город Омск |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А75-9717/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2452/2013)
открытого акционерного общества "Ростелеком"
на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2013
по делу N А75-9717/2012 (судья Шабанова Г.А.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
об обжаловании предписания N 943 от 26.10.2012, вынесенного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в деле третьего лица, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Ростелеком" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее по тексту - ОАО "Ростелеком", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания N 943 от 26.10.2012, вынесенного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - административный орган, территориальный отдел) в части пунктов 2, 5,6,7 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2013 по делу N А75-9717/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку суд первой инстанции оспариваемое предписание признал соответствующим действующему законодательству.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Ростелеком" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2013 по делу N А75-9717/2012 отменить, заявленные им требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало следующее:
- суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что статус спорного помещения был изменен с жилого на нежилое на основании решений надзорных органов;
- суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание ссылки Общества на статью 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениям которой, вновь установленные требования могут быть учтены только при строительстве новых зданий и не должны распространяться на эксплуатацию помещений, расположенных в районах ранее сложившейся застройки.
Территориальный отдел в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный орган заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представителя.
Общество, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 230/а от 24.09.2012, в связи с поступившим обращением гр. Маликова Р.А. (вх. N 107 от 12.09.2012) территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и в г. Пыть-Яхе была проведена внеплановая выездная проверка с целью установления наличия (или отсутствия) фактов нарушения санитарного законодательства со стороны Нефтеюганского цеха комплексного обслуживания (ЦКТО) Ханты-Мансийского филиала ОАО "Ростелеком", АТС - 7, при осуществлении деятельности по предоставлению услуг связи населению по адресу: г. Нефтеюганск, 8-15-1. Результаты проверки отражены в акте N 227 от 25.10.2012 (л.д.101-105).
По результатам проверки обществу было выдано предписание N 930 от 26.10.2012 года, об устранении нарушений санитарного законодательства (л.д. 12-15).
Как следует из оспариваемого предписания N 943 от 26.10.2012, Обществу предписано в срок до 30.11.2012:
- организовать изолированный вход в АТС от жилой части здания, согласно пунктам 3.3 и 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (пункт 2);
- решить вопрос о разработке проектно-планировочного решения по автономной и принудительной вентиляционной системе в производственном аккумуляторном помещении АТС-7/2 на количество выделяемых химических веществ (водорода и т.д.) от аккумуляторов, согласно расчетов иметь экспертной заключение на проект о соответствии (несоответствии) требованиям законодательства и нормативным документов согласно разделу 4, пункту 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (пункт 5)
- оборудовать производственное помещение аккумуляторной принудительной вентиляцией, привести в соответствие разделу 4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (пункт 6);
- решить вопрос по подготовке заключения на размещение 60 аккумуляторов в одном из помещений АТС, которые могут являться источником повышенного уровня загрязнения воздуха опасных химических веществ, как во внешней вреде, так и внутри жилого здания, нарушая условия проживания граждан в соседних жилых помещениях, согласно п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (пункт 7).
Не согласившись с пунктами 2, 5, 6 и 7 предписания N 930 от 26.10.2012 ОАО "Ростелеком" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2013 по делу N А75-9717/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 41 и статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при эксплуатации жилых зданий и помещений установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не отрицается по существу заявителем, что АТС располагается в жилом доме.
Следовательно, суд первой инстанции правильно указал, что требования СанПиН 2.1.2.2645-10 в полном объеме распространяются на заявителя, осуществляющего свою деятельность в помещении, где располагается АТС, поскольку предприятие занимает и эксплуатирует помещение, находящееся в жилом доме, а следовательно, является лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к жилым зданиям и помещениям при осуществлении своей деятельности по эксплуатации помещения.
Пунктом 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" Санитарные правила введены в действие с 15 августа 2010 г. Следовательно, именно после этой даты применяются правила, установленные названными правилами.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку заявителя на то, что вновь установленные требования не могут применяться при эксплуатации помещений в жилых зданиях, возведенных до их введения, как не основанную на законе и не согласующуюся с положениями части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены эти помещения, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Решение Верховного Суда РФ от 20.08.2012 N АКПИ12-1053).
В связи с чем доводы Общества о том, что размещение АТС в жилом доме N 15 в 8 микрорайоне города Нефтеюганска было согласовано главным государственным санитарным врачом в г.Нефтеюганске и Нефтеюганском районе 04.11.1997 на основании СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания. Нормы проектирования" судом отклоняются. Кроме того, указанный СНиП утратил силу.
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.
Такие требования к эксплуатации помещений общественного назначения, расположенных в жилых зданиях, направлены на обеспечение безопасных для человека условий быта и отдыха.
Также суд первой инстанции правомерно отклонил довод ОАО "Ростелеком" о том, что помещение, где расположена АТС, не является общественным, поскольку в нем расположено инженерное оборудование и режим его посещения строго регламентирован.
Согласно пункту 3.14 Приложения Б действующих СанПиН 31-01-2003 "Здания жилые, многоквартирные" дано определению помещения общественного назначения - помещения, предназначенные для осуществления в них деятельности по обслуживанию жильцов дома, жителей прилегающего жилого квартала и другие, разрешенные к размещению в жилых зданиях, органами Госсанэпиднадзора.
АТС-7, емкостью 3808 абонентов, размещенная в жилом доме, предназначена для обслуживания населения, поэтому помещение, в котором размещена АТС, относится к помещениям общественного назначения. Соответственно, при его эксплуатации должны соблюдаться требования СанПиН 2.1.2.2645-10, в том числе пунктов 3.3 и 3.7, предусматривающих необходимость организации отдельного входа, изолированного от жилой части здания.
Согласно 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается:
- использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;
- хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух;
- выполнение работ, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;
- захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Согласно пунктам 4.8 и 4.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной. Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов. Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при вводе зданий в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК не превышать максимальные разовые ПДК или ориентировочных безопасных уровней воздействия (пункт 4.10 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, вентиляционные отверстия на кроссе (кухня) и в помещении КСУ заложены кирпичом. Помещение аккумуляторной имеет оконный проем с вмонтированным бытовым вентилятором в форточке (технические характеристики, мощность для бытового использования).
При этом отсутствует проектно-планировочное решение по автономной и принудительной вентиляционной системе в помещениях АТС, заключение о достаточности имеющейся вентиляции, которой должно быть оборудовано аккумуляторное помещение, на количество выделяемого водорода согласно расчетов, отсутствует проектное решение и заключение на размещение 60 аккумуляторов в одном помещении, которые могут являться источником повышенного уровня загрязнения воздуха опасными химическими веществами.
Согласно представленному в материалы дела письму 54 Пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД ХМАО от 30.10.1997 (т.1 л.д.55) по результатам рассмотрения представленной документации на размещение телефонной станции по адресу 8-15-1 казано, что в проекте на реконструкцию существующего помещения необходимо предусмотреть и выполнить в помещении аккумуляторной приточно-вытяжную стационарную и вытяжную естественные вентиляции. Шахта выброса газов монтируется на 1, 5 м выше кровли.
Согласно эксплуатационной документации на аккумуляторы (раздел 2.2) аккумуляторные помещения следует организовывать таким образом, чтобы было достаточно естественной вентиляции, определены сечения для впускного и вытяжного отверстий, скорость перемещения воздуха в отверстии. Также указано, что при невозможности организации естественной вентиляции, отвечающей данным требованиям, могут применяться специальные вытяжные трубы или каналы, а также принудительная вентиляция. Двери и окна могут лишь тогда считаться вентиляционными отверстиями, когда установлено, что при любых обстоятельствах в процессе заряда они будут открыты. Вытяжные отверстия не должны находиться рядом с заборными каналами других вентиляционных систем и др. Поступающий воздух должен быть чистым и не содержать горючих компонентов.
При изучение заключения о пожаровзрывобезопасности используемых Обществом аккумуляторов установлено, что их взрывопожароопасность обусловлена образованием и выделением водорода при функционировании. Основным способом обеспечения их пожарной безопасности является удаление водорода с помощью вентиляции. Требуемая производительность вентиляции определяется исходя из типа и количества аккумуляторных элементов. Также указано, что при отсутствии естественной или принудительной вентиляции удаление водорода можно производить путем периодического проветривания помещения, периодичность которого определяется исходя из объема помещения и количества аккумуляторных элементов. При этом всегда более предпочтительной является устройство естественной вентиляции из верхней части помещения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал законным и обоснованным предписание N 943 в оспариваемой части.
Таким образом, учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы, то есть на Общество.
Кроме того, в связи с тем, что заявителем при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 13241 от 12.03.2013), в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 1000 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ростелеком" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2013 по делу N А75-9717/2012 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ростелеком" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 13241 от 12.03.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9717/2012
Истец: ОАО "Ростелеком"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Нефтеюганске, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского округа - Югры
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2452/13
04.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2452/13
20.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2452/13
05.02.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9717/12