г. Воронеж |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А08-6810/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суховой И.Б.,
судей Ушаковой И.В.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баткаевой А.Р.,
при участии:
от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: Седельниковой А.Н., представителя по доверенности N 1-1-20/297 от 04.03.2013,
от закрытого акционерного общества "Старооскольского пассажирского автотранспортного предприятия - 1: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ООО "ЖЭУ-9": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Старооскольский отдел): представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ИНН 312801333369, ОГРН 1023102363008) в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.03.2013 по делу N А08-6810/2012 (судья Валуйский Н.С.) по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Старооскольского пассажирского автотранспортного предприятия - 1" (ИНН 3128006259, ОГРН 1023102374129) к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ИНН 312801333369, ОГРН 1023102363008), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ОГРН 1023102358817, ИНН 3128003628),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Старооскольское пассажирское автотранспортное предприятие - 1" (далее - ЗАО "Старооскольское пассажирское автотранспортное предприятие - 1", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Администрация, ответчик, заявитель жалобы) о государственной регистрации перехода права собственности на нежилое помещение части подвала общей площадью 48,5 кв. м., кадастровый номер 31:06:0000000:0000:14:440:001:005125710:0000:20002, расположенное по адресу: г. Старый Оскол, ул. Ленина, 79/1 к ЗАО "Старооскольского пассажирского автотранспортного предприятия - 1" (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ООО "ЖЭУ-9" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Старооскольский отдел).
На основании положений статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.03.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, спорное помещение (подвал) не является обособленным объектом, следовательно, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений, а не истцу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 23.05.2013 представитель Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ЗАО "Старооскольского пассажирского автотранспортного предприятия - 1", ООО "ЖЭУ-9" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Старооскольский отдел) не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Старооскольского городского Совета народных депутатов от 24.01.1992 "О муниципальной собственности города Старый Оскол" жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении городской администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные исполкомом городского Совета в ведение (на баланс) другим лицам, а также встроено - пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-7% отчислений на строительство объектов социально- культурного и бытового назначения были признаны муниципальной собственностью (л.д. 48-50 т.1).
Согласно акту приема - передачи жилого фонда от 03.03.1992 в состав имущества, включенного в муниципальную собственность, был включен жилой дом N 79/1 по ул. Ленина, города Старый Оскол, в котором расположено нежилое помещение кафе "Экспресс" с подвальным помещением (л.д. 51-54 т.1).
Распоряжением Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом N 15-П от 07.07.1995 "О приватизации кафе "Экспресс" - структурного подразделения муниципального предприятия "Центр торговли" было реорганизовано муниципальное предприятие "Центр торговли" с целью приватизации структурного подразделения - кафе "Экспресс", расположенного по адресу: ул. Литвинова, дом 1 (ныне ул. Ленина 79/1, без регистрации последнего как самостоятельного муниципального предприятия).
Указанным распоряжением Комитет по управлению муниципальным имуществом распорядился осуществить приватизацию структурного подразделения муниципального предприятия "Центр торговли" кафе "Экспресс" и предложил постоянно действующей комиссии по приватизации предприятий муниципальной собственности разработать план приватизации структурного подразделения муниципального предприятия Центр торговли" кафе "Экспресс".
Решением N 2/9 от 11.07.1995 Комитет по управлению муниципальным имуществом города Старый Оскол утвердил План приватизации кафе "Экспресс" - структурного подразделения муниципального предприятия "Центр торговли" (л.д. 43-44 т.2).
Согласно сведениям о недвижимости, кафе расположено на первом этаже кирпичного пятиэтажного жилого дома, год ввода в эксплуатацию - 1960, площадь 143,05 кв.м, в т. ч. подвал 31.07 кв.м.
Способ приватизации - коммерческий конкурс.
По договору купли-продажи предприятия, заключенного по результатам конкурса между Фондом имущества г. Старый Оскол и Старооскольского района и ОАО типа "ПАТП-1" кафе "Экспресс" - структурное подразделение муниципального предприятия, "Центр торговли" было продано АООТ "ПАТП-1".
По акту приема - передачи от 21.09.1995 представитель продавца заведующая кафе "Экспресс" Уткина Т.И., действующая на основании распоряжения Фонда имущества N 63 от 07.09.1995, и покупатель АООТ "ПАТП-1" совершили передачу и прием имущества кафе "Экспресс" без претензий у покупателя в отношении приобретенного имущества, оборудования, оборотных средств, а также объекта приватизации в целом (л.д. 88 т.2).
Фондом имущества города Старый Оскол было выдано акционерному обществу "ПАТП-1" Свидетельство на приватизированное предприятие, регистрационный номер 115-I С от 26.09.1995, которым удостоверялось право собственности АООТ "ПАТП-1" на предприятие кафе "Экспресс"- структурное подразделение муниципального предприятия "Центр торговли" (л.д. 57 т. 2).
Письмом (Справкой) N 51 от 01.02.2013 Старооскольское отделение Белгородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" сообщило, что технический паспорт на нежилое помещение "Кафе с подвалом", расположенное в жилом доме N 79/1 по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, ул. Ленина, впервые изготовлен 25.04.2000. Ранее данное помещение входило в состав этого жилого дома (л.д. 33 т. 2).
Согласно плана жилого дома подвальное помещение под кафе "Дюна" (ранее кафе "Экспресс") состоит из трех помещений площадью 37.85 кв.м., 4,73 кв.м. и 44,23 кв.м., а всего площадью 86,81 кв.м. (л.д. 37 т. 2). Вход в эти подвальные помещения имеется только через помещения площадью 37,85 кв.м. (л.д. 38-39 т.2).
На основании письма директора ОАО "ПАТП-1" о выкупе части подвала кафе "Экспресс" по ул. Ленина, 79/1, а также учитывая, что собственником муниципального кафе "Экспресс" является в результате приватизации ОАО "ПАТП -1", Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом города Старый Оскол распоряжением N 191-П от 28.11.2000 распорядился подготовить и осуществить продажу части нежилого помещения подвала, не вошедшей в сумму выкупа при приватизации муниципального предприятия кафе "Экспресс" по ул. Ленина, 79/1, открытому акционерному обществу "ПАТП - 1" (л.д.14 т.1).
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Старый Оскол (продавец) и ОАО "ПАТП - 1" (покупатель) заключили договор купли - продажи N 9 от 29.11.2000, в котором, ссылаясь на Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 23.06.1999 N 116- ФЗ и Указ Президента РФ N 1386 от 18.09.1996 "О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации", определили, что продавец продал, а покупатель купил нежилое помещение части подвала площадью 55,74 кв.м., по адресу город Старый Оскол, ул. Ленина,79/1.
Согласно разделам 4 и 5 договора, продавец представил все существенные документы, которыми он располагал относительно физического и юридического состояния объекта приватизации и дал возможность покупателю ознакомиться с документами.
Покупатель сознает, что принимает на себя все активы и пассивы, права и обязанности объекта приватизации и не будет предъявлять претензий, касающихся физического и финансового состояния объекта приватизации.
В соответствии с п. 7.2 договора, продавец регистрирует договор и передает покупателю в двухдневный срок после оформления акта приема - передачи.
В пункте 9.4 договора стороны указали, что в соответствии со ст. 551 Гражданского кодекса РФ, договор подлежит государственной регистрации в Комитете по управлению муниципальным имуществом и МП "Бюро технической инвентаризации" и Старооскольском филиале учреждения юстиции - Белгородский регистрационный Центр "Недвижимость" (л.д. 9-11 т.11).
По акту приема - передачи нежилого помещения части подвала по ул. Ленина 79/1 от 08.12.2000 продавец передал покупателю спорное нежилое помещение, указав, что настоящий документ (акт) подтверждает отсутствие прав третьих лиц на передаваемый объект недвижимости и претензий покупателя в отношении приобретенного имущества (л.д. 13 т.1).
08.12.2000 Комитет по управлению муниципальным имуществом выдал истцу Свидетельство о собственности на приватизируемое имущество N 11 от 08.12.2000, из которого следует, что нежилое помещение части подвала, расположенного по адресу: город Старый Оскол, ул. Ленина, 79/1, является муниципальной собственностью. Год ввода объекта в эксплуатацию 1960, общая площадь 55,74 кв. м. (л.д. 15 т. 1).
В тот же день, 08.12.2000, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области выдал истцу Свидетельство о собственности на имущество N 10, которым удостоверил право собственности ОАО "ПАТП - 1" на нежилое помещение части подвала площадью 55,74 кв.м., находящееся по адресу: город Старый Оскол, ул. Ленина, 79/1 (л.д. 91 т.1).
Оплата стоимости спорного помещения в сумме 17113 руб. ответчиком не оспаривалась.
Согласно кадастровому паспорту от 17.03.2011 общая площадь помещения составляет 48,5 кв.м., однако, в примечании к нему указано, что площадь нежилого помещения уменьшилась на 7,24 кв.м. за счет допущенной ранее арифметической ошибки (55,74-7,24=48,5).
14.11.2011 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении Свидетельства о государственной регистрации прав для оформления перехода права собственности на нежилое помещение площадью 48.5 кв.м., расположенное по ул. Ленина 79/1 г. Старый Оскол (л.д. 22 т.1).
Письмом N 9-06/1770 от 09.12.2011 ответчик сообщил истцу о том, что, поскольку им своевременно не были приняты меры по государственной регистрации в УФРС по Белгородской области права собственности на нежилое помещение (часть подвала) жилого дома, расположенного по ул. Ленина, 79/1 г. Старый Оскол, приобретенного на основании договора купли - продажи от 29.11.2000 N9, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Старый Оскол, то в настоящее время данный вопрос обществу "ПАТП -1" необходимо решать в судебном порядке (л.д. 23 т.1).
Полагая, что права общества "Старооскольское ПАТП -1" нарушены, истец обратился в арбитражный суд вначале с иском о признании права собственности, а в последующем, посчитав, что Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности, в порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил суд вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности на спорное нежилое помещение.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ).
Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По правилам статьи 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 6 Закона о государственной регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В пункте 6 ст. 33 Закона о государственной регистрации определено, что данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (с 31.01.1998).
В силу части 1 ст. 17 Закона о регистрации прав, основаниями для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ).
Материалами дела подтверждается, что между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города заключен договор купли-продажи N 9 от 29.11.2000 недвижимого имущества части подвала, площадью 55,74 кв.м., расположенного по адресу: город Старый Оскол, ул. Ленина,79/1.
Передача ответчиком истцу нежилого помещения части подвала по ул. Ленина, 79/1 подтверждается актом приема-передачи от 08.12.2000 (т. 1 л.д. 13).
Факт оплаты истцом объекта недвижимости подтвержден материалами дела, сторонами не оспаривается.
Доказательств государственной регистрации перехода права собственности на спорное помещения по вышеуказанному договору в материалы дела не представлено, что свидетельствует о нарушении п. 7.2 договора и об уклонении от государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что истец обращался к Администрации городского округа и в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского округа за содействием в регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.
По правилам статьи 16 Закона о регистрации прав обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода прав собственности по сделке должны обе ее стороны (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 312/10 от 27.04.2010, N 5263/11 от 06.09.2011).
При таких обстоятельствах, уклонение ответчика от совершения названных действий создало явилось препятствием истцу в регистрации.
Довод заявителя жалобы об отнесении спорного объекта к общедомовому имуществу отклоняется последующим основаниям.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в нежилом помещении, общей площадью 48,5 кв.м., расположенном в подвальной части жилого дома по ул. Ленина, 79/1 города Старый Оскол, проходят инженерные сети.
На основании п.1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно - техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме) (п. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ).
Как указано в подпункте "а" пункта 2 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В целях разъяснения смысла вышеназванных правовых норм, в своем определении от 19.05.2009 N 489-О-О Конституционный Суд Российской Федерации в указал, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п.1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая, что на момент возникновения муниципальной собственности на спорное нежилое помещение (январь 1992) положения ст. 290 Гражданского кодекса РФ и ст. 36 Жилищного кодекса РФ не действовали, то право общей собственности на спорное имущество в силу закона не возникло.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 определено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании Приложения N 3 к указанному Постановлению, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения являются объектами муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Спорное нежилое помещение части подвала, расположенного по адресу: город Старый Оскол, ул. Ленина, 79/1 является муниципальной собственностью на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, что подтверждается свидетельством на приватизируемое имущество N 11 от 08.12.2000 (л.д. 15 т.1).
Как было указано ранее, в силу подпункта "а" пункта 2 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, право общей долевой собственности домовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого помещения, а лишь на технические подвалы, в которых размещена техническая инфраструктура, предназначенная для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего, их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 12537/09 по делу N А56-42253/2007.
Доказательств отнесения спорного помещения к техническим подвалам, где расположены лишь технические коммуникации, предназначенные для обслуживания дома, не представлено.
На основании изложенных обстоятельств, судебная коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что технические характеристики спорного помещения позволяют использовать его как самостоятельный объект прав, а не по вспомогательному назначению только для обслуживания других помещений в доме. Нахождение в нем коммуникаций (проходящего транзитом трубопровода центрального отопления, трубопровода холодного водоснабжения) не может служить достаточным основанием для отнесения этого помещения к вспомогательным и не свидетельствует о возможности отнесения его к общему имуществу собственников помещений в доме.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, т. к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений части 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.03.2013 по делу N А08-6810/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6810/2012
Истец: ЗАО "Старооскольское пассажирское автотранспортное предприятие-1", ОАО "СПАТП-1"
Ответчик: Администрация старооскольского городского округа Белгородской обл., Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского округа Белгородской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ООО "ЖЭУ-9", Старооскольский отдел Управления Росреестра по Белгородской области, УФСГ кадастра и картографии по Белгородской обл. (Управление Росреестра по Белгородской обл. Старооскольский отд.