г. Вологда |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А13-11113/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Палитра" Шкакина М.Л. по доверенности от 29.12.2012 N 06/12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2013 года по делу N А13-11113/2012 (судья Савенкова Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Палитра" (ОГРН 1023501243150; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - управление) от 23.08.2012 N 07-05/010235 и обязании его пересчитать штрафные санкции (пени и штрафы), начисленные за неуплату налога на добавленную стоимость за 2009 год по решению от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47.
В судебном заседании 19.11.2012 общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, просило признать недействительным решение управления от 23.08.2012 N 07-05/010235 и незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) по взысканию с общества с 25.05.2012 налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 7 670 428 руб., пеней и штрафных санкций по НДС в соответствующих суммах.
К участию в дело в качестве второго ответчика привлечена налоговая инспекция.
В судебном заседании 29.01.2013 общество в порядке статьи 49 АПК РФ заявило отказ от заявленных требований о признании недействительным решения Управления от 23.08.2012 N 07-05/010235.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2013 года признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) и незаконными действия налоговой инспекции, выразившиеся во взыскании с общества с 25.05.2012 НДС в сумме 7 670 428 руб., пеней по НДС в сумме 1 501 711 руб. 87 коп., штрафных санкций по НДС в сумме 257 557 руб.
Суд обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Суд прекратил производство по делу в части требований общества к управлению.
С налоговой инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения заявленных требований. Считает, что при рассмотрении заявленных требований судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что налоговой инспекцией не были совершены действия, выразившиеся во взыскании с общества с 25.05.2012 НДС в сумме 7 670 428 руб., пеней по НДС в сумме 1 501 711 руб. 87 коп., штрафных санкций по НДС в сумме 257 557 руб.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 - АПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты заявителем НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, по результатам которой налоговой инспекцией вынесено решение от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47 (том 1, листы 24-59).
Данным решением обществу начислен и предложено уплатить НДС в общей сумме 12 982 135 руб., в том числе НДС за период с 1 по 4 кварталы 2009 года в сумме 10 836 643 руб., пени по НДС в сумме 2 717 660 руб. 93 коп., штрафные санкции за неуплату НДС в сумме 1 011 853 руб. 60 коп.
После вступления указанного решения в законную силу налоговой инспекцией направлено в адрес общества требование N 10457 по состоянию на 23.11.2011 (том 2, лист 60) с предложением в срок до 13.12.2011 уплатить доначисленные по итогам проверки суммы.
В связи с неисполнением указанного требования 15.12.2011 налоговой инспекцией принято решение N 37783 (том 2, лист 62) о взыскании доначисленных сумм за счет денежных средств заявителя.
На основании данного решения налоговый орган направил в филиал открытого акционерного общества "Промэнергобанк" инкассовые поручения N 29498, 29499, 29500 на списание со счета общества задолженности по НДС, пеням и штрафным санкция по НДС соответственно (том 3, листы 37, 36, 39).
Также налоговой инспекцией были приостановлены операции по остальным счетам общества в банках (том 2, листы 64-71).
В связи с отсутствием у общества денежных средств на счетах в банках 19.12.2011 инспекцией принято решение и постановление N 3592 (том 2, листы 73, 74) об обращении взыскания на имущество заявителя, которое было направлено на исполнение судебному приставу.
Указанные требование, решения и постановления налоговой инспекции обществом не обжаловались.
Общество 06.09.2011 представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за периоды с 1 по 4 кварталы 2009 года, в которых заявило дополнительные вычеты на сумму 7 670 428 руб. (том 3, листы 106-124).
Налоговым органом по результатам проведенной камеральной налоговой проверки указанной декларации приняты решения от 13.03.2012 N 1625 (том 1, листы 73-97); 1628 (том 1, листы 98-123); 1629 (том 1, листы 124-147); 498 (том 3, листы 125-136) об отказе в предоставлении вычетов в указанной сумме.
Решениями инспекции от 13.03.2012 N 2580 (том 1, листы 65,66); 2583 (том 1, листы 71,72); 2581 (том 1, листы 67, 68); 2582 (том 1, листы 69,70) обществу отказано в возмещении НДС в указанной сумме.
Решением управления от 25.05.2012 N 07-09/006087@ (том 2, листы 1-6), принятым по апелляционной жалобе общества, решения инспекции от 13.03.2012 N 1625, 1628, 1629, 498 отменены, решения от 13.03.2012 N 2580, 2583, 2581, 2582 изменены, суммы НДС, заявленные к возмещению, признаны обоснованными.
На момент принятия управлением указанного решения у общества имелась по решению налоговой инспекции от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47 неуплаченная недоимка по НДС, пеням и штрафным санкциям.
Общество 05.06.2012 направило в адрес налоговой инспекции заявление, в котором просило переплату по НДС зачесть в счет уплаты недоимки по текущим платежам за 4 квартал 2011 года и 1 квартал 2012 года, оставшуюся сумму зачесть по акту проверки.
На основании указанного заявления налоговой инспекцией 06.06.2012 принято решение N 11513 о зачете суммы НДС в размере 7 670 428 руб. в счет уплаты недоимки по налогу, доначисленному по результатам выездной проверки.
В связи с этим, налоговая инспекция 13.07.2012 направила судебному приставу уточнение к постановлению N 3592.
В связи с предоставлением по решению управления от 25.05.2012 N 07-09/006087@ вычетов по НДС в сумме 7 670 428 руб. общество посчитало, что налоговая инспекция была обязана совершить действия по пересчету пеней и штрафных санкция, начисленных по результатам выездной налоговой проверки.
В связи с тем, что налоговая инспекция не совершила действий по пересчету пеней и штрафов, общество 18.07.2012 обратилось в управление с жалобой на бездействие инспекции, выразившееся в отказе пересчитать суммы пеней и штрафных санкций по НДС, начисленных по решению от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47 (том 2, листы 7,8).
По итогам рассмотрения указанной жалобы управлением принято решение от 23.08.2012 N 07-05/010235 (том 2, листы 9-11), которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения. При этом Управление в решении указало на отсутствие основания для пересчета штрафных санкция по решению от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47, поскольку предоставление Обществом уточненных налоговых деклараций после проведения выездной налоговой проверки не свидетельствует о незаконности решения налогового органа.
Также Управление указало в решении, что налоговой инспекцией был произведен пересчет суммы пеней в связи с предоставлением уточненных налоговых деклараций по НДС за 1-4 квартал 2009 года, однако данный расчет в адрес общества направлен не был. В связи с этим инспекцией было поручено направить в адрес заявителя данный расчет пеней.
При этом, как следует из пояснений представителей налоговой инспекции согласно произведенному налоговым органом перерасчету пеней за неуплату доначисленного по результатам выездной налоговой проверки НДС в размере 7 670 428 руб. с момента сдачи обществом 01.09.2011 уточненных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2009 года не начислены. Данный факт обществом не оспаривается.
В то же время, заявитель, полагая, что перерасчет пеней, а также штрафных санкций в связи с подачей уточненных налоговых деклараций налоговой инспекцией должен быть произведен за период и до 01.09.2011 года (подачи уточненных налоговых деклараций), общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что суммы доначисленных по решению от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47 пеней за неуплату НДС в размере 7 670 428 руб., начисленных до подачи уточненных налоговых деклараций, а также штрафных санкций подлежали корректировке, а также налоговой инспекцией неправомерно предпринимались меры по взысканию налога в сумме 7 670 428 руб. с 25.05.2012.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 указанного Кодекса.
Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
Пунктом 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей.
В силу пункта 4 статьи 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией доначислен обществу НДС за 1-4 кварталы 2009 года, а также соответствующие суммы пеней за неуплату налога за период с момента неуплаты налога и до 01.09.2011 и штрафные санкции, что отражено в решении от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47.
Уточненные налоговые декларации по НДС за 1-4 кварталы 2009 года Обществом представлены в налоговую инспекцию после завершения выездной налоговой проверки и вынесения соответствующего решений по ней, а именно: 06.09.2011.
Решение о предоставлении вычетов по НДС по представленным уточненным налоговым декларациям принято управлением 25.05.2012.
Все действия по взысканию налога, пени и штрафных санкции по решению от 30.08.2011 N 11-15/311-44/47 произведены налоговой инспекцией до предоставления заявителю в связи с направлением им уточненных налоговым деклараций вычетов по НДС в сумме 7 670 428 руб. Также как указано выше общество не оспаривает принятые налоговой инспекции в целях взыскания доначисленных по результатам выездной проверки налогов, пеней и штрафов соответствующие требование, решения и постановление.
Кроме того данные акты приняты налоговым органом до 25.05.2012, а предметом рассмотрения данного дела являются действия налоговой инспекции по взысканию с общества с 25.05.2012 НДС в сумме 7 670 428 руб., пеней и штрафных санкций по НДС в соответствующих суммах.
Следовательно, представив в налоговый орган уточненные декларации, общество лишь воспользовался правом заявить вычеты по НДС, которое возникает у него только после проведения камеральной проверки уточненных деклараций и вынесения по ее результатам решения о предоставлении вычетов, что не влияет на выводы, сделанные налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки.
Таким образом, поскольку уточненные декларации представлены после завершения выездной проверки и вынесения решения по ней, то налоговый орган не мог учесть данные деклараций и их представление не влияет на законность и обоснованность выводов, сделанных налоговой инспекцией в ходе выездной проверки.
Статьи 78, 70 НК РФ регулируют порядок возврата (зачета) излишне уплаченных, взысканных сумм налога, штрафа и пеней и предусматривают извещение налоговым органом налогоплательщика о факте излишней уплаты, взыскании налога при обнаружении подобного факта.
Согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Следовательно, при возврате сумм налога, связанных с превышением сумм вычетов над суммами исчисленного НДС, применяется не общая норма, касающаяся возврата переплаты и закрепленная в статье 78 НК РФ, а специальные правила, установленные статьей 176 НК РФ, поскольку переплата налога возникла у общества не в результате его уплаты, а в связи с подачей налоговых деклараций с заявленными налоговыми вычетами. Соответственно и возврат налога должен был осуществляться не в порядке статьи 78 НК РФ, а по правилам статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Следовательно, вычеты по НДС, заявленные в уточненных декларациях, могли быть зачтены налоговой инспекцией в счет выявленной по результатам выездной проверки задолженности только по результатам камеральной проверки данных деклараций, после установления налоговым органом в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, правомерности налогового вычета.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В данном случае налоговый орган в соответствии с указанными нормами после принятия решения управлением о возмещении НДС и в соответствии с поданным обществом заявлением произвел зачет суммы 7 670 428 руб. налога в счет уплаты недоимки по налогу, доначисленному по результатам выездной проверки.
Согласно пункту 5 статьи 176 НК РФ в случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.
В данном случае налоговая инспекция с момента подачи обществом уточненных налоговых деклараций произвела пересчет пени, согласно которому пени на недоимку по налогу в сумме 7 670 428 руб. с 01.09.2011 заявителю не начислены.
Пени, начисленные на указанную сумму недоимки по НДС, доначисленному по результатам выездной проверки за период до 01.09.2011 года, в соответствии с указанными нормами перерасчету не подлежат.
Также согласно вышеизложенному не подлежит перерасчету размер штрафных санкций, начисленных за неуплату налога, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки.
В связи с тем, что вычеты по НДС, заявленные в уточненной декларации, могли быть зачтены налоговой инспекцией в счет выявленной по результатам выездной проверки задолженности только по результатам камеральной проверки уточненной декларации, после установления налоговым органом в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, правомерности налогового вычета, налоговая инспекция вправе была до принятия соответствующего решения производить действия по взысканию НДС в сумме 7 670 428 руб. в соответствии с принятым решением по выездной проверки.
Кроме того, как указано выше, общество не оспаривает принятые решения налоговой инспекции о взыскании налога в данной сумме за счет денежных средств и имущества налогоплательщика, как и решения о приостановлении операций по счетам заявителя, требование об уплате недоимки по налогам, пени и штрафа, выставленному по результатам выездной проверки.
После принятия управлением решения о предоставлении обществу соответствующих вычетов налоговой инспекцией не производились действия по взысканию НДС в сумме 7 670 428 руб.
Напротив, в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ и на основании заявления общества ею был произведен зачет указанной суммы налога в счет недоимки по налогу, доначисленному по результатам выездной проверки.
Также налоговой инспекцией в связи с принятием решения о зачете в адрес судебного пристава было направленно соответствующие уточнение постановления, на основании которого производится взыскание с заявителя доначисленного по результатам выездной проверки налога.
Срок для направления в адрес судебного пристава указанного уточнения законодательно не определен.
Как следует из материалов дела налоговый орган направил указанное уточнение в разумные сроки, что не оспаривается заявителем.
При этом направление уточнения по истечение месяца со дня принятия решения о зачете не повлекло нарушение каких-либо прав и интересов общества, что не оспорено обществом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в части признания незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся во взыскании с общества с 25.05.2012 налога на добавленную стоимость в сумме 7 670 428 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 501 711 руб. 87 коп., штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме 257 557 руб., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и взыскании с налоговой инспекции расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В удовлетворении требований общества о признании незаконными действий налоговой инспекции по взысканию с него с 25.05.2012 налога на добавленную стоимость в сумме 7 670 428 руб., пеней и штрафных санкций по НДС в соответствующих суммах отказать.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2013 года по делу N А13-11113/2012 отменить в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, выразившихся во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Палитра" с 25.05.2012 налога на добавленную стоимость в сумме 7 670 428 руб., пеней по налогу добавленную стоимость в сумме 1 501 711 руб. 87 коп., штрафных санкций по налогу добавленную стоимость в сумме 257 557 руб., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Палитра" и взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Палитра" в удовлетворении требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области по взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Палитра" с 25.05.2012 налога на добавленную стоимость в сумме 7 670 428 руб., пеней и штрафных санкций по налогу добавленную стоимость в соответствующих суммах.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11113/2012
Истец: ООО "ПАЛИТРА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, УФНС России по Вологодской области