 N 5-816/04, от 30.09.2004 N 5-815/04, от 19.08.2005 б/н, от 26.12.2002 N 10122000-1088/03 было конфисковано и обращено в федеральную собственность следующее имущество: рулон полиэтилена - 1 место, основы матрацные, постельные принадлежности - 6 мест, печатная продукция - 1 место, изделия из пластмассы - 1 место, лекарственные средства "Бисакодил" в таблетках - 50 мест, рекламные брошюры - 105 кг, биологически активная добавка "Эректиус-Форте" - 112000 упаковок, находящееся на ответственном хранении на складах временного хранения ЗАО "ВИБА", АООТ "Совинтеравтосервис", ООО "Сервис-Терминал" и АООТ "Совтрансавтоэкспедиция" в регионе деятельности Московской западной таможни. Согласно указанным постановлениям суда медикаменты в связи с утратой потребительских свойств вследствие истечения срока годности подлежали уничтожению.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 N 260 (с изменениями) "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного имущества, обращенного в собственность государства" исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 2 вышеуказанного постановления предусмотрено, что фонд осуществляет реализацию имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц.
Согласно Положению об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 (с изменениями), имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для учета, оценки и реализации.
В силу п. 3, 4 упомянутого Положения для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, либо судебный пристав-исполнитель уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) о наличии и месте нахождения этого имущества. Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда федерального имущества (его филиала) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, или по акту передачи, составляемому судебным приставом-исполнителем. Вместе с имуществом, обращенным в собственность государства, Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) передается судебный акт об обращении взыскания на имущество.
Рассматривая заявленное требование, суды двух инстанций установили, что Московская западная таможня 07.08.2006 письмами N 27-12/8454 - N 27-12/8460 уведомила РФФИ о наличии хранящегося на складах временного хранения конфискованного и обращенного в федеральную собственность имущества. РФФИ письмом от 22.08.2006 N фи-25-2/13468 сообщил о готовности принять имущество только после поступления от ГУ ФССП по г. Москве уведомлений о передаче имущества. Повторные уведомления таможни от 08.12.2006 N 27-12/14049, от 12.12.2006 NN 27-12/14222, 27-12/14221, 27-12/14219, 27-12/14216, 27-12/14203,. 27-12/14202 о наличии хранящегося на складах временного хранения конфискованного и обращенного в федеральную собственность имущества были оставлены без ответа и реагирования.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о доказанности бездействия РФФИ по принятию конфискованного и обращенного в федеральную собственность имущества.
Ссылка в жалобе на то, что фонд не уклонялся от принятия имущества, а сообщил таможне о необходимости проведения санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз в целях соответствия имущества требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека и (или) утрате им потребительских свойств, не принимается во внимание. Необходимость проведения экспертизы конфискованного товара не является обстоятельством, освобождающим РФФИ от обязанности принять это имущество.
В соответствии с п. 2.2, 2.3 Временного соглашения о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества, утвержденного ГТК России и РФФИ 19.07.2002 NN 01-10/22, 25/720, таможенный орган в течении десяти рабочих дней после обращения имущества в собственность государства или признания судом имущества бесхозяйным направляет в Фонд уведомление с указанием сведений о количестве, качестве, местонахождении, стоимости имущества, расходов, связанных с хранением, транспортировкой и оценкой. Фонд регистрирует уведомление и в течение трех рабочих дней с даты его получения информирует таможенный орган о своем решении относительно возможной даты приема имущества, а также уполномоченного на совершение указанных действий лица.
Указанные действия РФФИ произведены не были.
Довод РФФИ о том, что в связи с изменением порядка финансового обеспечения деятельности фонда он проводил работу по привлечению организации на оказание экспертных услуг, ставшую следствием задержки приема имущества, не принимается во внимание. Как указывалось выше, данное обстоятельство не является уважительной причиной невыполнения РФФИ возложенных на него законодательством обязанностей.
Утверждение в жалобе о том, что обязание РФФИ принять лекарственные средства, имеющие просроченный срок годности и подлежащие изъятию из оборота, не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311, является ошибочным. Согласно постановлениям Черемушкинского районного суда города Москвы медикаменты в связи с утратой потребительских свойств вследствие истечения срока годности подлежали уничтожению. В силу п. 2, 8 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, РФФИ организует осуществление переработки (утилизации) обращенного в собственность государства имущества, утратившего потребительские свойства.
Согласно подп. "а" п. 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311, РФФИ подлежит передаче обращенное в собственность государства имущество для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лекарственные средства с просроченным сроком годности не являются имуществом, изъятым из оборота, в понимании, придаваемым гражданским законодательством.
РФФИ не указал федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен государством на осуществление действий по утилизации указанных лекарственных средств.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2007 по делу N А40-17113/07-149-110, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 N 09АП-11022/07-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 января 2008 г. N КА-А40/13916-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании