Тула |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А62-6276/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Дорошковой А.Г. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю.,
при участии представителей ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Техстрой" (ОГРН 10377190228522, ИНН 7719273955) - Радченкова О.М. (доверенность от 13.11.2012 N 83), Миронова А.А. (доверенность от 03.08.201),
в отсутствие истца - областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Смоленской области" (ОГРН 1096731003522, ИНН 6730081331) (далее - ОГКУ "УКС Смоленской области"), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Техстрой"
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.02.2013
по делу N А62-6276/2012 (судья Ткаченко В.А.),
установил следующее.
ОГКУ "УКС Смоленской области" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к ООО "Техстрой" о расторжении муниципального контракта в связи с прекращением бюджетного финансирования строительства, осуществляемого ответчиком по контракту.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.02.2013 исковые требования удовлетворены, государственный контракт N 25-2011ГК от 3.11.2011, заключенный между истцом и ответчиком, расторгнут.
На ООО "Техстрой" возложена обязанность в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу передать объект строительства: "Реконструкция 4-х этажного здания и 2-х этажного корпуса в д. Козьи горы, Смоленского р-на Смоленской области" по акту ОГКУ "УКС Смоленской области".
С ООО "Техстрой" в пользу истца взыскано 4 000 рублей в возмещение судебных расходов, а также 4 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В апелляционной жалобе ООО "Техстрой" просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указал, что на момент отказа истца от исполнения обязательств, установленных контрактом, и на момент его обращения в суд акт государственного органа, вследствие которого исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, издан не был. Полагает, что судом не учтено, что постановлением администрации Смоленской области от 16.07.2012 N 467 в инвестиционную программу бюджетных инвестиций внесены изменения - финансирование объекта строительства в 2012 году сокращено до 50 млн. рублей, то есть финансирование объекта в 2012 году не прекращено, а снижено, таким образом, исполнение обязательств истцом стало невозможным не полностью, а частично.
От ОГКУ "УКС Смоленской области" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец пояснил, что исковое заявление подано 14.09.2012, то есть после издания постановления администрации Смоленской области от 16.07.2012 N 467, согласно которому на финансирование объекта в 2012 году было выделено 50 млн. рублей, из которых 22 056 332 рубля 45 копеек были оплачены ответчику; в ходе судебного разбирательства приобщено к материалам дела постановление администрации Смоленской области от 28.12.2012 N 1097, в соответствии с которым объект и финансирование на него исключены из Областной адресной инвестиционной программы в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
03.11.2011 стороны заключили государственный контракт, согласно которому ООО "Техстрой" обязалось выполнить работы по строительству объекта: "Реконструкция 4-х этажного здания и 2-х этажного корпуса в д. Козьи горы, Смоленского р-на Смоленской области" согласно утвержденной проектной документации и графику работ, а ОГКУ "УКС Смоленской области" оплатить выполненные работы. Срок выполнения работ определен с 03.11.2011 по август 2013 года. Сроки выполнения отдельных этапов определяется графиком выполнения работ.
Согласно пункту 2.1, 2.3 и 3.4.2 контракта цена контракта составляла 491 270 217 рублей. Деньги выделятся из областного бюджета в 2012 году и в 2013 году по 245 635 108,5 рублей в год на основании областной адресной инвестиционной программы на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 года, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 02.02.2012 N 67.
По условиям контракта оплата работ производится без аванса, после выполнения этапа работ на сумму не менее сто миллионов рублей, на основании подписанного сторонами акта выполненных работ.
Постановлением администрации Смоленской области от 16.07.2012 N 467 в инвестиционную программу бюджетных инвестиций внесены изменения. Финансирование объекта строительства в 2012 году сокращено до 50 млн. рублей.
В связи с отсутствием финансирования, по письму истца строительно-монтажные работы были приостановлены.
17.07.2012 ООО "Техстрой" были предоставлены акты приемки выполненных работ на общую сумму 22 056 332,45 рублей, которые были приняты истцом и оплачены в соответствии с условиями государственного контракта, что подтверждается платежным поручением N 925 от 14.08.2012.
03.09.2012 Государственным заказчиком в адрес ООО "Техстрой" было направлено письмо от 31.08.2012 N 2844 с предложением расторгнуть Государственный контракт по соглашению сторон, в связи с отсутствием финансирования из средств областного бюджета и невозможностью выполнения обязательств по оплате со стороны Государственного заказчика.
05.09.2012 истцом был получен ответ ООО "Техстрой" с отказом расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Ссылаясь на отсутствие финансирования из средств областного бюджета и невозможностью выполнения обязательств по оплате, ОГКУ "УКС Смоленской области" обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Судом установлено, что постановлением администрации Смоленской области от 28.12.2012 N 1097 в соответствии с областным законом "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 года" в инвестиционную программу бюджетных инвестиций внесены изменения. Объект строительства "Реконструкция 4-х этажного здания и 2-х этажного корпуса в д. Козьи горы, Смоленского р-на Смоленской области" и финансирование исключены из инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9 Закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В силу статьи 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В соответствии с пунктами 22 и 30 Положения "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" целевые программы ведомства утверждаются на срок до 3 лет приказом руководителя субъекта бюджетного планирования, который устанавливает должностное лицо, ответственное за ее реализацию.
Прекращение реализации целевых программ ведомств осуществляется в рамках формирования перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Статьей 417 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.
Согласно статье 729 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается тот факт, что истец в полном объеме произвел оплату выполненных работ, предъявленных подрядчиком по актам приемки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что требования истца о расторжении контракта и понуждении ответчика передать истцу объект незавершенного строительства обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Довод заявителя жалобы о том, что на 2012 год финансирование объекта не прекратилось, а было уменьшено до 50 млн. руб. и подрядчик был вправе производить работы до указанного лимита, отклоняется судом апелляционной инстанции как не влияющий на правильность обжалуемого решения, поскольку оно вынесено в 2013 году, когда спорный объект был исключен из инвестиционной программы, вследствие чего правовых оснований для отказа в расторжении контракта не имелось.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относится на заявителя - ООО "Техстрой".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26 февраля 2013 года по делу N А62-6276/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Каструба |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6276/2012
Истец: Областное ГКУ "Управление капитального строительства Смоленской области"
Ответчик: ООО "Техстрой"