г. Воронеж |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А64-1763/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.05.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали" Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства: Шилин А.В., юрисконсульт по доверенности от 14.03.2013 N 14/13.
от управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали" Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2013 по делу N А64-1763/2012 (судья Плахотников М.А.) по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали" Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства, г. Тамбов, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г. Тамбов, о признании незаконным и отмене постановления по делу N201/02 об административном правонарушении и о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали" Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Упрдор "Каспий", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 201/02 об административном правонарушении и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.03.2012 производство по настоящему делу было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-9965/2011.
Определением от 11.02.2013 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2013 в удовлетворении заявленных требований ФКУ "Упрдор "Каспий" отказано.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает следующее:
- до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-9965/2011 у ФКУ Упрдор "Каспий" не было достаточных оснований признавать его законность, а следовательно, исполнять;
- суд не учёл добровольное исполнение учреждением предписания антимонопольного органа, оставил без внимания представленные заявителем доказательства.
В заседании апелляционной жалобы представитель Учреждения поддержал требования апелляционной жалобы, указывая, что суд области должен был отменить оспариваемое постановление, применив положения ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния. Согласился с тем, что заявленные ФКУ Упрдор "Каспий" рассмотрены в полном объёме, в соответствии с предоставленными суду полномочиями.
Антимонопольный орган своего представителя в заседание апелляционной инстанции не направил, о слушании дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителя Учреждения, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали" Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства зарегистрировано в качестве юридического лица 16.11.2002 г. за основанным государственным регистрационным номером 1026801226440, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
По результатам рассмотрения УФАС по Тамбовской области дел N 116 о нарушении законодательства о размещении заказов, возбужденных в отношении ФКУ "Упрдор "Каспий", антимонопольным органом 09.11.2011 г. было вынесено решение о признании аукционной комиссии ФКУ "Упрдор "Каспий" нарушившей требования части 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Решение УФАС по Тамбовской области от 09.11.2011 по делу N 116 о нарушении законодательства о размещении заказов и выданное на основании указанного решения предписание было обжаловано ФКУ "Упрдор "Каспий" в установленном порядке в арбитражный суд. Решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-9965/2011, было отменено постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.09.2012, в удовлетворении заявленных ФКУ "Упрдор "Каспий" требований было отказано. Решение от 09.11.2011 по делу N116 о нарушении законодательства о размещении заказов и выданные на основании данных решений предписания признаны законными и обоснованными. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 30.01.2013. постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.09.2012. оставлено без изменения, а жалоба ФКУ "Упрдор "Каспий" без изменения.
Согласно предписанию N 116 от 09.11.2011 ФКУ "Упрдор "Каспий" и аукционной комиссии открытого аукциона в электронной форме N 0364100001811000091 в срок до 01.12.2011 надлежало устранить нарушения законодательства о размещении заказов, а именно:
а) отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме N 364100001811000091;
б) повторно провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0364100001811000091 в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 09.11.2011 по делу о нарушении законодательства о размещении заказов N 116;
в) в случае, если по итогам повторного рассмотрения заявок к участию в аукционе будет допущено более одной заявки, после проведения оператором электронной площадки аукциона среди участников, допущенных к участию в аукционе по результатам повторного рассмотрения заявок на участие в аукционе, провести подведение итогов аукциона и продолжить дальнейшие процедуры по размещению заказа, предусмотренные Законом о размещении заказов для таких случаев;
г) в случае, если по итогам повторного рассмотрения заявок к участию в аукционе будет допущена одна заявка на участие в аукционе, продолжить дальнейшие процедуры по размещению заказа, предусмотренные Законом о размещении заказов для таких случаев.
ОАО "Единая электронная торговая площадка" совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов:
а) отменить протокол проведения аукциона N 0364100001811000091-2 от 24.10.2011.
б) обеспечить программную возможность выполнения заказчиком, аукционной комиссией пункта 1 выданного предписания;
в) в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 1 настоящего предписания, после проведения аукционной комиссией повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в обозначенном аукционе назначить дату продолжения аукциона и известить о ней всех участников размещения заказа, допущенных аукционной комиссией к участию в аукционе и заказчика;
г) продолжить проведение процедуры аукциона N 0364100001811000091 в соответствии с требованиями статьи 41.10 Закона о размещении заказов с последнего предложения о цепе контракта (454115273,70 рублей), сделанного 24.10.2011 и с сохранением предложений участников о цепе контракта, сделанных 24.10.2011 в рамках данного аукциона.
Установив, что предписание N 116 от 09.11.2011 в установленный срок ФКУ "Упрдор "Каспий" не исполнило, УФАС по Тамбовской области 29.12.2012 в отношении ФКУ "Упрдор "Каспий" в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя Учреждения (уведомление от 26.12.2011) был составлен протокол N 201/02 об административном правонарушении, в соответствии с которым действия ФКУ "Упрдор "Каспий" по неисполнению в установленный срок законного предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о размещении заказов по делу N 201/02 признаны нарушением законодательства о размещении заказов и, как следствие, образуют состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена санкцией части 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
13.01.2012 в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Анохина А.А. по доверенности от 12.07.2011 N 01-05/1832, руководителем УФАС по Тамбовской области Гречишниковой Е.А. вынесено постановление по делу N 201/02 об административном правонарушении, в соответствии с которым ФКУ "Упрдор "Каспий" было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ и заявителю назначено наказание в виде штрафа в 500 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФКУ "Упрдор "Каспий" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении требований Общества, указал на доказанность административным органом в его бездействии состава вменённого правонарушения, соблюдение порядка привлечения Общества к административной отсутствие и отсутствие оснований считать совершенное правонарушение малозначительным деянием.
Суд области указал, что ФКУ "Упрдор "Каспий" не исполнило в срок предписание от 09.11.2011 N 116 по делу N 201/02, чем нарушило п.1 ч.9 ст.17 Закона о размещении заказов; обжалование предписания в суде не является основанием для его неисполнения.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Арбитражным судом области проверены полномочия должностных лиц антимонопольного органа по составлению протокола об административном правонарушении N 201/02 от 29.12.2011 и вынесению оспариваемого постановления, предоставленные ст.28.3, ч.1 ст.23.66 КоАП РФ, п.п. 1, 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30. Нарушений в указанной части не выявлено.
Как следует из материалов дела, ФКУ "Упрдор "Каспий" вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа.
Административным органом и судом установлено, что ФКУ "Упрдор "Каспий" 29.09.2011 опубликовало на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http:// roseltorg.ru N 0364100001811000091 о проведении открытого аукциона в электронной форме па право заключения контракта на выполнение капитального ремонта федеральной автомобильной дороги 1 Р 228 Сызрань-Саратов-Волгоград км 654+000-км 663+000, Волгоградская область (далее - аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 456397260 рублей.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе были поданы 5 заявок.
По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционная комиссия Заказчика в составе: Евсеева Т.Н., Тартышина Т.А., Анохин А.А. приняла следующие решения: отказать в допуске участию в аукционе участникам размещения заказа, подавшим заявки N N 2, 3, 4. Данное решение оформлено протоколом от 21.10.2011 г. N108.
Участнику N 4 - ООО "Орловское ДСУ" отказано к участию в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "по показателю "Удлинение геосетки дорожной при разрыве вдоль (не более) %; поперек (не более) %" дано следующее предложение: удлинение геосетки дорожной при разрыве вдоль/поперек - 3/3%. Участник размещения заказа изменил написание показателя, указав дробное число. Первая цифра не имеет единицы измерения, что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме".
Данный участник обжаловал решение аукционной комиссии ФКУ "Упрдор "Каспий".
По результатам рассмотрения жалобы ФКУ "Упрдор "Каспий" выдано предписание от 09.11.2011 N N 116 (исх. от 09.11.2011 N 58-2-09/3798), которым на него была возложена обязанность в срок до 01.12.2011. надлежало устранить нарушения законодательства о размещении заказов, а именно:
а) отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме N 364100001811000091;
б) повторно провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0364100001811000091 в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 09.11.2011 г. по делу о нарушении законодательства о размещении заказов N 116;
в) в случае, если по итогам повторного рассмотрения заявок к участию в аукционе будет допущено более одной заявки, после проведения оператором электронной площадки аукциона среди участников, допущенных к участию в аукционе по результатам повторного рассмотрения заявок на участие в аукционе, провести подведение итогов аукциона и продолжить дальнейшие процедуры по размещению заказа, предусмотренные Законом о размещении заказов для таких случаев;
г) в случае, если по итогам повторного рассмотрения заявок к участию в аукционе будет допущена одна заявка на участие в аукционе, продолжить дальнейшие процедуры по размещению заказа, предусмотренные Законом о размещении заказов для таких случаев.
ОАО "Единая электронная торговая площадка" совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов:
а) отменить протокол проведения аукциона N 0364100001811000091-2 от 24.10.2011.
б) обеспечить программную возможность выполнения заказчиком, аукционной комиссией пункта 1 выданного предписания;
в) в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 1 настоящего предписания, после проведения аукционной комиссией повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в обозначенном аукционе назначить дату продолжения аукциона и известить о ней всех участников размещения заказа, допущенных аукционной комиссией к участию в аукционе и заказчика;
г) продолжить проведение процедуры аукциона N 0364100001811000091 в соответствии с требованиями статьи 41.10 Закона о размещении заказов с последнего предложения о цепе контракта (454115273,70 рублей), сделанного 24.10.2011 и с сохранением предложений участников о цепе контракта, сделанных 24.10.2011 в рамках данного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов предписание, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения лицами, которым оно выдано.
Арбитражным судом установлено, и не оспаривается заявителем жалобы, что ФКУ "Упрдор "Каспий" не исполнило в срок предписание от 09.11.2011 N 116 по делу N 201/02 о нарушении законодательства о размещении заказов, уклонившись от его исполнения.
Доводы заявителя о том, что решение УФАС по Тамбовской области от 09.11.2011 N 116 и выданное на его основании предписание от 09.11.2011 N 116 по делу N 201/02 были оспорены в Арбитражном суде Тамбовской области (дело N А64-9965/2011), и до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-9965/2011 у ФКУ Упрдор "Каспий" не было достаточных оснований исполнять предписание, являются несостоятельными.
Как разъяснено в пункте 3.36 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. Решение (предписание) Комиссии является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Согласно ч.3 ст.199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Само по себе обжалование ненормативного правового акта в судебном порядке не влечёт автоматического приостановления его действия.
Таким образом, оспаривая предписание от 09.11.2011 N 116 по делу N 201/02 в судебном порядке и полагая, что оно не подлежит исполнению, заявитель мог обратиться в суд с ходатайством о приостановлении его действия. Однако, у апелляционного суда отсутствуют сведения о заявлении Учреждением такого ходатайства и приостановлении действия предписания в качестве обеспечительной меры по делу N А64-9965/2011.
При таких обстоятельствах административный орган и суд области пришли к правильному выводу о нарушении Обществом пункта 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, т.е. о наличии в его бездействии событии правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе административного преследования Общества судом не выявлено. Учреждение надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, оспариваемое постановление вынесено в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Анохина А.А. по доверенности от 12.07.2011 г. N 01-05/1832.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности по ч.7 ст.19.5 КоАП РФ не был нарушен.
Основания для применения в отношении Общества положений ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение критерия малозначительности является прерогативой суда, который оценивает совокупность представленных доказательств по своему внутреннему убеждению. Малозначительность применяется в исключительных случаях.
Арбитражным судом области учтено, что совершённое ФКУ "Упрдор "Каспий" правонарушение несёт существенную угрозу установленному нормативными правовыми актами порядку управления в сфере размещения заказов и поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд; доказательства исключительности рассматриваемого случая отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд области правильно отказал ФКУ Упрдор "Каспий" в удовлетворении требований о признании незаконным и подлежащем отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 1) от 13.01.2012 о назначении административного наказания по делу N 201/02 об административном правонарушении.
Требование о прекращении производства по административному делу не может быть рассмотрено арбитражным судом в силу отсутствия полномочий, установленных Арбитражным процессуальным кодексом. Как пояснил представитель заявителя в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, данное требование не являлось самостоятельным и было заявлено ошибочно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.03.2013 по делу N А64-1763/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1763/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агенства", ФКУ Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Тамбовской области, УФАС по Тамбовской области