г. Хабаровск |
|
31 мая 2013 г. |
А73-307/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района": представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельникова Э.В., представитель по доверенности от 07.12.2012 N 6/8947;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района"
на решение от 02.04.2013
по делу N А73-307/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 51 от 18.12.2012 г. о наложении штрафа по делу N3-04/47 об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" (далее - заявитель, предприятие, МУП "РЭС Хабаровского муниципального района") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление, Хабаровское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления N 51 от 18.12.2012 г. по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.04.2013 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель жалобы указывает, что объекты СНТ "Дубок" подключены к электрическим сетям и потребляют электрическую энергию, соответственно садоводческое товарищество убытков не несет. Кроме того, ссылается на малозначительность совершенного правонарушения и просит суд ограничиться устным замечанием.
МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании и в письменном отзыве апелляционную жалобу считает не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения Хабаровским УФАС России обращения садоводческого некоммерческого товарищества "Дубок" (далее - СНТ "Дубок", садоводческое товарищество) на действия МУП "РЭС" в части нарушения "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила, Правила технологического присоединения) установлен факт нарушения МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось:
в действиях МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" по включению в технические условия N 256, выданные СНТ "Дубок", пунктов 7 и 11.3;
в бездействии МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в выполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок".
Обстоятельства дела N 3-1/157 о нарушении антимонопольного законодательства МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" изложены во вступившем в силу решении Комиссии Хабаровского УФАС России N56 от 24.08.2012.
На основании решения N 56 от 24.08.2012 Комиссией Хабаровского УФАС России выдано предписание N 25 от 24.08.2012, которым МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" предписывалось:
1) В срок до 28 сентября 2012 года прекратить злоупотребление доминирующим положением, установленное решением Хабаровского УФАС России N 56 от 24.08.2012.
2) С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания МУП "РЭС Хабаровского муниципального района":
- привести пункты 7 и 11.3 технических условий N 256, выданных СНТ "Дубок", в соответствие с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, путем исключения из указанных пунктов положений, не предусмотренных Правилами технологического присоединения;
- исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок" в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, включая осуществление МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" фактического присоединения объектов СНТ "Дубок" к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемых путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
3) МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в срок до 03.10.2012 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.
Невыполнение в установленный срок предписания Хабаровского УФАС России N 25 от 24.08.2012 явилось основанием для составления в отношении МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" протокола от 22.11.2012 г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприятие извещено надлежащим образом. При составлении протокола присутствовал представитель предприятия.
Постановлением от 18.12.2012 г. N 51 МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, предприятию назначен административный штраф в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из доказанности Хабаровским УФАС России в действиях общества состава вменяемого обществу административного правонарушения, при этом оснований для признания правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу требований статьи 36 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
В соответствии со статьей 51 Закона о защите конкуренции, предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
Срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика, ответчиков в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания (часть 5 статьи 51 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела, следует, что при вынесении решения N 56 Комиссия Хабаровского УФАС России констатировала, что пунктом 7 технических условий N 256, выданных СНТ "Дубок", определено, что точка присоединения расположена на опоре N 10 ВЛ-0,4 кВ фидера 4 КТПН "Поселок".
При этом, как установлено Комиссией, опорой N 10 является опора, расположенная в 440 метрах от границы земельного участка СНТ "Дубок".
МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в рамках процедуры технологического присоединения в адрес СНТ "Дубок" направлен для подписания Акт разграничения балансовой принадлежности, в соответствии с которым на балансе Заявителя (СНТ "Дубок") находятся: ВЛ-0,4 кВ АС-16 длиной 440 м, КЛ-0,4 кВ АВВГ 4x35 длиной 10 м., приборы учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25.1 Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 12.1 Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Учитывая, что точка присоединения, указанная в пункте 7 технических условий N 256, находится на расстоянии более 25 метров от границы земельного участка СНТ "Дубок", действия МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" по включению в технические условия N 256 положений пункта 7 противоречат положениям подпункта "а" пункта 25.1 Правил технологического присоединения, так как указывают точку присоединения, располагающуюся далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя - СНТ "Дубок".
Исходя из этого, на основании решения Комиссии Хабаровского УФАС России N 56 от 24.08.2012 г. МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" было выдано предписание N 25 от 24.08.2012 о прекращении в срок до 28.09.2012 нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в действиях МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" по включению в технические условия N256, выданные СНТ "Дубок", пунктов 7 и 11.3; в бездействии МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в выполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок"; для чего МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в срок до 28 сентября 2012 года предписывалось:
привести пункты 7 и 11.3 технических условий N 256, выданных СНТ "Дубок", в соответствие с Правилами технологического присоединения, путем исключения из указанных пунктов положений, не предусмотренных Правилами технологического присоединения;
исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок" в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, включая осуществление МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" фактического присоединения объектов СНТ "Дубок" к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемых путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
04.10.2012 в Хабаровское УФАС России поступила информация от МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" (исх. N 1592-6 от 04.10.2912 г.) об исполнении предписания Хабаровского УФАС России N 25 от 24.08.2012, согласно которой СНТ "Дубок" получен пакет документов для рассмотрения и подписания, а именно: приведенные в соответствие технические условия, акт разграничения балансовой принадлежности сетей, справка о выполнении технических условий, дополнение к техническим условиям, акт эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения, однако, как следует из письма, до настоящего времени указанные документы со стороны СНТ "Дубок" не подписаны и не возвращены в МУП "РЭС Хабаровского муниципального района".
При этом МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" указывает, что обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок" выполнены в полном объеме, фиксация коммутационного аппарата в положении "включено", напряжение присутствует.
Согласно представленному МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" Дополнению к техническим условиям на технологическое присоединение СНТ "Дубок" N 256 от 18.11.2011 определено:
- Заменить пункт 7 "Точка(и) присоединения: на опоре N 10, ВЛ-0,4 кВ, фидера 4, КТПН "Поселок", следующим содержанием: "Точка(и) присоединения: на опоре N 21, ВЛ-0,4 кВ, фидера 4, КТПН "Поселок".
- Убрать п/п 11.1.
Заменить п/п 11.3 "Прибор учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности электроустановок МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и Заявителя. Расчетную схему учета электроэнергии (мощности) и формы информационного обмена согласовать с МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" следующим содержанием: "Прибор учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности электроустановок МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и Заявителя".
Как следует из содержания письма, подписанного председателем СНТ "Дубок" А.И. Вороновым и направленным в адрес Хабаровского УФАС России (вход. N 6/1354 от 18.02.2012 г.), СНТ "Дубок" 27.09.2012 г. были получены дополнения к ТУ N 256, выданные МУП "РЭС Хабаровского муниципального района", которые теперь приведены в соответствие с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. Данный факт был также подтвержден в судебном заседании свидетелем Вороновым Алексеем Ивановичем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в срок, установленный в предписании антимонопольного органа, то есть до 28.09.2012 г. исполнило требования предписания в части приведения пунктов 7 и 11.3 технических условий N 256 в соответствие с Правилами технологического присоединения, путем исключения из указанных пунктов положений, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.
Вместе с тем, вывод административного органа о доказанности факта неисполнения заявителем в установленный срок требования предписания в части выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок" в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, включая осуществление МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" фактического присоединения объектов СНТ "Дубок" к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемых путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") является обоснованным.
Так, по результатам рассмотрения Хабаровским УФАС России информации, представленной МУП "РЭС Хабаровского муниципального района", установлено, что акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон и разграничения балансовой принадлежности сетей не подписаны ни одной из сторон; справка о выполнении технических условий СНТ "Дубок" не подписана руководителем предприятия; акт об осуществлении технологического присоединения N 172 от 20.09.2012 подписан главным инженером предприятия и не утвержден директором предприятия. Также в направленном МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" для подписания СНТ "Дубок" Акте об осуществлении технологического присоединения N 172 от 20.09.2012, представленном МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" административному органу, граница балансовой принадлежности определена: КТПН "Поселок", Ф-5, ВЛ-0,4 кВ, опора N 10 и опора N21Ф-5.
Из сведений, представленных СНТ "Дубок", следует, что до настоящего времени со стороны МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" не исполнены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" до границ земельного участка СНТ "Дубок" (в части замены существующего провода от опоры N 10 до границ СНТ "Дубок" на провод требуемого сечения либо строительства новой ЛЭП для обеспечения электроснабжения надлежащего качества). При этом СНТ "Дубок" представлены сведения о ненадлежащем качестве электрической энергии, потребляемой СНТ "Дубок", в настоящее время.
Кроме того, факт неисполнения заявителем в установленный срок требования предписания в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "Дубок" подтверждается письмом председателя СНТ "Дубок" Воронова А.И., адресованного руководителю Хабаровского УФАС России (вход. N 6/1354 от 18.02.2013 г.), из содержания которого следует, что в адрес СНТ "Дубок" поступили акты о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, где границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности для МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" указывается опора N 10, которая расположена в 440 метрах от СНТ "Дубок", в связи с чем договор N 234 от 18.11.2011 г. об осуществлении технологического присоединения МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" не выполнен.
21.02.2013 г. в административный орган от СНТ "Дубок" поступило письмо от 21.02.2013 N 8 (вход. N 6/1487), в котором СНТ сообщает, что в его адрес поступили обновленные акты о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон между МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" и СНТ "Дубок", данные акты СНТ подписаны и на данный момент претензий к МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" СНТ "Дубок" не имеет, считает, что условия договора N 234 от 18.11.2011 г. предприятием выполнены.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о наличии в действиях (бездействии) МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, и правомерности привлечения предприятия к административной ответственности, является обоснованным.
Материалами дела подтверждается факт совершения предприятием административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Хозяйствующий субъект в силу своего доминирующего положения на товарном рынке должен был соблюсти определенную степень заботливости и осмотрительности в целях выполнения требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, законное предписание антимонопольного органа в установленный срок было исполнено частично.
В материалы дела МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" не представлено доказательств, что предприятием предприняты все возможные меры к недопущению выявленных нарушений.
В отношении довода предприятия о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Судом первой инстанции указанный довод был рассмотрен по существу и сделан вывод об отсутствии оснований для признания вменяемого предприятию правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в Постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункт 18), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Кроме того, из материалов дела прямо следует факт нарушения прав конкретного лица, а именно - СНТ "Дубок", что также указывает на невозможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Административный штраф, предусмотренный санкцией части 2.6 статьи 19.5. КоАП РФ назначен в минимальном размере, а также с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела и оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что заявление МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2013 по делу N А73-307/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-307/2013
Истец: МУП "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю