г. Саратов |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А12-2775/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Огарева, 15)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2013 года по делу N А12-2775/2013 (судья Кулик И.В.)
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 237 Ворошиловского района г. Волгограда (ОГРН 1033400471356, ИНН 3445038396, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Ковровская, 6А)
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Огарева, 15)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо: Департамент по образованию Администрации Волгограда (ОГРН 1023403430093, ИНН 3444053627, адрес местонахождения: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 17а)
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 237 Ворошиловского района г. Волгограда (далее - МДОУ детский сад N 237, заявитель) с заявлением к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.02.2013 N 20-15-2013 о привлечении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 237 Ворошиловского района г. Волгограда к административной ответственности по части 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Департамент по образованию Администрации Волгограда.
Решением от 20 марта 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконным и отменил постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении от 01.02.2013 N 20-15-2013 о привлечении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 237 Ворошиловского района г. Волгограда к административной ответственности по части 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
МДОУ детский сад N 237, Департамент по образованию Администрации Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ. Явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 23 апреля 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 73 от 14.01.2013, в период с 28.01.2013 по 01.02.2013 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения МДОУ детский сад N 237 обязательных требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
При проведении проверки присутствовала заведующая МДОУ детский сад N 237 - Самышева О.Д.
В ходе проверки выявлено несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования, что является нарушением Федерального закона от 23.11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Результаты проверки отражены административным органом в акте проверки от 01.02.2013 N 42/73 рп.
Копия акта проверки вручена законному представителю заведующей МДОУ детский сад N 237 - Самышевой О.Д. 01.02.2013.
Также административным органом вынесено предписание от 01.02.2013 N 42/73 рп.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении МДОУ детский сад N 237 протокола от 01.02.2013 N 20-15-2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен при участии законного представителя МДОУ детский сад N 237 - Самышевой О.Д.
Копия протокола вручена заведующей МДОУ детский сад N 237 Самышевой О.Д. 01.02.2013.
01 февраля 2013 в присутствии законного представителя МДОУ детский сад N 237 Самышевой О.Д., по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 01.02.2013 N 20-15-2013 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 20-15-2013, которым МДОУ детский сад N237 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, МДОУ детский сад N 237 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, пришел к выводу, что административным органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае МДОУ является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, что именно по вине МДОУ нарушен срок проведения первого энергетического обследования.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад N 237 привлечено к административной ответственности за несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования, что является нарушением Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии счастью 8 статьи 9.16 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; организации с участием государства или муниципального образования; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
МДОУ детский сад N 237 требования Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выполнены не были.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела представлены доказательства того, что МДОУ детский сад N 237 предпринимались меры по соблюдению требований указанного закона, а именно к проведению энергетического обследования здания учреждения, однако из-за недостаточности финансирования бюджетного учреждения и отсутствия выделенных денежных средств на указанные мероприятия, обязательное энергетическое обследование, в установленный законом срок проведено не было.
Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад N 237 неоднократно (02.05.2012 N 25/1, 01.10.2012 N 49/1 и др.) обращалось в Ворошиловское территориальное управление Департамента по образованию Администрации Волгограда по вопросу выделения денежных средств для проведения энергетического обследования учреждения и изготовления энергопаспорта.
Согласно ответам Ворошиловского территориального управления Департамента по образованию Администрации Волгограда, МДОУ детский сад N 237 предлагалось провести энергетическое обследование в пределах средств, предусмотренных на 2012 год. Выделение дополнительных средств из бюджета Волгограда не представляется возможным. Выделение дополнительных бюджетных ассигнований возможно только при принятии поправок в бюджет Волгограда на 2012 год, а именно внесение изменений в решение Волгоградской городской Думы от 23.12.2011 N 56/1665 "О бюджете Волгограда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
В соответствии с предоставленным в материалы дела планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2012 год, свободными от бюджетных обязательств финансовыми средствами детский сад не располагал.
Администрацией Волгограда, в целях исполнения требований федерального законодательства и изготовления энергопаспорта, 04.12.2012 принято постановление "О заключении долгосрочных муниципальных контрактов на проведение энергетического обследования", в соответствии с которым, отраслевым и территориальным структурным подразделениям Администрации Волгограда - главным распорядителям бюджетных средств, разрешено заключить долгосрочные контракты на проведение энергетического обследования в отношении себя и (или) подведомственных им учреждений, определены муниципальные заказчики (в т.ч. Департамент по образованию Администрации Волгограда) Департаменту финансов Администрации Волгограда при формировании бюджета Волгограда на 2013-2015 годы предусмотреть бюджетные ассигнования на проведение энергетического обследования.
Департамент по образованию администрации Волгограда (учредитель - МДОУ детский сад N 237, муниципальный заказчик) разместил на официальном сайте заказ N 0129300014912003624 на выполнение работ по проведению энергетического обследования с разработкой энергетического паспорта, включающего рекомендации и технические решения по рациональному использованию энергетических ресурсов, а также энергоснабжению. Данный заказ опубликован 29.12.2012. В соответствии с первоначальным расчетом начальной цены контракта общая стоимость проведения энергетического обследования для МОУ Волгограда составляла 68 929, 01 тыс. рублей, в отношении МДОУ детского сада N 237 стоимость обследования и изготовления энергетического паспорта составляла 82,9 тыс. руб.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса на выполнение работ по проведению энергетического обследования, с разработкой энергетического паспорта, включающего рекомендации и технические решения по рациональному использованию энергетических ресурсов, а также энергоснабжению, начальная цена контракта определена в размере 68 191 000 рублей (заказчик - департамент по образованию администрации Волгограда). Дата рассмотрения заявок и подведения итогов открытого конкурса назначена на 12.03.2013 (с учетом внесенных изменений в конкурсную документацию).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии противоправного бездействия со стороны МДОУ детский сад N 237.
Судом первой инстанции также сделан правомерный вывод о том, что нарушение сроков проведения обязательного энергетического обследования является следствием запоздалой постановки вопроса о необходимости заключения муниципальных контрактов и проведения открытого конкурса со стороны органа местного самоуправления и его соответствующих структурных подразделений, в части непринятия своевременных мер к выделению необходимых финансовых средств на указанные мероприятия и организации энергетического обследования муниципальных бюджетных учреждений.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что МДОУ детский сад N 237 является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета Волгограда, денежные средства которому выделяются и расходуются в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год. В рассматриваемой ситуации учреждение является не заказчиком, а получателем бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств может повлечь за собой привлечение руководителя учреждения к уголовной либо административной ответственности.
Заявителем в представлены доказательства, подтверждающие принятие всех возможных мер, в пределах своей компетенции, направленных на решение вопроса о проведении энергетического обследования помещений детского сада в установленный законом срок (до 31.12.2012).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, административным органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае по вине МДОУ детский сад N 237 нарушен срок проведения первого энергетического обследования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2013 года по делу N А12-2775/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2775/2013
Истец: МДОУ детский сад N 237 Ворошиловского района г. Волгограда
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Отдел по надзору за электроустановками потребителей Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору
Третье лицо: Департамент образования Администрации Волгограда, Департамент по образованию администрации Волгограда