г. Вологда |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А13-912/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шатуновой Лидии Александровны на вынесенное в порядке упрощенного судопроизводства решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 апреля 2013 года по делу N А13-912/2013 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
предприниматель Шатунова Лидия Александровна (ОГРНИП 310353710900059) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2013 N 2 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление предпринимателя рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 04 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что заявитель не является субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку у предпринимателя отсутствует обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, должностными лицами инспекции на основании поручения от 18.12.2012 N 240 проведена проверка деятельности предпринимателя по вопросу полноты учета денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и соблюдения порядка ведения кассовых операций.
В ходе проверки выявлено, что Шатунова Л.А. применяет системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по розничной торговле и в виде упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) - по оптовой торговле.
Общая сумма выручки 254 393 руб., полученная от продажи товаров с применением зарегистрированной ККТ АМС-100К N 20546633, 207465471 за период с 01.12.2012 по 18.12.2012, не оприходована и не отражена в кассовой книге.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки полноты учета выручки от 14.01.2013 и протокол об административном правонарушении от 15.01.2013.
В протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что предпринимателем нарушены требования пунктов 3.3, 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П), пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила N 104).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении начальник инспекции 25.01.2013 вынес постановление N 2, которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
К числу таких актов относится Положение N 373-П, которым установлен порядок ведения кассовых операций.
В силу условий пункта 1.1 Положения N 373-П, настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).
Из пункта 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций следует, что при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением ККТ по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Главой 5 Положения N 373-П предусмотрено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004; записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги; кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись; записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
В силу пункта 6.1 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.
Распространение действующего порядка ведения кассовых операций на индивидуальных предпринимателей подтверждено Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16.03.2012 N 03-11-11/87.
Пунктом 6.1 Типовых правил N 104, устанавливается порядок эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе обязательность оприходования в кассу денежной наличности.
Так при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:
- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.
Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира - операциониста".
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно - кассовой машины.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира - операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
При этом данные Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, обязанных оприходовать в кассу денежную наличность.
Как установлено судом первой инстанции материалами дела подтверждается нарушение предпринимателем пунктов 3.3, 6.1 Положения N 373-П и пункта 6.1 Типовых правил N 104.
В рассматриваемом случае предпринимателем не была оприходована в кассу денежная наличность за период с 01.12.2012 по 18.12.2012 в общей сумме 254 393 руб.
Данный факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 15.01.2013, актом проверки полноты учета выручки от 14.01.2013, Z-отчетами, журналами кассира - операциониста по ККТ N 20546633, 207465471, и заявителем не опровергнут.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в действиях предпринимателя содержится событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Доводы предпринимателя, о том, что он не является субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку у предпринимателя отсутствует обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Установленный Банком России порядок ведения кассовых операций и учета наличных денег, поступающих в кассу и выдаваемых из кассы, распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей (абзац первый пункта 1.1 Положения N 373-П). Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы индивидуальные предприниматели освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в части и которому могли бы противоречить оспариваемые нормы, не имеется.
Как следует из материалов дела, предприниматель Шатунова Лидия Александровна является плательщиком ЕНВД.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), предписывая налогоплательщикам нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, сохраняет для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, обязывает налогоплательщиков по единому налогу на вмененный доход соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 23, пункт 4 статьи 346.11, пункт 5 статьи 346.26 НК РФ).
Следовательно, в силу указанных положений индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный Банком России порядок ведения кассовых операций при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вина в действиях заявителя доказана административным органом, и предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции предприниматель имел возможность для соблюдения требований глав 3, 5, 6 Положения N 373-П, пункта 6.1 Типовых правил N 104, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако в рассматриваемом случае им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприниматель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с этим апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Также суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 апреля 2013 года по делу N А13-912/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Шатуновой Лидии Александровны - без удовлетворения.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-912/2013
Истец: предприниматель Шатунова Лидия Александровна
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N9 по Вологодской области