г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А21-6506/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: извещён, не явился,
от третьего лица: 1. извещён, не явился, 2. Маслова Д.А., доверенность от 04.02.2013; Гришчева Н.Н., доверенность от 20.11.2012,
от 3-го лица: извещён, не явился
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2222/2013)
Администрации муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2012
по делу N А21-6506/2012 (судья Ковалев Е.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск"
к 1) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 2) Министерству обороны РФ
3-е лицо: муниципальное унитарное предприятие "Светлогорскмежрайводоканал" муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск"
о признании незаконным бездействия и понуждении формирования границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального образования городского поселения "Город Светлогорск" (ОГРН 1093925001477, ИНН 3912500694; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, с учётом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; далее - Министерство) и Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703; далее - Управление Росимущества), выразившегося в не формировании границ земельных участков, обозначенных на экспликации земель военного сельскохозяйственного предприятия "Светлогорский" Светлогорского городского округа: участок N 14 - 3144 кв.м. - котельная пос. Зори, участок N 15 - 26493 кв.м - пос. Заречный, участок N16 - 108177 кв.м. - пос. Зори, участок N17 - 27 103 кв.м. - пос. Южный, участок N 18 -65791 кв.м. - пос. Бобровка, незаконным, а также об обязании Министерства и Управления Росимущества произвести формирование границ указанных земельных участков.
Решением суда от 07.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь не неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, им не пропущен срок на подачу апелляционной жалобы. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неоднозначную позицию Министерства относительно заявления Администрации.
От Министерства поступил отзыв, в котором заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, полагая, что заявителю правомерно отказано в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока давности для обращения в суд с соответствующим заявлением.
МУП "Светлогорскмежрайводоканал" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением территориального управления Росимущества по Калининградской области от 01.10.2007 года N 860-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Светлогорский" Министерства обороны Российской Федерации в собственность муниципального образования Светлогорский городской округ" (в настоящее время - муниципальное образование "Светлогорский район") в собственность муниципального образования "Светлогорский городской округ" переданы объекты жилого фонда и инженерно-коммунальной инфраструктуры ФГУСП "Светлогорский" Министерства обороны Российской Федерации, указанные в приложении к распоряжению (далее - объекты недвижимого имущества).
Администрация Светлогорского городского округа в рамках дела А21-2353/2008 просила признать недействительными распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 01 октября 2007 года N 860-р и акт приема - передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУСП "Светлогорский", передаваемого в собственность муниципального образования "Светлогорский городской округ", утвержденного 09 ноября 2007 года. Решением Арбитражный суд Калининградской области суда от 25.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2088, постановлением кассационной инстанции от 10.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В заявлении, рассмотренном в рамках настоящего дела, Администрация указывает, что объекты недвижимого имущества переданы в муниципальную собственность муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск". При этом Администрация городского поселения лишена возможности в установленном порядке распоряжаться земельными участками, занятыми объектами недвижимого имущества, в том числе закрепить земельные участки за муниципальными предприятиями, обслуживающими спорные объекты инфраструктуры, в связи с тем, что земли под скважинами водозабора, котельной, очистными сооружениями, дорогами, жилым фондом не сформированы, не поставлены на кадастровый учет, не изъяты из единого массива земель, находящихся в федеральной собственности и не переданы муниципальному образованию.
Полагая нарушающим права Администрации и незаконным бездействие Министерства обороны по вопросу оформления документов на земельные участки, в целях их постановки на кадастровый учёт, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, отказал в удовлетворении заявления в связи с пропуском Администрацией срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Вопросы о наличии уважительных причин пропуска срока и оснований для его восстановления разрешаются в судебном заседании и результаты их рассмотрения отражаются в решении арбитражного суда по делу. В случае, если будет установлено, что заявитель пропустил срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, и уважительные причины для восстановления указанного срока отсутствуют, суд вправе отказать в удовлетворении заявления по этим мотивам.
В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч.3).
Таким образом, для признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации и Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калининградской области необходимо наличие совокупности двух условий: бездействие названных органов должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы Администрации.
По мнению Администрации, бездействие заинтересованных лиц не соответствует пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Апелляционный суд приходит к выводу, о недоказанности того обстоятельства, что бездействие заинтересованных лиц не соответствует пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ввиду следующего.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком, занятым этой недвижимостью и необходимым для ее использования.
Следовательно, после передачи муниципальному образованию в собственность объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на спорном земельном участке, сформированном как единое землепользование, прежний собственник объектов недвижимости или лицо, в чьем владении они находились, утратил право пользования названным земельным участком.
Согласно пункту 3 стать 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Администрация не представила доказательств обращения в уполномоченный орган с заявлением об учете изменений спорного земельного участка, не представила иных доказательств, свидетельствующих о невозможности Администрацией самостоятельно осуществить действия по формированию спорных земельных участков с целью их последующей постановки на кадастровый учёт.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Администрации.
Поскольку пропуск Администрацией срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, решение суда правомерно и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2012 по делу А21-6506/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6506/2012
Истец: Администрация МО "Городское поселение "Город Светлогорск", Администрация МО г. п. "Город Светлогорск"
Ответчик: Министерство обороны РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, ТУ Росимущества по К/О
Третье лицо: МУП "Светлогорскмежрайводоканал" МО г. п. "Город Светлогорск", МУП "Светлогорскмежрайводканал" МО ГП "Г. Светлогорск"