город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А32-9861/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2013 по делу N А32-9861/2012 (судья Гречко О.А.) по заявлению администрации муниципального образования город-курорт Сочи к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае при участии третьих лиц: Торосян Сусанны Артемовны, Подлисной Евдокии Ильиничны, Черкезян Каринэ Грачевны о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен (почтовое уведомление N 34400261471873);
от заинтересованного лица: представитель Козак А.В.(доверенность б/н от 17.04.2013);
от третьих лиц: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены (почтовые уведомления N 34400261471903,N 34400261471910, N 34400261471927);
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее Управление) о признании незаконным отказа в передаче земельных участков с кадастровым номером 23:49:0204007:1 А площадью 370 кв.м по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.Московская, 15, с кадастровым номером 23:49:0402040:612 площадью 1468 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Нижнеимеретииская, 129, относительно ориентира жилой дом, с кадастровым номером 23:49:0402039:51 площадью 574 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Суздальская, 17а, с кадастровым номером 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а, с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул.Ивановская, 38; и об обязании Территориального управления передать указанные участки в муниципальную собственность.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон N 244-ФЗ от 03.12.2008) заинтересованным лицом в установленные сроки не принято решение о передаче в муниципальную собственность муниципального образования город Сочи спорного земельного участка, находящегося в границах курорта федерального значения.
К участию в деле в качестве третьих лиц третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены арендаторы земельных участков Торосян С.А., Подлисная Е.И., Черкезян К.Г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2012 заявленные требования удовлетворены в части участков с кадастровыми номерами: 23:49:0204007:1 площадью 370 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Московская,15; 23:49:0402040:612 площадью 1468 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимеретинская, 129; 23:49:0402039:51 площадью 574 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Суздальская,17а. Судом установлено, что указанные земельные участки расположены в границах курорта федерального значения Сочи, в связи с чем, порядок их передачи определяется Федеральным законом N 244-ФЗ от 03.12.2008. Право федеральной собственности зарегистрировано до вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008. Предоставление администрацией спорных земельных участков в аренду до передачи ей полномочий по распоряжению земельными участками в границах курорта федерального значения не препятствует передаче земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 244-ФЗ от 03.12.2008. В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ N 270 от 13.07.2010, обращение администрации о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, направленное заявителем в Росимущество, было передано на рассмотрение в ТУ Росимущества в Краснодарском крае. В связи с этим, суд удовлетворил требования, заявленные к ТУ Росимущества в Краснодарском крае, которое приняло решение об отказе в передаче участков при отсутствии законных оснований для такого отказа. Поскольку в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а, с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул. Ивановская, 38 администрацией не представлено доказательств нахождения их в границах курортного региона, в зоне округа санитарной охраны курорта - суд первой инстанции в этой части требований отказал.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и администрация муниципального образования город-курорт Сочи обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение в части удовлетворения требований отменить, в иске отказать, указывает, что в нарушение Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 49 от 27.02.2009, предложение о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность было направлено администрацией не в ТУ Росимущества в Краснодарском крае, уполномоченное на распоряжение спорными участками, а в Росимущество. В связи с этим, у суда отсутствовали основания для оценки процедуры рассмотрения ТУ Росимущества в Краснодарском крае в рамках сроков и процедуры, предусмотренной действующим законодательством. Передача в муниципальную собственность земельных участков, являющихся предметом ничтожных сделок являлась предметом прокурорской проверки.
Администрация в апелляционной жалобе просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований, поскольку из кадастровых документов видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул.Ивановская, 38 находится в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта. Поскольку у администрации Сочи не было возможности представить соответствующие документы в суд первой инстанции, суд не рассмотрел дело в полном объеме.
Третьим лицом Торосян С.А. в суд апелляционной инстанции представлен кадастровый паспорт от 06.10.2010 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а, согласно сведениям которого земельный участок находится в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта.
В судебном заседании представитель Территориального Управления поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Кадастровые паспорта земельных участков приобщены к материалам дела на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета доказывания по делу.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились. Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.03.2009 N 4007-ИМ/Д23 в рамках реализации ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи направлено обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом от 29.09.2011 N 02-05-14/12796, от 04.08.2010 N 02-05-14/7533, от 04.03.2010 г. N 02-05-14/1856, от 25.08.2009 N 6683/01-02-11 с перечнем земельных участков для принятия решения о передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность.
За Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на следующие земельные участки: с кадастровым номером 23:49:0204007:1 А площадью 370 кв.м по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.Московская, 15; с кадастровым номером 23:49:0402040:612 площадью 1468 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Нижнеимеретииская, 129, относительно ориентира жилой дом; с кадастровым номером 23:49:0402039:51 площадью 574 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Суздальская, 17а; с кадастровым номером 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а; с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул.Ивановская, 38.
При этом, в отношении указанных земельных участков в ЕГРП имеются записи о государственной регистрации обременения права в виде права аренды в пользу третьих лиц.
Согласно кадастровым паспортам всех участков, спорные земельные участки расположены в границах муниципального образования город-курорт Сочи во второй зоне округа санитарной охраны курорта.
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, руководствуясь частью 6 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008, обратился в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с предложением о передаче в муниципальную собственность муниципального образования город Сочи ряда земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402039:51, 23:49:0402040:612, 23:49:0204007:1, 23:49:0404006:826 и 23:49:0402020:0022.
В письме от 17.01.2012 N 10-10/284 ТУ Росимущества в Краснодарском крае сообщило Администрации муниципального образования г. Сочи об отказе в передачи земельных участков в муниципальную собственность, так как в перечень земельных участков, предлагаемых к передаче в собственность муниципального образования города- курорта Сочи включаются участки, не соответствующие требованиям ч.4 ст. 1 ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Указывая, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае незаконно уклоняется от принятия решения о передаче спорных земельных участков, расположенных в границах курорта федерального значения, в муниципальную собственность муниципального образования город Сочи, администрация обратилась в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 предусмотрено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008.
Согласно части 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
Таким образом, единственным критерием применимости Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ для целей решения вопроса о передаче (разграничении) права на земельный участок является критерий нахождения земельного участка в границах курорта федерального значения.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06 июля 1994 года N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" следует, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Поскольку в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории).
Исходя из пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N270 от 13.07.2009 суд первой инстанции правильно указал на правомерность обращения администрации г.Сочи 09.11.2011 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции также сделал правильный вывод о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручало провести проверку представленных администрацией документов, создать комиссию с целью проверки фактического использования земельных участков и при наличии законных оснований принять решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность спорных земельных участков, однако заинтересованным лицом таких действий не предпринято. Поскольку суд посчитал, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402039:51, 23:49:0402040:612 и 23:49:0204007:1 расположены в городе Сочи, во второй зоне округа санитарной охраны курорта, что следовало из кадастровых паспортов, то и удовлетворил заявленные требования в части.
Вместе с тем, суд не истребовал сведения о кадастровом учете в отношении всех земельных участков.
При этом суд первой инстанции не учел, что, рассматривая настоящее дело в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства по своей инициативе (часть 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом факт нахождения спорных земельных участков в черте муниципального образования следовал из материалов дела.
Апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции полностью не исследовал представленные сторонами доказательства, не истребовал сведения о кадастровом учете всех земельных участков, что привело к принятию неверного решения в части.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными с возложением обязанности устранить допущенное нарушение.
Все спорные земельные участки (в том числе и те, в отношении которых отказано в удовлетворении заявленных требований) расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи, поэтому следует исходить из того, что земельные участки находятся на территории курорта федерального значения. Сведения кадастровых паспортов подтверждают особый режим использования земли и нахождение спорных земельных участках в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта.
Следовательно, к порядку передачи указанных земельных участков применимы положения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
По правилам статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил действия (бездействие).
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, в том числе, в связи с необходимостью передачи данных участков в собственность субъекта Российской Федерации (части 2, 9 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ) или сохранения земельных участков в федеральной собственности (часть 8 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
Доводы ТУ Росимущества в Краснодарском крае об отнесении спорных земельных участков к федеральной собственности, ввиду планируемого размещения на нем олимпийского объекта федерального значения, подлежат отклонению.
Статьей 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отнесения земельного участка в границах курорта федерального значения к собственности Российской Федерации, который включает, в том числе отнесение такого участка к федеральной собственности федеральным законом.
К земельным отношениям связанным с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта применяются специальные нормы Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
В силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств федерального бюджета, предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство соответствующих олимпийских объектов федерального значения, без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов.
Решение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для строительства олимпийских объектов федерального значения, принимается на основании заявления Корпорации или организации, осуществляющей строительство олимпийского объекта федерального значения за счет средств федерального бюджета, к которому прилагаются документы, указанные в части 16 статьи 15 настоящего Федерального закона. В заявлении указываются вид права, на котором предоставляются указанные земельные участки (безвозмездное срочное пользование, аренда), и срок, на который они предоставляются. При этом представление других документов не требуется (часть 5.1 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
Доказательств, свидетельствующих о рассмотрении вопросов об изъятии земельных участков для федеральных нужд и предоставления земельных участков для строительства олимпийского объекта, не представлено.
Сведений о резервировании спорных земельных участков в целях размещения олимпийских объектов, осуществленного в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, в материалы дела также не представлено.
Согласно части 5.2 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ в случае, если для строительства олимпийского объекта федерального значения предоставляются земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, администрация Краснодарского края на основании заявления, указанного в ч. 5.1 настоящей статьи, направляет в орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи соответствующее уведомление, на основании которого орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Следовательно, законом не исключается возможность предоставления для строительства объекта федерального значения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Вопрос о дальнейшем предоставлении данного земельного участка для строительства олимпийского объекта подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.
Наличие договоров аренды земель курорта федерального значения, заключенных между арендаторами и администрацией г. Сочи до вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 также не может являться препятствием для реализации предусмотренной указанным законом процедуры передачи земельных участков, расположенных в границах курортов федерального значения.
Поскольку ТУ Росимущества в Краснодарском крае, в нарушение статей 65, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательства наличия предусмотренных законом оснований для отказа в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность муниципального образования город Сочи, требования администрации подлежали удовлетворению в полном объеме с возложением соответствующей обязанности на заинтересованное лицо передать спорные участки в муниципальную собственность согласно частям 4, 6 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а, с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул. Ивановская, 38, которые, как подтверждено материалами дела, находятся в границах курортного региона, в зоне округа санитарной охраны курорта, подлежит отмене с принятием нового судебного акта на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2013 по делу N А32-9861/2012 в части отказа в заявленных требованиях отменить. Принять в указанной части новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, в передаче земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а, с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул. Ивановская, 38, из федеральной в муниципальную собственность, как противоречащее ст.1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течение месяца с даты принятия постановления принять решение о передаче в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 9а, с кадастровым номером 23:49:0404006:826 площадью 804 кв.м по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул. Ивановская, 38.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9861/2012
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Подлисная Евдокия Ильинична, Торосян Сусанна Артемовна, Торсян С А, Черкезян Каринэ Грачевна, Территориальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом