г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А21-9859/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Г.В. Борисовой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.С. Шестакова (доверенность от 27.12.2012 N 105)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5366/2013) Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.01.2013 по делу N А21-9859/2012 (судья Д.В. Широченко), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о признании представления недействительным в части, об отмене представления в части
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (адрес: 236004, г.Калининград, ул.Соммера, д.27, ОГРН 1043902855446) (далее - заявитель, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (адрес: 236039, г.Калининград, ул.Краснооктябрьская, д.9, ОГРН 1053902857513) (далее - заинтересованное лицо, Управление Росфиннадзора) о признании недействительным представления заинтересованного лица о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года N 35-02-07/2781 в части установления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, связанных с нецелевым расходованием средств федерального бюджета Росреестром в сумме 1 726 371,37 рублей, выразившимся в оплате за счет средств федерального бюджета, полученных в 2010 году по чекам в кассу по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 "Заработная плата" компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходных пособий при увольнении обслуживающему персоналу, которые следовало выплатить по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению", и об отмене представления в указанной выше части.
Решением от 23.01.2013 суд отказал Управлению Росреестра в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии в действиях заявителя нарушения бюджетного законодательства в части нецелевого расходования средств федерального бюджета в сумме 1726317,37 руб., выплаченных по статье 312 "Заработная плата" вместо статьи 262 "Пособия по социальной помощи населению".
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит отменить принятое по делу решение и удовлетворить заявленное им требование. Податель жалобы указывает на то, что согласно разделу V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2010 N 28н, действующей на момент произведения выплат) выплаты выходного пособия работникам, гражданским служащим, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации,
осуществляются по подстатье 211 "Заработная плата". Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, денежные средства в сумме 1726317,37 руб. правомерно выплачены им по подстатье 211, поскольку в рамках реализации Приказа Росреестра от 08.02.2010 N П\41 имело место именно сокращение должностей государственной гражданской службы в связи с реорганизацией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (пункт 1.23 данного Приказа). По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не учтено, что на момент произведения спорных выплат в Управлении проводились организационно-штатные мероприятия, которые привели именно к сокращению должностей гражданской службы и численности штата Управления.
Судебное заседание апелляционного суда 18.04.2013 было отложено для истребования у Управления Росреестра документов, подтверждающих факт сокращения должностей гражданской службы и численности штата заявителя.
Данные документы представлены представителем Управления Росреестра в судебное заседание 23.05.2013 с доказательством заблаговременного направления их в адрес заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Управление Росфиннадзора, уведомленное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением Росфиннадзора в период с 29 июня 2012 года по 27 июля 2012 года проведена проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств и имущества, находящегося в федеральной собственности, в Управлении Росреестра, по результатам которой внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года N 35-02-07/2781 (далее - представление) (л.д.8-13).
Согласно пункту 1 представления Управлением Росреестра допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, а именно: за счет
средств федерального бюджета, полученных в 2010 году по чекам в кассу по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 "Заработная плата" выплачены компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходные пособия при увольнении обслуживающему персоналу, которые следовало выплатить по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению".
Полагая, что данный вывод заинтересованного лица является необоснованным, Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд заявлением о признании данного пункта представления недействительным.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и дополнительно представленные документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований отклонил заявленное Управлением Росреестра требование.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 289 Кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
По мнению Управления Росреестра, денежные средства в сумме 1 726 371,37 рублей правомерно выплачены им как компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ, поскольку в рамках реализации приказа Росреестра от 08 февраля 2010 года N П/41 имело место именно сокращение должностей государственной гражданской службы в связи с реорганизацией.
Суд первой инстанции не согласился с данным доводом заявителя, сославшись на письма Федерального казначейства от 06 мая 2010 года N 42-7.4-05/8.2-298 и Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2009 года N 02-07-10/5856.
Между тем, письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами, носят разъяснительный характер.
Согласно же разделу V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 150н (в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 28н, действующей на момент осуществления выплат) выплату гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы, в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, приводящей к сокращению должностей гражданской службы, выплаты выходного пособия работникам в связи с ликвидацией, либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, производятся по подстатье 211 "Заработная плата".
К подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" данного Указания N 150Н отнесены выплата гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы, в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, не приводящей к сокращению должностей гражданской службы.
Таким образом, для отнесения выплаты компенсации к подстатье 211 или 262 в 2010 году необходимо было установить, имело ли место действительное
сокращение должностей гражданской службы при реорганизации либо ликвидации государственного органа.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 N П/41 "О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (пункт 1.23).
Пунктом 3 данного Приказа на руководителей управлений Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления в силу данного Приказа уведомить в письменной форме федеральных государственных гражданских служащих (работников) соответствующих управлений Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации о сокращении занимаемой должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией.
В подтверждение фактически произведенного во исполнение Приказа от 08.02.2010 N П/41 сокращения должностей Управлением Росреестра апелляционному суду во исполнение определения от 18.04.2013 представлены уведомления работников об увольнении в связи сокращением должности с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предложения иной должности государственной гражданской службы, заявления сотрудников об отказе от предложенных должностей, приказы об увольнении.
Таким образом, в 2010 году заявителем произведена процедура увольнения сотрудников в связи с сокращением должностей гражданской службы, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что выплаты гражданским служащим компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы и выходные пособия обслуживающего персонала в связи с реорганизацией, повлекшей за собой сокращение численности, правомерно отнесены на подстатью 211 "Заработная плата" в соответствии с действующим на момент произведения выплат Указанием о применении бюджетной классификации, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н.
Кроме того, суд первой инстанции в обжалуемом решении правомерно указал, что сводной бюджетной росписью на 2010 год по главе 321 "Росреестр", разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 0011500 "Территориальные органы", виду расходов 012 "Выполнение функций государственными органами" не были предусмотрены расходы по КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению". Данный факт также подтверждается соответствующими расходными расписаниями, которыми до Росреестра доводились лимиты бюджетных обязательств на 2010 год.
При таких обстоятельствах нарушения бюджетного законодательства в части выплаты суммы 1726371,37 руб. в действиях заявителя апелляционный суд не усматривает.
Необходимо указать на то, что Указаниями о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2010 N 180н, в 2012 году расходы на выплату гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы отнесены на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ. Однако до сентября 2011 года на основании Указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, а также ранее действовавшим Приказом от 30.12.2009 N 150н, такая компенсация выплачивалась по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ. В связи с этим Минфин России в письме от 16.11.2011 N 14-01-07/1172-1684 "О разъяснении порядка отнесения выплаты компенсации государственному гражданскому служащему в размере четырехкратного денежного содержания при увольнении с гражданской службы" разъяснил, что при необходимости, в целях уточнения произведенных ранее выплат компенсации в размере четырехкратного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с реализацией Указа N 1657 по КГСГУ 211 "Заработная плата", получатель средств федерального бюджета вправе в соответствии с пунктом 2.5.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих субъектов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, в порядке, установленном указанным Приказом, осуществить переклассификацию данных выплат на КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению".
Судом первой инстанции установлено, что заявителем данная переклассификация произведенных выплат на основании пункта 2.5.3 вышеуказанного Порядка кассового обслуживания произведена, что, однако, не свидетельствует о нарушении им принципа целевого использования бюджетных средств.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Представление Управления Росфиннадзора от 02.08.2012 N 35-02-07/2781 в обжалуемой заявителем части подлежит признанию недействительным. Факт нецелевого использования бюджетных средств при выплате Управлением Росреестра компенсации при увольнении государственных гражданских служащих по КОГСУ 211 "Заработная плата" с последующим восстановлением произведенных выплат по КОГСУ 262 "Пособия по социальной помощи населению", а также нарушение статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации в действиях заявителя не имеется.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление не нарушает права и законные интересы заявителя, подлежит отклонению, поскольку статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены негативные правовые последствия в случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 января 2013 года по делу N А21-9859/2012 отменить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (236039, г. Калининград, ул. Краснооктябрьская, 9) от 02.08.2012 N 35-02-07/2781 в части установления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, связанных с нецелевым расходованием средств федерального бюджета Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (236016, г.Калининград, ул. Соммера, 27) в сумме 1726371,37 руб., выразившемся в оплате за счет средств федерального бюджета, полученных в 2010 году по чекам в кассу по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 "Заработная плата", компенсаций в размере четырехмесячного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходных пособий при увольнении обслуживающему персоналу, которые следовало выплатить по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению".
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9859/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/О, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в К/О