Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 г. N 16АП-1200/13
г. Ессентуки |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А20-1904/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала ФГБУ "Росреестра" по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.11.2012 и дополнительное решение от 04.03.2013 по делу N А20-1904/2012 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус-Терскол" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об оспаривании ненормативного правового акта (судья Кочкарова И.Ж.), при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус-Терскол" - Курданова Ю.С. (директор), Гагаева С.М. доверенность от 29.05.2013; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус-Терскол" (далее - истец, ООО "Эльбрус-Терскол") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ответчик, учреждение) N 07/301/12-6297 от 12.05.12 и решение N 07/301/12-6847 от 23.05.12 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях и обязании учреждения внести исправления в сведения государственного земельного кадастра и сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка под кадастровым номером 07:11:0900000:0138, изменив категорию земельного участка "7 -земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" на категорию "9 - производственное использование" (уточенные требования).
Решением от 07.11.2012 суд признал незаконными решения учреждения N 07/301/12-6297 от 12.05.12 и решение N 07/301/12-6847 от 23.05.12 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Обязал ответчика внести исправления в сведения государственного земельного кадастра и сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка под кадастровым номером 07:11:0900000:0138, изменив категорию земельного участка "7 -земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" на категорию "9 - производственное использование". Дополнительным решением от 04.03.2013 суд обязал учреждение исправить техническую ошибку в сведениях государственного земельного кадастра и сведениях в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков под кадастровыми номерами 07:11:0900001:0057, 07:11:0900001:0060 и 07:11:0900001:0086, изменив категорию земельного участка "7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" на категорию "9 - производственное использование". Взыскал с ответчика в пользу истца 15 000 рублей представительских расходов.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела, а также не полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для рассматриваемого дела.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
В судебном заседании представители истца просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции и дополнительное решение являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 06.03.2006. между ОАО "Эльбрустурист" и ООО "Эльбрус-Терскол" был заключен Договор купли-продажи недвижимости, в соответствии с условиями которого Продавец - ОАО "Эльбрустурист" продает, а Покупатель ООО "Эльбрус-Терскол" приобретает в собственность объекты РСУ (Административное здание - контора РСУ -83,3 кв.м, склады - 324,8 кв.м, навесы - 620,6 кв.м) находящиеся по адресу: КБР, Эльбрусский район, пос. Терскол. По Акту приема-передачи от 06.03.2006. объекты недвижимости переданы Покупателю.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке, площадью 5 000 кв.м, используемое Продавцом на праве постоянного бессрочного пользования на основании Постановления СМ КБАССР N 247-Р от 19.04.1963.
При приобретении объектов недвижимости была произведена съемка территории занимаемой под объектами ОАО "Эльбрустурист" - "РСУ" для изготовления и выдачи земельно-кадастровой документации. В связи с чем, было изготовлено землеустроительное дело, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под номером 07:11:09000000:0138, с разрешенным видом использования "Производственное использование", изготовлен кадастровый план земельного участка от 10.10.2005.
21.03.2006 за истцом было зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 07 АД N 027876, N 027877, N 027875.
08.09.2006 между администрацией сельского поселения Эльбрус и ООО "Эльбрус-Терскол" был заключен договор купли-продажи в соответствие с которым, Продавец - администрация обязуется передать в собственность, а Покупатель - ООО "Эльбрус-Терскол" принять и оплатить по цене на условиях настоящего договора земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 07:11:0900000:0138 находящийся под недвижимым имуществом ООО "Эльбрус-Терскол" принадлежащим Покупателю на праве собственности, расположенный по адресу: КБР, Эльбрусский район, пос. Терскол, для использования под объектами недвижимости согласно Договору купли-продажи недвижимости б/н от 06.03.2006. в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемому к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 7600 кв.м.
В соответствии с передаточным актом от 08.09.2006 ООО "Эльбрус-Терскол" был передан земельный участок с кадастровым номером 07:11:0900000:0138, площадью 7 600 кв.м.
Согласно приложенному к Договору кадастрового паспорта вышеназванного земельного участка от 23.06.2006. разрешенным видом использования "РСУ". 25.10.2006 за истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 7600 кв.м с кадастровым номером 07:11:0900000:0138, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 07 АД N 042883.
В рамках работы по государственной кадастровой оценки земельных участков, результаты которой были утверждены Постановлением Правительства КБР от 24.12.2009 N 324-ПП "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов КБР" в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:11:09:00000:0138 была допущена кадастровая ошибка при отнесении указанного земельного участка к 7 виду разрешенного использования - как для общественно-деловых целей.
Учитывая, что с момента постановки на кадастровый учет земельного участка не изменялся вид разрешенного использования, истец 26.04.2012 обратился с заявлением об исправлении технической ошибки.
Решением N 07/303/12-6297 от 12.05.2012 ему было отказано в исправлении технической ошибки с мотивировкой не соответствия содержания документов, требованиям Федерального закона "О государственном кадастровом учете" от 24.07.2007.
ООО "Эльбрус-Терскол" повторно обратилось в заявлением об исправлении технической ошибки.
Решением от 23.05.2012 за N 07/301/12-6847 повторно отказано в исправлении технической ошибки.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 - Закон о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что при выдаче нового кадастрового паспорта земельного участка в графе виды разрешенного использования было указано "Для общественно-деловых целей", тогда как в предыдущих кадастровых паспортах было указано - "Производственное использование".
Таким образом, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования участка истца являются кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно п. 4 ст. 28 Закона кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Обязательного досудебного порядка урегулирования спора Закон не устанавливает.
Исходя из п. 2 ст. 16, п. 3 ст. 20, п. 4 ст. 28 Закона о кадастре с заявлением об исправлении кадастровой ошибки вправе обратиться лицо, управомоченное на обращении с заявлением об учете изменений объектов недвижимости: собственники таких объектов недвижимости, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица; с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Из данных положений следует, что ООО "Эльбрус-Терскол" правомерно обратилось в суд с данным иском.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов (статья 37 Градостроительного кодекса РФ): 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 3 статьи 4 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее -уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Судом установлено. что истец не обращался в органы, осуществляющие государственный учет с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Согласно письму руководителя Управления Росреестра по КБР от 27.03.2012 категория земли спорного земельного участка не была изменена.
Администрацией сельского поселения Эльбрус вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 07:11:0900000:0138 также не изменялся, ходатайства об изменении вида разрешенного использования так же не направлялись (письма администрации с.п. Эльбрус за N 05-32 от 11.04.2012 и N 81 от 12.04.12)
Ответчик вышеуказанных доказательств, также не представлено не было.
Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Внесение сведений о разрешенном использовании участка в государственный земельный кадастр регламентировалось Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.06.2001 N 2753, утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2010 N 2).
В соответствии с пунктом 6.2.17 Приказа в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
К 7-ому виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В соответствии с данным приказом, к 9-ому виду отнесены земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В связи с изложенным, а также с учетом положений статей 1, 7, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации назначение объектов и земельного участка под ними не может быть различным.
Цель предоставления спорного земельного участка - для эксплуатации производственной базы.
На земельном участке 07:11:0900000:0138 расположены: строения (навесы), склады, административное здание РСУ.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Процедура исправления кадастровой ошибки расписана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Соблюдение досудебного порядка для применения данной процедуры необязательно.
Учреждение в данном случае изменило вид разрешенного использования с 9-го на 7, не учитывая, что изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а учреждение не наделено полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Принимая во внимание фактические обстоятельства землепользования, осуществляемый вид деятельности, назначение объектов на земельном участке, функциональное использование объектов, суд пришел к правильному выводу, что что в качестве удельного показателя спорного земельного участка необходимо учитывать 9-ый вид разрешенного использования, установленный для "Земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" и признал незаконными действия учреждения по отказу в исправлении кадастровой ошибки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.
Дополнительное решение является способом устранения неполноты судебного решения, так как требование полноты - одно из существенных требований, предъявляемых к судебному решению.
Поскольку решение учреждения N 07/301/12-6847 от 23.05.12 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях признаны незаконными, требование заявителя об обязании учреждения исправить техническую ошибку в сведениях государственного земельного кадастра и сведениях в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков под кадастровыми номерами 07:11:0900001:0057, 07:11:0900001:0060 и 07:11:0900001:0086, изменив категорию земельного участка "7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" на категорию "9 - производственное использование" является правомерными.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе принять дополнительное решение в случае, если при вынесении решения им не был разрешен вопрос о судебных расходах.
Исходя из пункта 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Поскольку возражений относительно размера взысканных судебных расходов ответчиком не заявлено, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы на услуги представителя в размере 15 000 руб.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции и дополнительное решение соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и дополнительного решения по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.11.2012 и дополнительное решение от 04.03.2013 по делу N А20-1904/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1904/2012
Истец: ООО "Эльбрус-Терскол", ООО "Эльбрус-Терскол"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1904/12
16.08.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4420/13
31.05.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1200/13
07.11.2012 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1904/12