город Самара |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А55-33159/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания Сагдеевой Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013 по делу N А55-33159/2012, принятое в порядке упрощенного производства судьей Ястремским Л.Л.,
по иску открытого акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер"
к открытому акционерному обществу "Белорецкий металлургический комбинат"
о взыскании 13 144 руб. 52 коп.,
с участием:
от истца - Чушкина Л.А., доверенность от 01.02.2013 г.,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", Филиал открытого акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на Куйбышевской железной дороге обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Белорецкий металлургический комбинат" о взыскании 13 144 руб. 52 коп. причиненных убытков, а также 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Определением от 21.12.2012 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Аккорд М" и ОАО "РЖД".
Решением суда первой инстанции от 25.02.2013 исковые требования удовлетворены
С открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" взыскано 13 144 руб. 52 коп. причиненных убытков, а также 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" нарушены требования главы 12 раздел 2.5, 2.6 Технических условий, утв. Приказом МПС ЦМ - 943 от 27.05.2007.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии ответчика.
В судебном заседании представитель истца считал обжалуемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - Истец, ТрансКонтейнер) и ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" (далее- БМК, Клиент, Ответчик, грузоотправитель) заключен договор транспортной экспедиции НКП КБШ-278567/12097Д от 18.02.2010 (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора ОАО "ТрансКонтейнер" обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить и/или организовать выполнение указанных в Заказе Клиента (далее -Заказ) транспортно-экспедиционных услуг.
В соответствии с п. 1.2 Договора перечень и объем услуг ТрансКонтейнера, необходимых Клиенту, определяются Клиентом в Заказе.
Согласно Заказу от 18.11.2011 г. N 6055047 (далее - Заказ), Ответчик поручил Истцу выполнение транспортно-экспедиционных услуг по организации отправки груза проволока стальная (в том числе покрытая другими металлами) со станции Белорецк Куйбышевской железной дороги до станции назначения Барнаул Западно-Сибирской железной дороги, грузополучатель ООО "АККОРД М".
В целях исполнения Заказа для перевозки груза грузоотправителю был передан пригодный в техническом и коммерческом отношении контейнер N RZDU 0038941, что подтверждается подписанной без замечаний со стороны Ответчика памяткой приемосдатчика формы ГУ-45а N 851 на подачу вагонов, составленной в соответствии с Указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.03.2000 N Д-720у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами" (далее - Указание МПС РФ от 27.03.2000 N Д-720у). Памятка приемосдатчика N 851 подписана сдающей и принимающей сторонами, записи о повреждении контейнера нет.
Погрузка груза в контейнер осуществлялась грузоотправителем (ОАО "Белорецкий металлургический комбинат"). В соответствии с п. 2.2.7. Договора Клиент обязуется загружать, размещать и закреплять грузы в контейнерах в соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и другими нормативными документами. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность контейнеров.
Доводы заявителя не могут быть приняты по следующим основаниям. Представитель Ответчика на оборотной стороне железнодорожной накладной N ЭВ876532 в графе 1: "Груз размещен и закреплен согласно § ТУ N ЦМ-943 039.207.007 главы 12 технических условий правильно..." поставил свою подпись, таким образом, грузоотправитель подтвердил правильность расположения и крепления груза в контейнере.
После погрузки груза в контейнер, закрытый и опломбированный грузоотправителем контейнер N RZDU 0038941 был принят на станции отправления в соответствии с п. 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28 - путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния контейнера.
Согласно железнодорожной накладной N ЭВ876532 груженый контейнер N RZDU 0038941 был отправлен 23.11.2011 в адрес грузополучателя ООО "Аккорд М" - станция назначения Барнаул Западно-Сибирской железной дороги.
На станции назначения при выгрузке контейнера N RZDU 0038941 было обнаружено: "...все нижние кулачки не заведены в стопоры дверных запоров, деформированы. От нижней балки двери отжимаются до 100 мм, груз не просматривается. На обеих дверях деформированы петли: на левой двери три снизу, на правой нижняя петля. Левая дверь отжимается со стороны петель до 35 мм. На дверях в нижней части выпуклость по всей ширине размером 100x1200 мм.". По данным обстоятельствам составлен акт общей формы от 28.11.2011 N 8/2641 и дано оперативное донесение 3206 от 29.11.2011 г.
В присутствии грузополучателя 02 декабря 2011 года было организовано комиссионное вскрытие контейнера для проверки правильности погрузки груза в контейнер и установлении причин повреждения контейнера.
При проверке было установлено: "в дверном проеме щит ограждения отсутствует. На расстоянии 150 мм от пола в пазу гофры правой стенки установлен брусок размером 100* 100x2330мм, который в средней части сломан по всей ширине. Обломки второго бруска размерами 100x100x450мм, 100x100x550мм, 100x100x1330 мм находятся сверху на мотках двери. Часть обломков при открытии дверей выпали из контейнера.
Груз - проволока стальная в мотках, упакован в полипропилен, уложен в один ярус по высоте и три ряда по ширине контейнера, в третьем ряду уложено два мотка. Диаметр мотка 600 мм. Имеется смещение и навал груза на двери. Торцевая стенка не ограждена. Между грузом и торцевой стенкой имеется зазор до 400 мм, на полу контейнера находится брусок размером 100х 100x2330мм, края не входят в пазы гофров. Груз от продольного смещения не закреплен. Примененные средства не предотвращают перемещение груза в продольном направлении..." Данные обстоятельства зафиксированы в акте общей формы от 02.12.2011 г. N 8/2697 и дано оперативное донесение 233 от 03.12.2011. Грузополучателем данный акт был подписан без разногласий и замечаний.
Кроме вышеуказанных актов общей формы, в соответствии с п. 7. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 45 был составлен акт о повреждении контейнера от 02.12.2011 N 55.
Согласно п. 2.5. Технических условий при размещении в контейнере цилиндрических грузов, они должны быть ограждены щитом на высоту погрузки, когда суммарная величина зазоров по длине или (и) по ширине контейнера между отдельными единицами груза и между ними и стенками контейнера превышает 200 мм. Щит должен состоять из двух стоек, устанавливаемых по углам контейнера, и горизонтальных досок, располагаемых вплотную друг к другу или с промежутками величиной не более ширины доски. Толщина стоек и горизонтальных досок щита должна быть не менее 40 мм. Доски к стойкам прибивают гвоздями длиной не менее 80 мм, количеством не менее двух штук в каждое соединение. Щит устанавливают перпендикулярно продольной плоскости симметрии контейнера таким образом, чтобы горизонтальные доски щита входили в выемки гофров обеих боковых стен контейнера.
Пунктом 2.6. Технических условий устанавливаются правила крепления грузов, исключающее возможность его перемещений внутри контейнера, осуществляющееся путем установления заградительных щитов, которые могут выполняться в двух вариантах: с передачей продольных усилий от груза на угловые стойки дверного проема; с передачей продольных усилий на боковые стенки контейнера. В обоих вариантах основой щита служат три поперечные доски сечением 50x150 мм, расположенные широкой стороной в горизонтальной плоскости приблизительно на одинаковых расстояниях по высоте друг от друга. Нижняя из них укладывается на пол контейнера, вторая располагается на уровне середины высоты штабеля и третья - на уровне середины высоты верхнего яруса груза. Длина этих досок должна быть: в первом варианте исполнения щита - от 2310 до 2320 мм включительно, во втором - от 2410 до 2420 мм включительно.
В связи с необходимостью устранения повреждений контейнера N RZDU 0038941 для возможности его дальнейшего использования, после выгрузки груза из контейнера, контейнер был отремонтирован истцом, что подтверждается уведомлением на ремонт контейнера от 03.12.2011, уведомлением на приемку контейнеров из текущего ремонта от 05.12.2011.
Стоимость ремонта контейнера N RZDU 0038941 составила 13 144 (тринадцать тысяч сто сорок четыре) руб. 52 коп. (калькуляция стоимости ремонта универсального контейнера N RZDU 0038941 от 05.12.2011).
Истцом в адрес клиента направлялись претензии о возмещении затрат на ремонт поврежденного контейнера от 21.05.2012 N КЮ-12/10 и от 13.08.2012 N КЮ-12/28.
Однако, ответом от 25.07.2012 N 011-16/62 Клиентом было отказано в удовлетворении претензии от 21.05.2012 N КЮ-12/10, ответа на претензию от 13.08.2012 N КЮ-12/28 в адрес ОАО "ТрансКонтейнер" не поступало.
Пунктом 4.1. договора установлено, что если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств одной стороной был причинен материальный ущерб другой стороне, он подлежит возмещению виновной стороной в полном объеме. Пунктом 4.9. договора предусмотрена ответственность клиента за повреждения переданных для перевозки груза контейнеров. Размер ответственности определяется стоимостью ремонта поврежденных контейнеров.
На основании вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, делает вывод о том, что повреждение контейнера RZDU 0038941 произошло вследствие нарушения грузоотправителем Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору ОАО "ТрансКонтейнер" причинены убытки как было указано выше в размере 13 144 руб. 52 коп. за ремонт контейнера RZDU 0038941., которые и подлежат возмещению ответчиком.
Доводы ответчика о том, что ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" погрузку и крепление груза в контейнер N RZDU-0038941 производил согласно п. 2.5. гл. 12 Технических условий, не могут быть приняты.
Глава 12 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утв. МПС России 27.05.2003 N ЦМ-943 (далее - Технические условия) определяет условия и требования к размещению и креплению грузов в универсальных крупнотоннажных контейнерах.
В пункте 2.5. Технических условий указано, что при размещении в контейнере цилиндрических грузов торцовая стена и двери контейнера должны быть ограждены щитом на высоту погрузки в случаях, когда суммарная величина зазоров по длине или (и) по ширине контейнера между отдельными единицами груза и между ними и стенками контейнера превышает 200 мм. Щит должен состоять из двух стоек, устанавливаемых по углам контейнера, и горизонтальных досок, располагаемых вплотную друг к другу или с промежутками величиной не более ширины доски.
Толщина стоек и горизонтальных досок щита должна быть не менее 40 мм. Доски к стойкам прибивают гвоздями длиной не менее 80 мм, количеством не менее двух штук в каждое соединение. Щит устанавливают перпендикулярно продольной плоскости симметрии контейнера таким образом, чтобы горизонтальные доски щита входили в выемки гофров обеих боковых стен контейнера.
Варианты изготовления щитов приведены в п. 2.6 главы 12 Технических условий.
Однако, при вскрытии контейнера N RZDU-0038941 было обнаружено, что ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" нарушило требования размещения в крупнотоннажных контейнерах грузов цилиндрической формы - двери контейнера не были ограждены по всей высоте погрузки щитом, а вместо щита Ответчиком были использованы 2 бруска, один размером 100x100x2330 мм, который при транспортировке сломался в средней части по всей ширине, второй размерами 100x100x450 мм, 100x100x550 мм, 100x100x1330 мм, который сломался на несколько частей, что подтверждается представленным в материалы дела актом общей формы от 02.12.2011 N 8/2697. Следовательно, ответчик при погрузке и креплении груза нарушил п. 2.5, п. 2.6 главы 12 Технических условий.
Из акта общей формы от 02.12.2011 N 8/2697 явствует, что ответчиком при размещении и креплении груза были использованы 3 отдельных бруска, расположенных в разных частях контейнера.
Таким образом, имеющийся в материалах дела расчет, представленный ответчиком, не соответствует фактической погрузке груза в контейнер RZDU-0038941 и не может свидетельствовать о соблюдении ответчиком Технических условий.
В соответствии со ст. 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются актами.
Актом общей формы от 02.12.2011 N 8/2697, который составлялся в целях проверки правильности погрузки груза и установления причин повреждения контейнера, установлено, что грузоотправителем, то есть ОАО "Белорецкий металлургический завод", нарушены требования гл. 12 раздел 2.5, 2.6 Технических условий, что привело к повреждению контейнера.
Данный акт был составлен в соответствии с п. 3.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 30.06.2003 г. N 4856 и является документом, удостоверяющим факт повреждения контейнера.
В акте о повреждении контейнера от 02.12.2011 N 55 указана причина повреждения - нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах гл. 12 п. 2.5, 2.6, а также установлен виновник повреждения -грузоотправитель ОАО "Белорецкий металлургический комбинат".
Акт общей формы от 02.12.2011 N 8/2697 и акт о повреждении контейнера от 02.12.2011 N 55 составлены в присутствии представителя грузополучателя, которым в подтверждение объективности и действительности установленной причины повреждения контейнера, проставлена подпись.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013 по делу N А55-33159/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33159/2012
Истец: ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", Филиал открытого акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на Куйбышевской железной дороге
Ответчик: ОАО "Белорецкий металлургический комбинат"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ООО "Аккорд М"