город Ростов-на-Дону |
|
25 февраля 2013 г. |
дело N А32-13485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Устинова Я.И. по доверенности от 19.11.2012;
от ответчика - представитель Пуриков В.Н. по доверенности от 15.02.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2012
по делу N А32-13485/2012
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" о взыскании задолженности в размере 195529 руб. 89 коп.
Решением от 26.11.2012 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что раскредитование электронной накладной осуществлено 06.01.2012 посредством автоматизированной системы Этран в электронном виде, уполномоченным представителем ответчика. Истцом не доказано, что задержка вагонов в период с 31.12.2011 по 06.01.2012 произошла по причинам, зависящим от грузополучателя.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что перевозчик своевременно известил ответчика о прибытии вагонов. Ответчик явку уполномоченного представителя для раскредитования перевозочных документов не обеспечил, данные в систему Этран внесены несвоевременно. Указанные обстоятельства явились причиной простоя вагонов на станционных путях. Требование о взыскании платы за пользование вагонами заявлено правомерно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.09.2011 между ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" (грузоотправитель), ОАО "Кропоткинский элеватор" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключено соглашение N 7/2/15 на предоставление владельцем пути необщего пользования для производства погрузки грузоотправителем (т. 1 л.д. 14-16), владелец предоставляет грузоотправителю во временное пользование железнодорожные пути необщего пользования для производства погрузки зерновых грузов - 10 вагонов в сутки. Перевозчик осуществляет на условиях настоящего соглашения подачу и уборку вагонов для грузоотправителя на пути необщего пользования владельца (пункт 1.2). Грузоотправитель оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом третьим настоящего соглашения (пункт 1.3 договора).
В пункте 2.1 соглашения определено, что количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой грузоотправителю, устанавливается не более 10 согласно договору от 29.11.2010 N 7/2, связанного с эксплуатацией пути необщего пользования между перевозчиком и владельцем. Уведомление о подаче вагонов передается перевозчиком грузоотправителю по телефону 8-918-446-30-64 (пункт 2.3). Сроки на грузовые операции установлены договором от 29.11.2010 N 7/2, связанным с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования между перевозчиком и владельцем, для вагонов с одной грузовой операцией - 3 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 4 час. 20 мин., при поступлении однородного груза (зерновые погрузка-выгрузка) - 6 часов (пункт 2.4).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения грузоотправитель уплачивает перевозчику за подачу и уборку вагонов - за каждый выход локомотива перевозчика на путь необщего пользования за расстояние подачи и уборки - 3,7 км., указанное в договоре между перевозчиком и владельцем по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 с учетом повышенных коэффициентов (подпункт "а"); плату за пользование вагонами согласно Тарифному руководству N 2 с учетом повышающих коэффициентов (подпункт "б"); плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца в размере 50 процентов от ставок плат, приведенных в таблицах N 9 Тарифного руководства N 2 (подпункт "г").
В период с 31.12.2011 по 06.01.2012 на станцию Кавказская СКЖД в адрес ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" прибыло 34 порожних вагона.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации".
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования либо грузовладельцами.
Однако, в данном случае обязательство по оплате за время нахождения прибывших в адрес грузополучателя вагонов на путях общего пользования установлено соглашением N 7/2/15 от 12.09.2011.
В соответствии со статьей 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению.
Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве. Порядок осуществления расчетов за пользование вагонами, контейнерами с железными дорогами определяется в договорах, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорах, связанных с подачей и уборкой вагонов.
В пункте 11 названных Правил предусмотрено, что при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и N 10 настоящего Тарифного руководства.
В соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 данного Тарифного руководства.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В статье 34 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте передача уведомления одновременно регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной и дорожной ведомости в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.
Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица с указанием их фамилии и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме сообщаются уполномоченному представителю перевозчика.
В пункте 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В материалах дела имеется выписка из книги уведомления о прибытии грузов, из которой следует, что уведомления о поступлении грузов в спорных вагонах направлены перевозчиком 31.12.2011, 01.01.2012, 02.01.2012, 03.01.2012, 05.01.2012, 06.01.2012 (т. 1 л.д. 29-52).
В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В соответствии со статьей 34 Устава в случае если перевозчик не уведомляет грузополучателя о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до момента получения уведомления об их прибытии.
В обоснование исковых требований, истец сослался на то, что ответчик в нарушение пункта 39 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте не обеспечило явку своего представителя для раскредитования перевозочных документов, что явилось причиной простоя на путях станции Кавказская СКЖД 34 порожних вагонов. По данному факту работниками станции Кавказская составлены акты общей формы:
N 3/6642 от 31.12.2011 и N 3/99 от 06.01.2012 о простое вагона N 95192472 с 11 час. 30 мин. 31.12.2011 по 18 час. 30 мин. 06.01.2012;
N 3/3 от 01.01.2012 и N 3/99 от 06.01.2012 о простое вагонов N 95142915, 95241337, 53229498 с 09 час. 00 мин. 01.01.2012 по 18 час. 30 мин. 06.01.2012;
N 3/20 от 02.01.2012 и N 3/99 от 06.01.2012 о простое вагонов N 95662839, 95417358, 95235420, 95394300, 95363958, 58530866, 95165205, 95511341, 58531443, 95441069, 95785523, 95158804, 58557315, 95101986, 95211645, 95372041, 58509191, 58516295, 95327987, 95097929, 95196010, 95466272, 95234944, 58555020, 58543273, 58537135 с 16 час. 05 мин. 02.01.2012 по 18 час. 30 мин. 06.01.2012;
N 3/35 от 03.01.2012 и N 3/99 от 06.01.2012 о простое вагонов N 95563656, 58552258 с 08 час. 10 мин. 03.01.2012 по 18 час. 30 мин. 06.01.2012;
N 3/78 от 05.01.2012 и от 06.01.2012 о простое вагона N 58522780 с 09-00 ч. по 18-30 ч. 06.01.2012;
N 3/92 и N 3/99 от 06.01.2012 о простое вагона N 95356770 с 08 час. 10 мин. по 18 час. 30 мин. 06.01.2012.
Акты общей формы ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" не подписаны.
Между сторонами 18.01.2011 заключен договор N 4/ТЦФТО об электронном обмене документами (т. 1 л.д. 93-94), согласно которому стороны договорились осуществлять обмен электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью в порядке, определенном в Положении об организации электронного документооборота при оформлении перевозочных и/или иных документов с использованием электронной цифровой подписи при организации перевозок грузов, порожних вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" и технологиях оформления заявок на перевозку грузов ф.ГУ-12, перевозочных документов, перевозочных документов на собственный подвижной состав, заявлений на переадресовку груженых вагонов, заявлений на переадресовку собственного подвижного состава, ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных карточек, учетных карточек.
В электронной системе Этран железнодорожные накладные стали доступны грузополучателю только 06.01.2012, что подтверждено распечатками из системы (т. 1 л.д. 117-127), что не оспаривается заявителем жалобы.
Раскредитование электронной накладной производится товарным кассиром с использованием системы ЭТРАН.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено представление электронных документов на бумажном носителе с проставлением каких-либо штемпелей, поскольку сама сущность такого документа заключена в его электронной форме. Отсутствие необходимости в бумажном носителе обусловлено также тем, что ОАО "РЖД" (перевозчик), являясь обладателем системы ЭТРАН, имеет неограниченный доступ к электронным документам.
Согласно пункту 1.15 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом перевозка груза по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. Лишь при отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю оригинал накладной по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенный в порядке, установленном в пункте 5 настоящих Правил, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ.
Согласно пункту 5 (5.5) настоящих Правил выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю (раскредитование перевозочных документов) удостоверяется перевозчиком проставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузополучателю.
В материалах дела имеются электронные накладные, из которых следует, что электронное сообщение о раскредитовании электронной накладной осуществлено 06.01.2012 посредством автоматизированной системы ЭТРАН в электронном виде, подписанных ЭПЦ (электронная цифровая подпись) уполномоченными представителями сторон (т. 1 л.д. 117-127), то есть раскредитование накладных произведено ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" сразу после того, как накладные стали доступны в системе - 06.01.2012.
При таких обстоятельствах, плата за пользование вагонами за время их нахождения на станционных путях в связи с несвоевременным раскредитованием перевозочных документов заявлена к взысканию неправомерно, оснований для взыскания платы суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2012 по делу N А32-13485/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Кузнецов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13485/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток"