город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2013 г. |
дело N А32-22718/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,
при участии:
от заявителя: представителя Привалова Д.А. по доверенности от 01.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28 января 2013 года по делу N А32-22718/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта"
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, занятого объектом недвижимости,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (далее - заявитель, ООО "Мактрен-Нафта") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - заинтересованное лицо, ТУ ФАУГИ в КК), в котором просило:
- признать действия ТУ ФАУГИ в КК, выраженные в отказе в предоставлении ООО "Мактрен-Нафта" в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, порт Темрюк, с кадастровым номером 23:30:0401003:34, площадью 6 151 кв.м., незаконным;
- обязать ТУ ФАУГИ в КК в месячный срок направить заявителю проект договора купли-продажи указанного участка по цене, установленной на дату подачи заявления о выкупе земельного участка (в порядке уточнения первоначально заявленных требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 154).
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО "Мактрен-Нафта" для целей строительства и эксплуатации технологической автодороги на праве аренды по договору N 3000002601 от 21.01.2005 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 общей площадью 6 151 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк. В 2007 году обществом на указанном земельном участке была возведена и введена в эксплуатацию технологическая внутриплощадочная автодорога протяжённостью 240 м., право собственности на которую было зарегистрировано в ЕГРП 15.01.2009.
22.01.2010 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
ООО "Мактрен-Нафта" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось к управлению с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность. В письме N 09-10/8491 от 02.02.2012 ТУ ФАУГИ в КК отказало обществу в предоставлении земельного участка, мотивировав это тем, что частью 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) установлен запрет на передачу в собственность земельных участков, находящихся в морских портах.
ООО "Мактрен-Нафта" полагает, что отказа ТУ ФАУГИ в КК не соответствует положениям Закона N 178-ФЗ, части 4 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), а также общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, федеральное агентство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 января 2013 года по делу N А32-22718/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в границах морского порта. Из буквального толкования положений статьи 28 Закона N 261-ФЗ следует, что в собственность юридического лица может быть предоставлен только земельный участок, который непосредственно занят объектом недвижимого имущества, принадлежащему лицу на указанном праве. Допущение иного способно вызывать существенные затруднения при выполнении администрацией морского порта возложенной на неё законом функций, в том числе обеспечения порядка в морском порту, принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участия в организации работ по ликвидации таких ситуаций, осуществлению контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- суд первой инстанции необоснованно пришёл к выводу о том, что на спорном земельном участке отсутствует объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО "Мактрен-Нафта" на праве собственности. Суд не учёл, что технологическая автодорога отвечает всем критериям сложного объекта недвижимости;
- выводы суда о том, что представление в собственность земельного участка ООО "Мактрен-Нафта" будет являться препятствием при осуществлении функций, возложенных на администрацию морского порта, является ошибочным, поскольку согласно письму федерального государственного учреждения "Администрация морских портов Тамани" спорный земельный участок не предназначен для обеспечения безопасности мореплавания и оказания услуг, не используется для обеспечения в морском порту государственного контроля, для перспективных нужд порта Темрюк не зарезервирован;
- суд не учёл, что по смыслу норм Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Мактрен-Нафта" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Представитель предоставил суду заключение специалиста, согласно которому для эксплуатации технологической внутриплощадочной автодороги с учётом прохождения в 2 метрах от неё трассы наружного газопровода требуется земельный участок площадью 6151 кв.м. Представитель также обратился с письменным ходатайством, в соответствии с которым в случае удовлетворения апелляционной жалобы просил отнести все судебные расходы общества по делу на ООО "Мактрен-Нафта".
Заинтересованное и третье лица явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного рассмотрения апелляционной жалобы, отзывы не представили. В отношении указанных лиц дело подлежит рассмотрению в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Темрюкского района N 2597 от 15.07.2004 между администрацией Темрюкского района и ООО "Мактрен-Нафта" был заключён договор N 3000002601 от 21.01.2005 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34, площадью 6151 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк. Земельный участок предоставлен в аренду сроком на 10 лет для строительства и эксплуатации технологической автодороги (т. 1 л.д. 14-23).
В 2007 году на данном земельном участке заявителем построена и введена в эксплуатацию технологическая внутриплощадочная автодорога протяженностью 240 м., на которую 15.01.2009 ООО "Мактрен-Нафта" зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2009 серия 23 АЕ N 356469 и выпиской из ЕГРП от 10.01.2013 (т. 1 л.д. 25, 29, 168-171). Автодорога расположена по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, кадастровый номер земельного участка 23:30:0401003:34.
Согласно данным кадастрового паспорта, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 был поставлен на кадастровый учёт 03.02.2005, относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, имеет разрешённое использование - для строительства и эксплуатации технологической автодороги (т. 1 л.д. 26-28).
22.01.2010 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2010 и выпиской из реестра федерального имущества (т. 1 л.д. 81-82).
Первоначально ООО "Мактрен-Нафта" 25.01.2012 обратилось к ТУ ФАУГИ в КК с заявлением N 51/12 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34 в собственность обществу за плату. Заявление общества было мотивировано нахождением на земельном участке принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - технологической внутриплощадочной автодороги и основано на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 12).
Письмом N 09-10/2480 от 28.02.2012 ТУ ФАУГИ в КК предложило заявителю представить документы, подтверждающие расторжение договора аренды земельного участка N 3000002601 от 21.01.2005, а также документы, предусмотренные пунктами 4, 5, 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N475 (т. 1 л.д. 10-11).
Соглашением от 03.05.2012, подписанным между ООО "Мактрен-Нафта" и администрацией МО Темрюкский район, договор аренды земельного участка N 3000002601 от 21.01.2005 был расторгнут, соглашение зарегистрировано в ЕГРП в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 24).
13.06.2012 ООО "Мактрен-Нафта" повторно обратилось в ТУ ФАУГИ в КК с заявлением от N 441/12 о приобретении в собственность за плату спорного земельного участка, приложив испрашиваемые в письме N 09-10/2480 от 28.02.2012 документы.
В письме N 09-10/8491 от 02.02.2012 ТУ ФАУГИ в КК указало, что ввиду уплаты обществом арендных платежей за земельный участок за период с 22.01.2010 по настоящее время администрации Темрюкского района, управлением проводятся оценочные работы по определению суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Управление также указало, что ООО "Мактрен-Нафта" необходимо представить заключение Морской администрации порта Кавказ и Темрюк о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в границах морского порта Темрюк. Управление разъяснило, что, если земельный участок находится на территории морского порта, то обществу будет отказано в предоставлении земельного участка в собственность, так как в данном случае приватизация участка будет невозможной в силу положений Закона N 178-ФЗ.
Полагая, что ответ ТУ ФАУГИ в КК нарушает права ООО "Мактрен-Нафта" на приобретение земельного участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Из содержания уточнённого заявления ООО "Мактрен-Нафта" следует, что общество оспаривает действия ТУ ФАУГИ в КК, выраженные в отказе в предоставлении ООО "Мактрен-Нафта" в собственность за плату земельного участка. Вместе с тем, ввиду того, что письмо ТУ ФАУГИ в КК N 09-10/8491 от 02.02.2012 не содержит прямой отказ в предоставлении земельного участка в собственность обществу, суд апелляционной инстанции расценивает заявленные требования как оспаривание бездействия органа государственной власти, выразившееся в непринятии решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в установленный действующим законодательством срок.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что обязательным условием для признания бездействия органа государственной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение бездействием органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 действительно располагается на территории морского порта Темрюк, границы которого закреплены распоряжением Правительства Российской Федерации N 925-р от 15.07.2009, что подтверждается письмом заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта N ОТ-21/7027 от 15.07.2010, письмом ФГУ "Администрация морских портов Тамани" N 13/1834 от 29.10.2012 (т. 1 л.д. 72-80, 142-143, 156).
Вместе с тем, применительно к рассматриваемому спору данное обстоятельство не могло являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка ООО "Мактрен-Нафта" на праве собственности по следующим основаниям.
Как указывалось ранее, обращение ООО "Мактрен-Нафта" к ТУ ФАУГИ в КК с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату было основано на факте нахождения на участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего обществу, и на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По общему правилу, закреплённому подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Абзацем 7 пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ устанавливается, что, если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Частью 3 статьи 28 Закона N 261-ФЗ также закреплено, что земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность.
Вместе с тем, исключение из указанного общего правила закреплено в части 4 статьи 28 Закона N 261-ФЗ, согласно которой земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, и искусственные земельные участки, созданные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на водных объектах в соответствии с Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", могут находиться в их собственности.
Как следует из материалов дела, технологическая внутриплощадочная автодорога и примыкающий к ней технологический газопровод протяжённостью 1500 м. являются часть имущественного комплекса ООО "Мактрен-Нафта", необходимого для осуществления деятельности по перевалке, приёму, накоплению, хранению СУГ. Непосредственно технологическая внутриплощадочная автодорога и технологический газопровод используются ООО "Мактрен-Нафта" в целях доставки СУГ от резервуаров для хранения к гидротехническому сооружению - причалу N 51. Объекты недвижимости, входящие в состав технологического имущественного комплекса, располагаются на территории морского порта Темрюк и принадлежа ООО "Мактрен-Нафта" на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права. Ранее часть земельных участков, занятых объектами недвижимости ООО "Мактрен-Нафта", была предоставлена обществу на праве собственности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что технологическая внутриплощадочная автодорога и примыкающий к ней технологический газопровод непосредственно используются ООО "Мактрен-Нафта" для осуществления своей деятельности в морском порту. Это обстоятельство также подтверждается письмом ФГУ "Администрация морских портов Тамани" N 13/065 от 17.01.2013, согласно которому спорный земельный участок используется ООО "Мактрен-Нафта" для осуществления деятельности в морском порту, а именно для подъезда транспортных средств к гидротехническому сооружению - причалу N51 (т. 1 л.д. 157).
С учётом изложенного, ООО "Мактрен-Нафта", как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:34, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 28 Закон N 261-ФЗ вправе требовать передачи участка себе в собственность за плату.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что общество испрашивает земельный участок, по размеру превышающий непосредственно занятый принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости участок.
Действительно, согласно справке филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Темрюкскому району от 18.01.2013 N 77 при натурном обследовании на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:34, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, порт Темрюк, возведены следующие объекты недвижимости (сооружения): технологическая внутриплощадочная автодорога площадь застройки 4320,0 кв.м., ограждение протяженность 557,94 метра, мощение площадью 754,0 кв.м.
Общая площадь застройки на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:34 составляет 5074,0 кв.м. Процент застройки земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34 составляет 82% (т. 1 л.д. 158).
Вместе с тем, суд не учёл, что на испрашиваемом земельном участке помимо технологической внутриплощадочной автодороги располагается и технологический газопровод, также являющийся объектом недвижимого имущества, принадлежащим обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЕ N 356470 от 15.01.2009.
ООО "Мактрен-Нафта" в материалы дела был представлен акт строительно-технического исследования N 44/144-12-Э, подготовленный специалистом некоммерческого партнёрства "Палата судебных экспертов "СУДЭКС".
Согласно данному акту специалистом с результатами проведённых исследований было установлено, что автодорогой занята площадь земельного участка равная 82% от общей площади земельного участка. Оставшаяся часть земельного участка в процентном отношении составляет 18% и используется:
- как место для разворота автотранспортных средств (СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). Автодорога является тупиковой и иных мест для разворота не имеет;
- вдоль автодороги расположены технологические трубопроводы. Площадь застройки автодороги возможно использовать для эксплуатации и обслуживания существующих трубопроводов (техническое обслуживание, покраска, подъезд обслуживающих транспортных средств).
Таким образом, земельный участок площадью 6151 кв.м., имеющий кадастровый номер 23:30:0401003:34, в установленных границах соответствует нормам для эксплуатации технологической внутриплощадочной автодороги и технологических трубопроводов.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34 соответствует требованиям норм СНиП, требованиям пожарной безопасности в части безопасной эксплуатации автодороги и трубопроводов ООО "Мактрен-Нафта", а именно:
- постановлению Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей";
- ГОСТ Р 54257-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования (утверждён и введен в действие приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст);
- "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" (утв. приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 780);
- "СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги" (утв. постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233);
- СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Москва 2011 год.
Специалистом установлено, что с учетом сложившейся застройки территории (автодорога, разворотная площадка, трубопроводы, ограждения), а также согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей" для трасс наружных газопроводов устанавливается охранная зона - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода. Строительство иных строений и сооружений на предъявленном к осмотру земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:34 площадью 6 151 кв.м., не предоставляется возможным в связи с действующими нормами и правилами и охранными зонами, предусмотренными техническими нормативами.
ООО "Мактрен-Нафта" в материалы дела представлены доказательства направления и вручения указанного заключения специалиста ТУ ФАУГИ в КК, при этом заинтересованное лицо не представило письменных возражений относительно правильности и обоснованности выводов специалиста.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 был сформирован с учётом существующих требований, в том числе, для целей эксплуатации технологической автодороги, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 26-28).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:34 с учётом расположенных на нём объектов недвижимого имущества может использоваться исключительно при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Мактрен-Нафта". Доказательства того, что земельный участок был сформирован без учёта норм отвода земель для конкретных видов деятельности или не в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, в материалы дела не представлены.
Таким образом, передача ООО "Мактрен-Нафта" в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34 площадью 6 151 кв.м. будет в полной мере соответствовать нормам действующего законодательства и не нарушит прав и законных интересов третьих лиц.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как указывалось ранее, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 названного Кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1 указанного Положения). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Территориальные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 ТУ ФАУГИ в КК осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учётом изложенного, в целях реализации своего преимущественного права на приобретение спорного земельного участка в собственность ООО "Мактрен-Нафта" обоснованно обратилось в ТУ ФАУГИ в КК.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, были представлены ТУ ФАУГИ в КК в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле заявлениями ООО "Мактрен-Нафта", и не оспаривается заинтересованным лицом.
Учитывая, что оснований для не предоставления в собственность ООО "Мактрен-Нафта" земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34 не имелось, ТУ ФАУГИ в КК согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации было обязано в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принять решение о предоставлении земельного участка обществу на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности было обязано осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Данной обязанности ТУ ФАУГИ в КК не исполнило, что свидетельствует о допущении им бездействия, не соответствующего действующему законодательство, которое повлекло нарушение прав и законных интересов ООО "Мактрен-Нафта".
При вынесении решения по делу суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта и для принятия по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В части возврата ООО "Мактрен-Нафта" из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению в размере 2 000 руб. решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Суд апелляционной инстанции удовлетворяет заявление ООО "Мактрен-Нафта" об отнесении понесённых обществом судебные расходы по делу на само общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 января 2013 года по делу N А32-22718/2012 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, в указанной части принять новое решение.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ОГРН 1032329061588, ИНН 2352034566) за плату земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34, площадью 6 151 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, порт Темрюк.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в месячный срок с даты принятия настоящего постановления принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ОГРН 1032329061588, ИНН 2352034566) за плату земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34, площадью 6 151 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, порт Темрюк.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:34, площадью 6 151 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, порт Темрюк, и направить его для подписания обществу с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ОГРН 1032329061588, ИНН 2352034566).
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22718/2012
Истец: ООО "Мактрен-Нафта"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Краснодарского края
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом