город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2013 г. |
дело N А53-29248/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.Н. Герасименко, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго": Каминская Юлия Сергеевна, паспорт, по доверенности от 27.12.2012, Михайлюкова Надежда Александровна, паспорт, по доверенности от 27.12.2012,
от Ростовского УФАС: Опруженков Александр Владимирович, удостоверение, по доверенности от 09.01.2013 N 01,
от ООО "Энергоспецсервис-08": Звягинцева Оксана Юрьевна, паспорт, по доверенности от 09.01.2013 N 01,
от ОАО "МРСК Юга": Малько Виктория Сергеевна, паспорт, по доверенности от 28.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2012 по делу N А53-29248/2012,
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительным решения,
при участии третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "Энергоспецсервис-08", ОАО "МРСК-Юга"-"Ростовэнерго",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - ООО "Энергосбыт Ростовэнерго") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании незаконным решения от 06.07.2012 N 605/02.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ООО "Энергоспецсервис-08", ОАО "МРСК-Юга"-"Ростовэнерго.
Решением суда от 12.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что решение антимонопольного органа принято в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" оспорило его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что оплата задолженности должны была быть произведена не позднее 25.12.2012. Кроме того, общество указывает, что фактически ограничение режима потребления не осуществлялось; доказательств причинения ущерба действиями общества не представлено.
Представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представитель ОАО "МРСК Юга" в судебном заседании указал на оставление вопроса о законности решения антимонопольного органа на усмотрение суда. Представитель указала, что ограничение поставки электроэнергии было осуществлено 26.12.2011 по заявкам ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
Представитель ООО "Энергоспецсервис-08" в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 605/02, возбужденного на основании обращения ООО "Энергоспецсервис-08", комиссией Ростовского УФАС принято решение от 06.07.2012 N 605/02 о признании ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В решении указаны следующие обстоятельства совершения правонарушения.
ООО "Энергоспецсервис-08" в соответствии с заключенными муниципальными контрактами осуществляет деятельность по техническому обслуживанию линий наружного уличного освещения с выполнением функций оплаты потребленной на нужды уличного освещения электрической энергии.
В целях исполнения своих обязательств по контрактам между ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ООО "Энергоспецсервис-08" заключены договоры энергоснабжения N 6091 от 01.01.2011, N 6092 от 01.01.2011, N 6096 от 01.01.2011.
15.12.2011 в связи с образовавшейся по договорам энергоснабжения задолженности в адрес ООО "Энергоспецсервис-08" поступили уведомления об образовавшейся задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию, согласно которым обществу было предложено в срок до 26.12.2011 погасить указанную задолженность, а также указано, что в случае неоплаты будет применено ограничение подачи электрической энергии.
26.12.2011 ООО "Энергоспецсервис-08" платежными поручениями N 372 от 26.12.2011, N 371 от 26.12.2011, N 370 от 26.12.2011 оплатило образовавшуюся задолженность в сумме 13546,48 руб.
26.12.2011 сетевая организация ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" в соответствии с заявками ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" от 16.12.2011 N N 12/59, 12/60, 12/61, произвела мероприятия по ограничению режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО "Энергоспецсервис-08".
По мнению антимонопольного органа, ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО "Энергоспецсервис-08" не могло быть введено ранее 27.12.2011, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, до 24.00 часов 26.12.2011 у ООО "Энергоспецсервис-08" было право совершить действия по оплате задолженности и недопущению введения ограничения, которым оно воспользовалось.
Считая незаконным решение антимонопольного органа, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий недействительности решения антимонопольного органа не подтверждено материалами дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам предписано в результате системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции исходить из того, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 08.11.2006 N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии ОАО "Ростовэнерго", к которым присоединены потребители. Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.10.2006 N 10/1 ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ростовской области.
Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", оказывая услуги по розничной реализации электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии ОАО "Ростовэнерго", к которым присоединены потребители, осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Правоотношения между ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ООО "Энергоспецсервис-08" урегулированы Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
В силу пункта 161 Основных положений N 530 неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем, является основанием для введения режима ограничения потребления электроэнергии.
В силу пункта 165 Постановления N 530 частичное ограничение режима потребления производится сетевой организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае введения аварийных ограничений.
В соответствии с пунктом 175 Постановления N 530 порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:
а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления.
б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;
в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ограничение режима потребления было введено обществом "Энергосбыт Ростовэнерго" с нарушением приведенных положений Постановления N 530 от 31.08.2006.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" не имело права вводить ограничение режима потребления ранее 27.12.2011 с учетом указания в уведомлениях на необходимость оплаты задолженности до 26.12.2011.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что оплата задолженности должны была быть произведена не позднее 25.12.2012, поскольку предлог "до" используется в значении "не включая дату, следующую после этого предлога".
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с приложением N 9 к договорам энергоснабжения N 6091 от 01.01.2011, N 6092 от 01.01.2011, N 6096 от 01.01.2011 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору ограничение режима потребления вводится в следующем порядке: за пять рабочих дней до введения ограничения гарантирующий поставщик направляет потребителю уведомление об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности, а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления. В случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанный в уведомлении срок в отношении данного потребителя вводится частичное ограничение режима потребления.
Проанализировав содержание направленных обществом "Энергосбыт Ростовэнерго" потребителю уведомлений, суд установил, что в нарушение п. 175 Основных положения N 530, а также положений договоров энергоснабжение, уведомления не содержали даты предполагаемого введения ограничения режима потребления.
При этом в уведомлениях был указан срок погашения задолженности - до 26.12.2011 (л.д. 158-160 том 1).
Статьей 314 Гражданского кодекса РФ установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно ст. 194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, исходя из буквального толкования пунктов 2.1.1, 2.1.2 приложения N 9 к договорам энергоснабжения, содержание уведомлений, а также учитывая положения ст.ст. 194, 314, 431 ГК РФ, ограничение режима потребления могло быть введено не ранее 27.12.2011, поскольку последним днем исполнения обязательства по оплате задолженности гарантирующим поставщиком была обозначена дата 26.12.2011.
Содержание уведомлений, с учетом пунктов 2.1.1, 2.1.2 приложения N 9 к договорам энергоснабжения и ст.ст. 194, 314, 431 ГК РФ, не давало оснований потребителю квалифицировать в качестве последнего дня исполнения обязательства 25.12.2011.
То обстоятельство, что ООО "Энергоспецсервис-8" не сообщило оперативно гарантирующему поставщику об оплате задолженности, также не давало поставщику права вводить ограничение режима потребления 26.12.2011.
Гарантирующим поставщиком также была нарушена процедура введения ограничения режима потребления в части неисполнения пункта 165 Основных положений N 530, устанавливающего, что частичное ограничение режима потребления производится: потребителем самостоятельно под контролем сетевой организации; сетевой организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае введения аварийных ограничений.
В нарушение п. 165 Основных положений обществу "Энергоспецсервис-8" гарантирующим поставщиком не было предложено самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается неправомерное введение обществом "Энергосбыт Ростовэнерго" ограничения режима потребления в отношении ООО "Энергоспецсервис-8", осуществление с нарушением установленной процедуры (п. 175 Основных положений N 530) и без предложения потребителю самостоятельно произвести ограничение.
Указанные действия ущемляют интересы ООО "Энергоспецсервис-8", которое в пределах установленного срока оплатило задолженность за поставленную электроэнергию, а также не было поставлено в известность о точной дате введения ограничения режима потребления и об объектах, на которых предполагалось введение ограничения.
Совершение указанных действий запрещено статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы об отсутствии доказательств причинения ущерба действиями общества.
В силу положений ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции и ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации для квалификации действий общества как злоупотребления доминирующим положением достаточно не только доказательств ущемления интересов других лиц, но и доказательств угрозы наступления таких последствий.
Материалами дела подтверждается, что посредством получаемой по договорам энергоснабжения электроэнергии общество "Энергоспецсервис-8" исполняет свои обязательства по муниципальным контрактам на осуществление деятельности по техническому обслуживанию линий наружного уличного освещения с выполнением функций оплаты потребленной на нужды уличного освещения электрической энергии.
Апелляционной инстанцией также отклоняются доводы ООО "Энергосбыт Ростовэнерго" о том, что фактически ограничение режима потребления не осуществлялось.
Введение ограничения режима потребления подтверждается сетевой организацией ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго", а также актами ограничения режима потребления от 26.12.2011 (л.д. 167-173 том 1).
Как правильно указано судом первой инстанции, представленные в материалы дела акты обследования N 01/06 от 25.06.2012 Администрации Пухляковского поселения и от 27.12.2011 Администрации Нижнекундрюченского сельского поселения, а также показания электросчетчиков, не отвечают требованиям ст. 68 АПК РФ, поскольку не могут подтвердить либо опровергнуть введение ограничения режима потребления 26.12.2011.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "Энергосбыт Ростовэнерго", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Энергосбыт Ростовэнерго", поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным решения Ростовского УФАС от 06.07.2012 N 605/02 отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 12.12.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 декабря 2012 года по делу N А53-29248/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29248/2012
Истец: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС по Ростовской области
Третье лицо: ОАО "МРСК Юга" - "ростовэнерго", ООО "Энергоспецсервис-08", филиал ОАО "МРСК-Юга"- "Ростовэнерго"