31 марта 2011 г. |
Дело N А45-17326/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей И.И. Терехиной
Д.Г. Ярцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галимовой Р.Д.
без участия сторон:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтай-Кокс"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 декабря 2010 года по делу N А45-17326/2010 (судья А.С. Алемчук)
по иску ОАО "Алтай-Кокс"
к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога
о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанного штрафа в сумме 116099 руб.
установил:
ОАО "Алтай-Кокс" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском об обязании ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" восстановить на лицевом счете N 1000003401, присвоенному ОАО "Алтай-Кокс" в КАФТО, необоснованно списанный штраф за период с 01.10.2009 г. по 10.10.2009 г. в сумме 116099 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23 декабря 2010 года по делу N А45-17326/2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением от 23 декабря 2010 года, ОАО "Алтай-Кокс" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, а иск удовлетворить. Истец считает, что время на выполнение владельцем железнодорожного пути необщего пользования операций, являющихся обязанностью перевозчика, должно исключаться из общего времени пользования вагонами, как время нахождения вагонов на путях необщего пользования по причинам, не зависящим от владельца пути необщего пользования. Считает, что в связи с неправильным применением норм материального права на истца возлагается ответственность в виде штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой за время выполнения истцом операций, являющихся обязанностью ответчика (перевозчика), т.е. за время, когда вагоны не находятся и не могут находиться под погрузкой, выгрузкой. Штраф за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой взимается с истца при отсутствии объективной и субъективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 99 УЖДТ РФ.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что статьей 62 УЖТ России, пунктом "б" пар. 12 договора N 23/Н от 01.06.2000 г., предусмотрено, что в оплачиваемое время пользования вагонами не включается 6.2 часа (т.е. 6 час. 12 мин.) - это время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, время на расформирование и подгруппировку вагонов. Определение времени, за которое должен уплачиваться штраф, т.е. разграничение времени для расчета штрафа и времени для расчета платы, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 99 УЖТ России.
До рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "Алтай-Кокс" заявило ходатайство о приостановлении настоящего производства до рассмотрения заявления ОАО "Алтай-Кокс" о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делу N А45-10826/2010. Заявленное истцом ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия предусмотренных пунктом 1 статьи 143 АПК РФ оснований.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлен. Апелляционный суд считает возможным на основании частей 2, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 23 декабря 2010 года, по делу N А45-17326/2010, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 1 июня 2000 года между ГУП "Западно-Сибирская железная дорога" (правопреемником которого является ОАО "РЖД") и ОАО "Алтай-Кокс" (ветвевладелец) заключен договор N 23/Н на эксплуатацию комплекса железнодорожных подъездных путей ОАО "Алтай-Кокс", примыкающих к станции Заринская Западно-Сибирской железной дороги, блок-пост Камышенка через стрелку N 14/16, обслуживаемого собственным локомотивом.
Согласно параграфу 12 договора истец уплачивает ответчику плату за пользование вагонами. Контейнерами за время их нахождения на подъездном пути, либо за время ожидания и подачи или приема по причинам, зависящим от ветвевладельца на основании статьи 44 ТУЖД.
ОАО "РЖД" за период с 01.10.2009 г. по 10.10.2009 г. были начислены ОАО "Алтай-Кокс" за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования плата за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов, которые были списаны с лицевого счета клиента.
Полагая, что в результате неверного начисления платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов, с кода единого лицевого счета, присвоенного обществу, необоснованно был списан штраф в сумме 116099 руб., ОАО "Алтай-Кокс" обратилось к ОАО "РЖД" с претензией от 26.10.2009 N 023/п-322-5776.
Поскольку претензия ОАО "РЖД" оставлена без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что истец не обосновал предложенного им алгоритма расчета иска положениям статей 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного договора от 01.06.2000 N 23/Н. Суд исходил из того, что условие договора об исключении неоплачиваемого периода времени (06,12 час.) из общего времени, за которое причитаются платежи за пользование вагонами, применяется исключительно в целях расчета платы за пользование вагонами.
В соответствии со статьей 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Согласно статье 58 УЖТ РФ договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 39 УЖТ РФ).
В силу статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
По условиям заключенного между сторонами договора от 01.06.2000 г. N 23/Н, связанного с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей общества, примыкающих к станции Заринская ЗСЖД:
- на подъездном пути ветвевладельца устанавливается следующее технологическое время оборота вагонов: для поездов неорганизованных в маршруты: летом - 9,98 час., зимой - 11,38 час.; для маршрутов: летом - 17,8 час., зимой - 19,0 час. (параграф 8);
- учет времени нахождения вагонов на подъездном пути осуществляется номерным способом по ведомостям подачи и уборки вагонов ф.ГУ-46 ВЦ (параграф 9);
- ветвевладелец по настоящему договору уплачивает дороге плату за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения их на подъездном пути, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ветвевладельца... Из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям; грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов; время на ремонт и очистку вагонов (п. "б" параграфа 12).
Спор между сторонами по данному делу возник в связи с различными подходами к расчетам периода времени в целях начисления платы за пользование вагонами, и периода времени для начисления штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой.
Истец в обоснование своих требований привел расчет начисления платы за пользование вагонами, а также штрафа за задержку вагонов на основании ведомости N 002631, вагон N 64896681, указав на неправильность расчетов ОАО "РЖД" и ссылаясь на статьи 39, 62, 99 и 100 УЖТ РФ.
Спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов, отсутствует.
Исследовав представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции сослался в решении и на постановление Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 г., согласно которому грузополучатели, владельцы путей необщего пользования уплачивают перевозчику штраф, установленный статьей 99 УЖТ России, без внесения при этом платы за пользование вагонами. В пункте 35 данного постановления, раскрывающем порядок взимания штрафа, предусмотренного статьей 99 УЖТ России, указано, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Положениями договора от 01.06.2000 N 23/Н предусмотрено что из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов и время на ремонт и очистку вагонов.
Установив, что между сторонами отсутствует спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, суд пришел к правильному выводу, что соответствующим положениям статьи 62 УЖТ РФ для определения периода времени для взыскания штрафа является расчет ОАО "РЖД". Согласно данному расчету, из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, включая время, которое не подлежит оплате (06,12 час.), исключаются 24 часа, предусмотренные частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, и технологический срок оборота вагонов, контейнеров, установленный договором (по данному делу - 9 час. 59 мин.), то есть, исключаются 34 часа.
Названное время вычитается из общего времени (42 часа), следовательно, начисление штрафа производится за 8 часов (42-34).
Суд правомерно указал, что указанные 8 часов наряду с установленным договором неоплаченным временем 6 час. 12 мин. подлежат исключению из общего времени при расчете платы за пользование вагонами.
Не соглашаясь с доводами истца относительно расчета платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой груза, представленного истцом, суд правомерно исходил из того, что условие договора об исключении неоплачиваемого периода времени (6 час. 12 мин.) из общего времени, за которое причитаются платежи за пользование вагонами, применяется исключительно в целях расчета платы за пользование вагонами.
Поскольку истец не обосновал соответствие предложенного им алгоритма расчета положениям статей 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного сторонами договора от 1 июня 2000 года N 23/Н, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 декабря 2010 года, по делу N А45-17326/2010 принято судом на основании фактических обстоятельств дела существовавших на момент рассмотрения дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется. Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 декабря 2010 года, по делу N А45-17326/2010 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Е. Лобанова |
Судьи |
И.И. Терёхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17326/2010
Истец: ОАО "Алтай-Кокс"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1473/11