г. Красноярск |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А74-6169/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожуховской Е.А.
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Хакасэнерго"): Карпова А.Н., представителя по доверенности от 22.11.2012 N 19АА0154787, Фирсовой Е.В., представителя по доверенности от 25.06.2012,
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия): Андрюшковой И.А., представителя по доверенности от 15.04.2013 N 04-2001,
от третьего лица (открытого акционерного общества "Хакасэнергосбыт"): Андрияновой Е.А., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 08,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Хакасэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" апреля 2013 года по делу N А74-6169/2012, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Хакасэнерго" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество, заявитель, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - антимонопольный орган, ответчик, ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519443) о признании незаконными решения и предписания от 27.09.2012 по делу N 41-А-12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Хакасэнергосбыт" (далее - ОАО "Хакасэнергосбыт", третье лицо, ИНН 1901067690, ОГРН 1051901067998).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 03.04.2013 не согласно по следующим основаниям:
- акты проверки, представленные ОАО "Хакасэнергосбыт", не могут быть признаны достоверными и допустимыми доказательствами отклонения качества электроэнергии от ГОСТ, поскольку в нарушение требований ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.08.1998 N 338 (далее - ГОСТ 13109-97), продолжительность проверки составила менее 24 часов; в нарушение пункта 5.1 РД 153-34.0-15.502-2002 "Методические указания по контролю и анализу качества электрической энергии" при осуществлении замеров не составлялся протокол испытаний; ОАО "Хакасэнергосбыт" не является контролирующим органом, а также аккредитованной организацией, имеющей разрешение на проведение испытаний по качеству электроэнергии; замеры показателей качества электроэнергии проводились не на границе балансовой принадлежности ОАО "МРСК Сибири" и потребителей и без согласования с сетевой организацией; отсутствует сертификат утвержденного типа и свидетельство о поверке средств измерений;
- акты проверки и предписания Ростехнадзора являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку во время проверки не проведены замеры показателей качества электроэнергии у потребителей электроэнергии, проживающих по адресу: Республика Хакасия, с. Шира, Ширинский район, ул. Линейная, ул. Кошевского, а использованы замеры, проведенные представителем ОАО "Хакасэнергосбыт" 09.09.2011 и 18.10.2011, выполненные с нарушением ГОСТа 13109-97;
- протоколы ОАО "МРСК Сибири" претензионных испытаний электроэнергии по показателям качества являются недопустимым доказательством по делу, поскольку испытания проведены не на границе балансовой принадлежности сетей ОАО "МРСК Сибири" и потребителей, указанных в жалобе;
- линия электропередач по ул. Мелиораторов в п. Шира принадлежит муниципальному образованию Ширинский сельсовет, в связи с чем обязанность по поддержанию уровня напряжения в электрической сети на данной улице лежит на муниципальном образовании;
- протокол совместного совещания в Ростехнадзоре не является нормативным, в связи с чем его невыполнение не является нарушением антимонопольного законодательства, законом не предусмотрена обязанность проведения совместных проверок, невыполнение условий данного протокола является результатом деятельности двух хозяйствующих субъектов.
Антимонопольный орган и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела приложенную к отзыву третьего лица копию договора купли-продажи имущества от 14.12.2011 N 01.1900.699.11 как представленную в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "МРСК Сибири" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в качестве юридического лица 04 июля 2005 года в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327. Общество имеет несколько филиалов, в том числе в г. Абакане - "Хакасэнерго".
26 января 2012 года в антимонопольный орган поступило заявление ОАО "Хакасэнергосбыт" об экономически и технологически необоснованном сокращении ОАО "МРСК Сибири" производства товара, прямо не предусмотренном нормативно-правовыми актами, а именно, о снижении уровня напряжения на границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МРСК Сибири" с потребителями ОАО "Хакасэнергосбыт", проживающими в г. Черногорске и с. Шира.
Из документов, приложенных к заявлению следует, что филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" не обеспечивает значение показателей качества электроэнергии согласно ГОСТу 13109-97 на границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МРСК Сибири" с потребителями ОАО "Хакасэнергосбыт", проживающими: в г. Черногорске по улицам: Социалистической, Интернациональной, Майской, Черногорской, Рабочей; в с. Шира по улицам: Кошевого, Линейной, 40 лет Победы, Мелиораторов, Октябрьской, Гоголя.
На основании данного заявления приказом антимонопольного органа от 26.04.2012 N 99 возбуждено дело N 41-А-12 в отношении ОАО "МРСК Сибири" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 41-А-12 антимонопольным органом 27.09.2012 принято решение, согласно которому:
- ОАО "МРСК Сибири" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действия (бездействия) филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", выразившегося в необеспечении ОАО "МРСК Сибири" передачи электроэнергии надлежащего качества гражданам, проживающим в г. Черногорске (улицы Социалистическая, Интернациональная, Майская, Черногорская, Рабочая) и с. Шира (улицы Кошевого, Линейная, 40 лет Победы, Мелиораторов,. Октябрьская, Гоголя), а также в уклонении от совместных с гарантирующим поставщиком (ОАО "Хакасэнергосбыт") проверок параметров качества передачи электрической энергии при поступлении информации от ОАО "Хакасэнергосбыт" о заявлениях потребителей, подключенных к сетям ОАО "МРСК Сибири" непосредственно либо опосредованно и указанных в Приложении N 2 к договору N 188/01 от 01 января 2008 года, поступающих в адрес гарантирующего поставщика с жалобами на передачу электроэнергии ненадлежащего качества, злоупотреблением доминирующим положением (пункт 1);
- решено выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении следующих действий:
- в срок до 31.05.2013 обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению передачи электроэнергии надлежащего качества для потребителей г. Черногорска (улицы Социалистическая, Интернациональная, Майская, Черногорская, Рабочая) и с. Шира (улицы Кошевого, Линейная, 40 лет Победы, Мелиораторов, Октябрьская, Гоголя), передача электроэнергии к которым включена в объем передачи по сетям ОАО "МРСК Сибири" и оплачивается ОАО "Хакасэнергосбыт" в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ОАО "МРСК Сибири";
- при поступлении информации от ОАО "Хакасэнергосбыт" о заявлениях потребителей, подключенных к сетям ОАО "МРСК Сибири" непосредственно либо опосредованно и указанных в Приложении N 2 к договору от 01.01.2008 N 188/01, поступающих в адрес гарантирующего поставщика, проводить совместные проверки с гарантирующим поставщиком (ОАО "Хакасэнергосбыт") параметров качества передачи электрической энергии в порядке, установленном протоколом совещания в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия от 24 ноября 2008 года и действующим договором и совместно устранять выявленные нарушения (пункт 2).
На основании решения от 27.09.2012 антимонопольным органом обществу выдано предписание от 27.09.2012 N 41-А-12.
Не согласившись решением и предписанием от 27.09.2012 по делу N 41-А-12, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа от 27.09.2012 по делу N 41-А-12 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, в силу следующего.
В силу статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "МРСК Сибири" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах электрических сетей, принадлежащих ОАО "МРСК Сибири". Данное обстоятельство заявителем не отрицается и не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как указано в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В оспариваемом решении от 27.09.2012 антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в следующем: - необеспечение передачи электроэнергии надлежащего качества гражданам, проживающим в г. Черногорске (улицы Социалистическая, Интернациональная, Майская, Черногорская, Рабочая) и с. Шира (улицы Кошевого, Линейная, 40 лет Победы, Мелиораторов, Октябрьская, Гоголя);
- уклонение от совместных с гарантирующим поставщиком проверок параметров качества передачи электрической энергии при поступлении информации от ОАО "Хакасэнергосбыт" о заявлениях потребителей, подключенных к сетям ОАО "МРСК Сибири" непосредственно либо опосредованно и указанных в Приложении N 2 к договору от 01.01.2008 N 188/01, поступающих в адрес гарантирующего поставщика с жалобами на передачу электроэнергии ненадлежащего качества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанные действия (бездействие) общества образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под гарантирующим поставщиком понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
В силу части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 112 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших в спорный период, далее - Основные положения N 530), качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Аналогичное положение содержится в пункте 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Таким образом, обязанность по обеспечению поставки электроэнергией надлежащего качества лежит как на сетевой организации, так и на гарантирующем поставщике.
Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Правила недискриминационного доступа), при исполнении договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязана, в том числе обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктом 65 Основных положений N 530 установлено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
ГОСТ 13109-97 установлены обязательные показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
Как следует из материалов дела, между ОАО "Хакасэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Хакасэнерго" (исполнитель, после реорганизации права и обязанности по настоящему договору перешли ОАО "МРСК Сибири") заключен договор от 01.01.2008 N 188/01 оказания услуг по передаче электроэнергии и мощности (далее - договор 188/01). Соглашением от 29.10.2010 сторонами в договор 188/01 внесены изменения и дополнения (т. 2 л.д. 1-47).
Предметом договора 188/01 (в редакции соглашения от 29.10.2010) является оказание исполнителем услуг заказчику по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и сетям смежных территориальных сетевых организаций на праве собственности или (и) ином установленном федеральным законом основании, и оплата заказчиком услуг исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В договоре 188/01 определено, что точкой поставки является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности электросетевого оборудования исполнителя и потребителя, в том числе смежных территориальных сетевых организаций, являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии.
Пунктами 3.3 и 3.5 договора 188/01 установлены обязанности исполнителя, согласно которым исполнитель обязуется обеспечивать значения показателей качества электроэнергии согласно ГОСТу 13109-97 на границе балансовой принадлежности потребителя с электрическими сетями исполнителя, территориальных сетевых организаций и бесхозными сетями; направлять заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения жалоб и заявлений от потребителей мотивированные ответы по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности.
Обязанностям исполнителя корреспондирует обязанность заказчика по направлению исполнителю в пятидневный срок копии претензий, поступивших от потребителей заказчика, а также запросов государственных и иных уполномоченных органов, касающихся вопросов надежности и качества энергоснабжения потребителей, для их совместного рассмотрения (пункт 5.3 договора 188/01).
В пункте 9.2.2 договора 188/01 установлены пределы ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора, в том числе за отклонение показателей качества в точке поставки у потребителей электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приложении N 2 к договору 188/01 предусмотрен Перечень точек учета граждан-потребителей для формирования полезного отпуска с ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", проживающих, в частности в г. Черногорске по улицам: Социалистической, Интернациональной, Майской, Черногорской, Рабочей, и в с. Шира по улицам: Кошевого, Линейной, 40 лет Победы, Мелиораторов, Октябрьской, Гоголя (т. 2 л.д. 34-47). Из данного перечня следует и обществом не оспаривается, что граждане-потребители электрической энергии непосредственно присоединены к сетям общества, точками поставки (точками учета) являются приборы учета потребителей.
Таким образом, общество несет ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии в точках поставки (точках учета) у потребителей, проживающих по указанным адресам. При этом, ОАО "Хакасэнергосбыт" как гарантирующий поставщик, не владеющий объектами электросетевого хозяйства, может лишь опосредованно влиять на обеспечение качественного электроснабжения в рамках гражданско-правового договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного с сетевой организацией.
Довод общества о том, что линия электропередач по ул. Мелиораторов в п. Шира принадлежит муниципальному образованию Ширинский сельсовет, в связи с чем обязанность по поддержанию уровня напряжения в электрической сети на данной улице лежит на муниципальном образовании, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку согласно представленному третьим лицом с отзывом на апелляционную жалобу договору купли-продажи имущества от 14.12.2011 N 01.1900.699.11 заявитель приобрел в собственность у муниципального образования Ширинский сельсовет линии электропередач и земельный участок для размещения объектов электроэнергетики по ул. Мелиораторов в п. Шира.
В подтверждение вменяемых обществу в оспариваемом решении нарушений антимонопольный орган представил в материалы дела следующие доказательства:
- заявления потребителей, проживающих по указанным адресам, которые неоднократно обращались в ОАО "Хакасэнергосбыт" с претензиями на низкое качество электроэнергии, которые гарантирующим поставщиком направлялись в филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" с целью проведения обследования электрической сети и выявления причин некачественной подачи электроэнергии совместно с представителем ОАО "МРСК Сибири";
- акты обследования объектов электросетевого хозяйства и измерения уровня напряжения, проведенные ОАО "Хакасэнергосбыт" как с участием представителя ОАО "МРСК Сибири", который отказывался от подписания актов, так и без участия представителя ОАО "МРСК Сибири" (т. 2, 3). В данных актах, составленных по результатам обследования и измерений напряжения на основании жалоб потребителей, комиссией сделаны заключения о том, что на момент измерения уровень напряжения на вводе в электроустановки потребителей не соответствуют нормативным значениям ГОСТ 13109-97, а также указаны причины низкого качества напряжения, в числе которых низкое техническое состояние воздушных электрических линий;
- акты проверки от 29.11.2011 N 18-40-950 и от 26.12.2011 N 18-40-1063, предписания от 29.11.2011 N 18-40-950, от 26.12.2011 N 18-40-1063 Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отдела энергонадзора по Республике Хакасия, в которых зафиксировано несоответствие качества электроэнергии ГОСТу 13109-97 и нарушение правил эксплуатации электрических сетей (т. 3 л.д. 79-92);
- протоколы от 07.11.2011 N 313, от 23.11.20113 320, от 23.11.2011 N 322 претензионных испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 13109-97, ГОСТ Р 53333-2008 (т. 3 л.д. 94-108);
- письмо ОАО "МРСК Сибири" 28.05.2012 N 1.7/29.1/1604-исх о принятых заявителем мерах для приведения уровня напряжения в соответствии с требованиями ГОСТ 13109-97 у потребителей указанных улиц в г. Черногорске и п. Шира (т. 1 л.д. 87-90).
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что акты обследования объектов электросетевого хозяйства и измерения уровня напряжения, представленные ОАО "Хакасэнергосбыт", не могут быть признаны достоверными и допустимыми доказательствами отклонения качества электроэнергии от ГОСТа, поскольку в нарушение требований ГОСТа 13109-97 продолжительность проверки составила менее 24 часов; в нарушение пункта 5.1 РД 153-34.0-15.502-2002 "Методические указания по контролю и анализу качества электрической энергии" при осуществлении замеров не составлялся протокол испытаний; ОАО "Хакасэнергосбыт" не является контролирующим органом, а также аккредитованной организацией, имеющей разрешение на проведение испытаний по качеству электроэнергии; замеры показателей качества электроэнергии проводились не на границе балансовой принадлежности ОАО "МРСК Сибири" и потребителей и без согласования с сетевой организацией; отсутствует сертификат утвержденного типа и свидетельство о поверке средств измерений.
Указанные доводы заявителя подлежат отклонению с учетом следующего.
Основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ 13109-97 в системах электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц и правила оценки соответствия установленным нормам показателей качества электрической энергии установлены ГОСТом Р 53333-2008 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ Р 53333-2008).
Указанный ГОСТ Р 53333-2008 предназначен для применения при организации и проведении, в том числе периодического контроля качества электрической энергии и контроля качества электрической энергии при рассмотрении претензий к качеству электрической энергии. При этом, под периодическим контролем понимается контроль, осуществляемый при рассмотрении претензий сетевой организации к потребителю электрической энергии или потребителя к сетевой организации при ухудшении качества электроэнергии, с целью проверки соответствия качества электрической энергии установленным требованиям для данных пунктов электрической сети и выявления стороны, виновной в ухудшении качества электрической энергии.
Пунктом 6.1 ГОСТа Р 53333-2008 предусмотрено, что сетевая организация должна проводить периодический контроль качества передаваемой электрической энергии, если не организован непрерывный контроль качества электроэнергии. Пунктом 5.2 ГОСТа Р 53333-2008 установлены пункты контроля качества электрической энергии для проведения контроля при рассмотрении претензий к качеству электроэнергии. В качестве пунктов контроля выбирают точки коммерческого контроля качества электрической энергии с потребителем, заявившим претензию. При необходимости дополнительно могут быть выбраны другие пункты контроля, результаты измерений в которых позволяют установить обоснованность претензий, предъявляемых к качеству электроэнергии участвующими в споре сторонами, например ближайшая к рассматриваемому потребителю точка общего присоединения, если последняя не является точкой коммерческого контроля качества электрической энергии с этим потребителем, точка в системе электроснабжения потребителя, приближенная к источнику ухудшения качества электроэнергии, точка сети более высокого класса напряжения, электрически ближайшая к точке коммерческого контроля качества электрической энергии с рассматриваемым потребителем.
Таким образом, ГОСТом Р 53333-2008 предусмотрена обязанность сетевой организации осуществлять контроль качества передаваемой электрической энергии.
При этом, на третье лицо, являющееся гарантирующим поставщиком, обязанность по проведению контроля качества передаваемой электрической энергии, не возложена. Однако, гарантирующий поставщик обязан рассматривать обращения потребителей, касающиеся качества передаваемой электрической энергии; обследование качества электрической энергии возможно не только на границе балансовой принадлежности сетевой организации, но и в иных пунктах контроля.
Порядок взаимодействия между ОАО "Хакасэнергосбыт" и ОАО "МРСК Сибири" при поступлении обращений граждан на несоответствие качества поставляемой электроэнергии предусмотрен в договоре 188/01, в соответствии с пунктом 4.4 которого исполнитель имеет право требовать от заказчика совместного измерения в точках приема и точках поставки электроэнергии показателей качества электроэнергии с оформлением двухстороннего акта.
Протоколом совещания в Управлении по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия от 24.11.2008 (т. 3 л.д. 75-78) установлен порядок взаимодействия между ОАО "Хакасэнергосбыт" и ОАО "МРСК Сибири" при поступлении обращений граждан на несоответствие качества поставляемой электроэнергии. Согласно данному порядку сетевая организация направляет своего представителя в комиссию расследования причин обращения; результаты работы комиссии оформляются актом с разработкой мероприятий, обязательных для исполнения организациями. Данный протокол подписан представителями ОАО "Хакасэнергосбыт" и ОАО "МРСК Сибири", следовательно, данными организациями приняты на себя обязательства по исполнению принятых на указанном совещании решений и рекомендаций в целях соблюдений требований законодательства к качеству поставляемой электроэнергии. С учетом изложенного, отклоняется как необоснованный довод заявителя о том, что указанный протокол не является обязательным для исполнения заявителем и его неисполнение не свидетельствует о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением.
По смыслу указанных выше нормативно-правовых актов, государственных стандартов, договора 188/01 и протокола совещания от 24.11.2008 комиссией, включающей в себя представителей сетевой организации и гарантирующего поставщика, с участием потребителя, заявившего претензию, проводится обследование и измерение (а не контроль) с целью установления факта отклонения показателей качества электроэнергии, изложенного в претензии потребителя, и возможные причины ухудшения качества. При этом из указанных норм и положений не следует, что при проведении такого обследования с целью проверки обращений граждан на ненадлежащее качество поставляемой электроэнергии должна участвовать аккредитованная организация, имеющая разрешение на проведение испытаний по качеству электроэнергии. Представленные в материалы дела акты обследования содержат информацию о применяемых при осуществлении измерений приборах, информацию о проведении в отношении данных приборов государственной поверки, в связи с чем, довод заявителя о том, что отсутствует сертификат утвержденного типа и свидетельство о поверке средств измерений, отклоняется как несостоятельный. Из представленных в материалы дела актов обследования объектов электросетевого хозяйства и измерения уровня напряжения следует, что представители ОАО "МРСК Сибири" в работе комиссии либо не принимают участие, либо отказываются от подписания названного акта. Доказательств того, что сетевая организация самостоятельно осуществляет контроль качества электроэнергии на основании поступивших обращений и претензий, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что уклонение общества, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, от совместных со сбытовой организацией проверок качества передаваемой электроэнергии свидетельствует о злоупотреблении заявителем доминирующим положением и приводит к нарушению прав и законных интересов потребителей.
Соответственно, представленные акты обследования ОАО "Хакасэнергосбыт", согласно которым допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на вводах приемников электроэнергии (розеточные сети) не соответствуют требованиям ГОСТа 13109-97, являются надлежащими доказательствами по делу и подтверждают несоответствие уровня напряжения на вводе в электроустановки требованиям ГОСТа 13109-97.
Протоколы от 07.11.2011 N 313, от 23.11.20113 320, от 23.11.2011 N 322 претензионных испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТом 13109-97, ГОСТом Р 53333-2008 (т. 3 л.д. 94-108), проведенных лабораторией заявителя в установленном порядке, подтверждают вывод о ненадлежащем качестве электрической энергии в силу следующего.
ГОСТом 13109-97 установлено два вида норм качества электрической энергии: нормально допустимые и предельно допустимые. При этом отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы: нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети; нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм ГОСТа 13109-97 на выводах приемников электрической энергии.
Следовательно, для вывода о соответствии качества электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 необходимо, чтобы одновременно два вида норм качества электрической энергии - нормально и предельно допустимые, находились в установленных пределах. Представленные заявителем протоколы, в которых установлен факт соответствия качества электрической энергии лишь в части предельно допустимых значений, не является надлежащим подтверждением соответствия качества электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97.
Из указанных протоколов следует, что в соответствии с требованиями ГОСТа 13109-97 и ГОСТа 53333-2008 минимальный интервал времени измерений составляет 24 часа.
С учетом изложенного, доводы общества о том, что протоколы от 07.11.2011 N 313, от 23.11.20113 320, от 23.11.2011 N 322, составленные обществом в установленном порядке осуществления контроля качества поставляемой электроэнергии, являются недопустимыми доказательствами по делу, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Доводы общества о том, что акты проверки от 29.11.2011 N 18-40-950 и от 26.12.2011 N 18-40-1063, предписания от 29.11.2011 N 18-40-950, от 26.12.2011 N 18-40-1063 Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отдела энергонадзора по Республике Хакасия (т. 3 л.д. 79-92) являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку во время проверки не проведены замеры показателей качества электроэнергии у потребителей электроэнергии, проживающих по адресу: Республика Хакасия, с. Шира, Ширинский район, ул. Линейная, ул. Кошевского, а использованы замеры, проведенные представителем ОАО "Хакасэнергосбыт" 09.09.2011 и 18.10.2011, выполненные с нарушением ГОСТа 13109-97, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно указанным актам проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229; установлено, что ведение технической документации, организация эксплуатации энергетического оборудования ведется с отступлениями от требований технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. На основании данных актов Ростехнадзором выданы предписания от 29.11.2011 N 18-40-950, от 26.12.2011 N 18-40-1063, которые обществом в установленном порядке не оспаривались.
Следовательно, Ростехнадзором проведена проверка соблюдения обществом требований к эксплуатации электрических станций и сетей, при осуществлении которой проведение замеров качества электрической энергии проверяющим органом не является обязательным и могут быть использованы соответствующие сведения по результатам обследования и измерений уровня напряжения на вводе в электроустановках, представленные, в том числе, сбытовой организацией. Вместе с тем, в ходе проверки установлены и описаны конкретные нарушения и предписано осуществить реконструкцию ( капитальный ремонт) соответствующих сетей.
Довод общества о том, что выявленные нарушения вызваны ненадлежащим качеством сетей, находящихся в собственности потребителей, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально неподтвержденный.
Письмо ОАО "МРСК Сибири" 28.05.2012 N 1.7/29.1/1604-исх о принятых заявителем мерах для приведения уровня напряжения в соответствии с требованиями ГОСТ 13109-97 у потребителей спорных улиц в г. Черногорске и с. С. Шира (т. 1 л.д. 87-90) не свидетельствует о принятии обществом достаточных мер для соблюдения нормативно установленных требований к качеству поставляемой потребителям электроэнергии и не опровергает вывода суда с учетом вышеизложенных обстоятельств о злоупотреблении обществом доминирующим положением.
В указанном письме содержится информация о планах по установке дополнительной ТП 10/0,4кВ и реконструкции электрических сетей у потребителей электрической энергии, проживающих в с. Шира по ул. Линейная. Однако согласно пояснениям сторон на данный момент электроснабжение жителей по ул. Линейная с. Шира осуществляется от существующей подстанции ТП 49-07-06 по старой линии, которая до сих пор находится в ветхом состоянии, вследствие чего в адрес ОАО "Хакасэнерго" продолжают поступать жалобы от жителей ул. Линейная на низкий уровень напряжения в их домах, что не опровергнуто обществом соответствующими доказательствами.
Таким образом, предпринятые обществом мероприятия не затронули объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие передачу электроэнергии потребителям, проживающим по всем вышеуказанным адресам, либо явились недостаточными, что подтверждается поступлением в августе 2012 года новых обращений потребителей о несоответствии качества поставляемой энергии требованиям ГОСТа 13109-97.
Кроме того, согласно письму филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" от 14.03.2012 N 1.7/28/698 из инвестиционной программы филиала на 2012 год полностью исключены проекты реконструкции электрических сетей 0,4 кВ с. Шира и г. Черногорска (т. 3 л.д. 61). Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действия (бездействие) ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в необеспечении качества передаваемой электроэнергии, а также в уклонении от проведения совместных с гарантирующим поставщиком (ОАО "Хакасэнергосбыт") проверок параметров качества передачи электрической энергии при поступлении информации от ОАО "Хакасэнергосбыт" о заявлениях потребителей, подключенных к сетям ОАО "МРСК Сибири" непосредственно или опосредованно, поступающих в адрес гарантирующего поставщика с жалобами на передачу электроэнергии ненадлежащего качества, являются злоупотреблением обществом доминирующим положением и нарушают интересы как гарантирующего поставщика - ОАО "Хакасэнергосбыт", так и интересы граждан, проживающих в г. Черногорске (улицы: Социалистическая, Интернациональная, Майская, Черногорска, Рабочая) и с. Шира (улицы: Кашевого, Линейная, 40 лет Победы, Мелиораторов, Октябрьская, Гоголя).
С учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, установленных по делу обстоятельств, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что указанные действия общества совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав. Данные действия общества влекут нарушение прав и законных интересов как гарантирующего поставщика - ОАО "Хакасэнергосбыт", так и интересов граждан-потребителей электрической энергии.
Содержащиеся в предписании от 27.09.2012 N 41-А-12 требования направлены на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства, являются правомерными с учетом установленных по делу обстоятельств нарушения обществом запрета на злоупотребление доминирующим положением и отвечают принципу исполнимости.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оспариваемые решение и вынесенное на его основании предписание от 27.09.2012 по делу N 41-А-12 соответствуют Закону о защите конкуренции, не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требований действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" апреля 2013 года по делу N А74-6169/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6169/2012
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Хакасэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, Управление Федеральной антимонопольной службы по РХ
Третье лицо: ОАО "МРСК Сибири", ОАО "Хакасэнергосбыт"