г. Самара |
|
29 мая 2013 г. |
Дело N А55-31800/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 9 Октябрьского района" - представителя Тихоновой Ю.В. (доверенность от 15.04.2013),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представителя Сомова А.Б. (доверенность от 09.01.2013 N 11/6),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2013 года
по делу N А55-31800/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 9 Октябрьского района", г.Самара,
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, г. Самара,
о признании предписания незаконным в части,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ответчик) об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, а также финансовых средств, направленных на реализацию национального проекта "Здоровье" и целей программы "Модернизация здравоохранения в Муниципальном медицинском бюджетном учреждении "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара, выявленных ТФОМС Самарской области в ходе проверки за период с 01 января 2011 года по 30 июня 2012 года, от 04 сентября 2012 N 5/477 в части обязания Муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежные средства в размере 1 584 635 руб. 00 коп. привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в виде взыскания штрафа в размере 1 123 136 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ТФОМС Самарской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель ТФОМС Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании приказа ТФОМС от 26.07.2012 N 300 ответчиком проведена комплексная проверка использования средств ОМС, приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональной программы "Модернизация здравоохранения" в Муниципальном медицинском бюджетном учреждении "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара за период с 01.01.2011 по 30.06.2012.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 23.08.2012.
Так, в ходе проверки установлено, что заявителем, в нарушение требований раздела 2 постановления Правительства Самарской области от 14.12.2010 N 644 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год", а также п. 3.2 "Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области" от 30.12.2010, утвержденного в четырехстороннем порядке министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, ТФОМС Самарской области, ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области и Самарской областной ассоциацией врачей в проверяемом периоде произведены расходы, не относящиеся к деятельности по обязательному медицинскому страхованию, на общую сумму 1668151 руб., в том числе: январь-ноябрь 2011 года - 1071859 руб.: пени по начислениям на оплату труда в ФФОМС и ПФ - 4 руб., оплата НДС - 18842 руб., бахилы для пациентов - 64670 руб., заработная плата сотрудников ЛПУ, работающих в медицинской комиссии при военкомате - 988343 руб.; декабрь 2011 года - 101903 руб. - заработная плата сотрудников ЛПУ, работающих в медицинской комиссии при военкомате; 1-е полугодие 2012 года - 494389 руб. - заработная плата сотрудников ЛПУ, работающих в медицинской комиссии при военкомате (л.д.14-53 т.1).
04.09.2012 Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области вынесено предписание N 5/477 от 04.09.2012 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, а также финансовых средств, направленных на реализацию национального проекта "Здоровье" и целей программы "Модернизация здравоохранения в Муниципальном медицинском бюджетном учреждении "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара, выявленных ТФОМС Самарской области в ходе проверки за период с 01 января 2011 года по 30 июня 2012 года (л.д.11-13 т.1).
В соответствии с предписанием заявитель обязан возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежные средства в размере 1668151 руб. 00 коп.
Кроме того, за использование не по целевому назначению средств ОМС в период с 01.01.2011 по 30.11.2011 в сумме 1071859 руб. в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего предписания заявитель обязан уплатить штраф в сумме 1071859 руб., за использование не по целевому назначению средств ОМС в период 01.12.2011 по 30.06.2012 в сумме 596292 руб. оплатить штраф в сумме 59629 руб.
Заявитель, полагая, что вынесенное предписание в части обязания возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежные средства в размере 1 584 635 руб. 00 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в виде взыскания штрафа в размере 1 123 136 руб. 00 коп., не соответствует закону, нарушает права заявителя, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых принят судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Подпунктом 12 п. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области отнесено осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверок и ревизий.
Фонд устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (подп. 5 п. 8 ст. 33 Федерального закона об обязательном медицинском страховании); осуществляет контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии (подп. 7 п. 8 ст. 33).
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что денежные средства в сумме 1584635 руб. из средств ОМС были израсходованы заявителем в проверяемом периоде на выплату заработной платы сотрудникам заявителя, работающим в медицинской комиссии в отделе Военного комиссариата Самарской облает по Октябрьскому, Куйбышевскому, Ленинскому и Самарской районам г.о. Самара в соответствии с договором на предоставление медицинских услуг, заключенным с Военным комиссариатом Самарской области.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что выплата заработной платы сотрудникам осуществлялась за счет денежных средств, получаемых заявителем от Военного комиссариата Самарской области согласно договору. В связи с нарушением со стороны Военного комиссариата Самарской области сроков перечисления платы по договору, учитывая недостаточность денежных средств для полного погашения задолженности по заработной плате на счете, открытом заявителю для учета средств, получаемых от оказания платных услуг, заявителем, во избежание тяжких последствий, заработная плата работникам выплачена за счет средств ОМС. В кратчайшие сроки после поступления денежных средств от Военного комиссариата Самарской области или за счет средств с предпринимательского счета заявителя временно отвлеченные денежные средства восстанавливались на счете ОМС. Заявитель полагает, что выплата заработной платы работникам, работающим в медицинской комиссии при военкомате, за счет средств ОМС была вызвана крайней необходимостью в целях предотвращения срыва призывной кампании и нарушения прав работников на получение вознаграждения за труд, охраняемых Конституцией РФ.
Таким образом, при вынесении предписания ТФОМС не учтено, что временно отвлеченные денежные средства в сумме 1668151 руб. были восстановлены в полном объеме.
Согласно акту проверки от 23.08.2012 за услуги по военкомату было восстановлено на лицевом счете ЛПУ средств больше (в сумме 156485 руб.), чем составили кассовые расходы за 1-е полугодие 2012 года (л.д.53 т.1).
При этом, как правильно указал суд, восстановленные денежные средства расходовались заявителем на цели, определенные Территориальной программой и Тарифным соглашением, что подтверждается отчетными документами - справками по форме N 14-Ф "Сведения о поступлении и расходовании средств обязательною медицинского страхования медицинскими организациями за январь - декабрь 2011 г." и "Сведения о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями за январь-июнь 2012 г.". Представлением данных документов заявитель отчитывается перед ТФОМС по денежным средствам ОМС.
В соответствии с данной формой средства ОМС, полученные в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. от страховых медицинских организаций по линии ОМС были израсходованы в соответствии с п. 3.2 Тарифного соглашения, что не оспаривается ТФОМС (л.д.58-73 т.1).
Как указано во вступивших в силу судебных актах по делу N А55-20043/2011 форма N 14-Ф является отчетным документом, подтверждающим использования средств ОМС по целевому назначению.
Кроме того, возврат в бюджет ТФОМС уже восстановленных средств ОМС в размере 1668151 руб., за счет средств, полученных заявителем от оказания платных медицинских услуг, повлечет восстановление в двойном размере, тогда как перечисление этой суммы за счет полученных от страховых медицинских организаций средств ОМС приведет к значительному сокращению заявителем расходов по ОМС, что в свою очередь отразится на качестве медицинских услуг, предоставляемых застрахованным по ОМС гражданам.
Из оспариваемого в части предписания следует, что за использование не по целевому назначению средств ОМС в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. в сумме 1668151 руб. заявитель обязан уплатить штраф в размере 1131488 руб. (1071859 руб.+59629 руб.).
Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 14.06.2011 N 136-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон. Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.
Как правильно указал суд, поскольку ответчиком по результатам проверки выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в новой редакции, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, то фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А69-711/2012.
Судом установлено, что проверка использования заявителем средств ОМС проводилась ТФОМС в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Данное Положение утвердило порядок проведения территориальными фондами ОМС проверок и ревизий медицинских организаций, действующих в системе ОМС.
Согласно п. 21.3 Положения от 16.04.2012 акт проверки должен содержать заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ от 29.11.2010.
Как следует из материалов дела, акт от 23.08.2012 указанной информации не содержит. При этом в Положении от 16.04.2012 отсутствуют требования о том, что по результатам проверки в случае выявления нарушений выдается предписание.
Следовательно, правомерным является довод заявителя о том, что выдача в данном случае по результатам проверки предписания противоречит требованиям Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Заявитель, обращаясь в суд, согласился с содержащимся в предписании требованием о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС в сумме 83 516 руб., израсходованных на пени по начислениям на оплату труда в ФФОМС и ПФ - 4 руб., оплату НДС - 18 842 руб., приобретение бахил для пациентов - 64 670 руб.
Заявитель также согласен с уплатой штрафа в размере 10% от суммы использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 8 352 руб.
С учетом изложенного, судом произведен расчет незаконно взыскиваемого штрафа, который составил 1123136 руб. (1131488 руб. - 8352 руб.). Общая сумма признаваемых заявителем требований составила: 91 868 руб. (83 516 руб. + 8 352 руб.).
Денежные средства в указанной сумме перечислены в бюджет ТФОМС, что подтверждается платежными поручениями N 2805 от 19.2012 на сумму 4,00 руб., N 2800 от 19.09.2012 на сумму 11 660,72 руб., N 2806 от 19.09.2012 на сумму 64 670,00 руб., N 2799 от 19.09.2012 на сумму 64 670,00 руб., всего на общую сумму 141004,72 руб. (переплата составила 49136,72 руб.). Предписание в указанной части является исполненным.
Приведенные подателем жалобы в суде апелляционной инстанции доводы о непринятии заявителем мер по взысканию задолженности с Военкомата, путем обращения в суд, в прокуратуру, в вышестоящую организацию, отклоняется судебной коллегией.
Из материалов дела следует, что заявитель принимал меры к получению денежных средств от Военкомата для расчета по заработной плате с сотрудниками. Данное обстоятельство подтверждается письмами от 03.03.2011, 05.05.2011, 04.06.2012, которые направлялись до проведения проверки.
Ссылка заинтересованного лица на письмо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 01.03.2013 является не состоятельной, так как данное управление не наделено полномочиями по разъяснению вопросов, поставленных в обращении ТФОМС от 25.02.2013 N 6/13.
Довод заявителя о применении норм КоАП РФ является необоснованным, так как в данном случае подлежат применению нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере обязательного медицинского страхования.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое в части предписание незаконно возлагает на заявителя обязанность по уплате в бюджет ТФОМС денежных средств, указанных в предписании, чем нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере распоряжения (в соответствии с уставом) имеющимися денежными средствами. Кроме того, по факту неисполнения предписания в установленный в нем срок, в отношении заявителя может быть вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, что повлечет для заявителя финансовые негативные последствия.
Заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм права и оценка доказательств, отличная от оценки их судом, не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2013 года по делу N А55-31800/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31800/2012
Истец: ГБУЗ "Самарская городская поликлиника N 9" Октябрьского района г. Самара, Муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 9" Октябрьского района городского округа Самара
Ответчик: Территориальный фонд обязательного Медицинского Страхования Самарской области, ТФОМС Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7975/13
01.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7387/13
29.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5525/13
14.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31800/12