г. Москва |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А40-10649/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО кафе "Сударушка-Л"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2013 по делу N А40-10649/2013 судьи Андрияновой С.М.,
по заявлению ООО кафе "Сударушка-Л" (ОГРН 1037739379260, 109559, г.Москва, ул. Ставропольская, дом 60, корп. 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконными и отмене постановлений,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности от 22.01.2013, |
УСТАНОВИЛ:
ООО кафе "Сударушка-Л" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) о признании незаконным и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 25.01.2013 N 1008-545-1/2012 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 4.36 КоАП г.Москвы и N 1008-545-2/2012 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением суда от 13.03.2013 в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что факт несоблюдения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами подтверждается материалами дела.
ООО кафе "Сударушка-Л" С не согласилось с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и признать незаконными и отменить оспариваемые постановления. В обоснование своих требований заявитель ссылается на недоказанность имеющих значение для обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Указывает, что не является субъектом вменяемых административных правонарушений, поскольку не занимается деятельностью, связанной с обращением, размещением и накоплением отходов.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, при этом суд располагает доказательствам его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13.11.2012 в 14:30 на основании распоряжения проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО кафе "Сударушка-Л" расположенного по адресу: Москва, ул. Ставропольская, д. 60. корп. 1, по результатам которой составлен акт соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 26.11.2012 N 1010-545/2012.
В помещениях ООО кафе "Сударушка-Л" площадью 467,4 кв.м. располагаются: зал, кухня, офисное помещение, складские помещения, торговая точка, подсобное помещение. Для освещения помещения используются ртутные лампы.
Основным видом экономической деятельности ООО кафе "Сударушка-Л" является деятельность ресторанов и кафе. В результате ведения деятельности и эксплуатации помещений организации образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные (I класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений, отходы оргтехники (IV класс опасности); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированный; картона, отходы полиэтилене в виде пленки (V класс опасности) и т.д. Образующиеся отходы хранятся в специально отведенных местах для накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию.
В ходе проверки представлен договор от 01.07.2003 N 119 с ГУП "ДЕЗ района Люблино", включающий в себя вывоз бытового мусора, за ежемесячную плату 2060,39 рублей, акты сдачи приемки предоставленных услуг, счет фактура, а также платежные поручения.
Непредставление данных, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 4.36 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В нарушение ст. 14, 15, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" должностные лица ООО кафе "Сударушка-Л", допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, а также у общества отсутствуют: паспорта опасных отходов образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации помещений организации, отчетность образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требовании при обращении с отходами производства и потребления, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.12.2012 должностным лицом Департамента в отсутствие законного представителя ООО кафе "Сударушка-Л", извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2012 N 1002-545-1/2012 - по ч.1 ст. 4.36 КоАП Москвы.
Постановлением от 25.01.2013 N 1008-545-1/2012 за нарушение порядка ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, выразившееся в непредставлении данных, необходимы для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2011 год, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, ООО кафе "Сударушка-Л" привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
21.12.2012 должностным лицом Департамента в отсутствие законного представителя ООО кафе "Сударушка-Л", извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2012 N 1002-545-2/2012 - по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением от 25.01.2013 N 1008-545-2/2012, в присутствии законного представителя заявителя, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании и транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, на основании ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обращение с отходами - это деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Судом установлено, что основным видом экономической деятельности ООО кафе "Сударушка-Л" является деятельность ресторанов и кафе. В результате ведения деятельности и эксплуатации помещений организации образуются отходы I, IV, V классов опасности. Образующиеся отходы хранятся в специально отведенных местах для накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию.
Таким образом, ООО кафе "Сударушка-Л" правомерно определен административным органом как субъект, в результате деятельности которого образуются и размещаются отходы, следовательно, обоснованно вменил ему нарушения ст.ст. 14, 15, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В связи с этим, довод заявителя о том, что он не специализируется на деятельности по обращению с отходами, а что им заключен договор от 01.07.2003 N 119 с ГУП "ДЕЗ района Люблино" на вывоз и размещение твердых бытовых отходов производства и потребления, в связи с чем, не может быть привлечен к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
С учетом изложенного, требования заявителя, в части оспаривания постановления N 1008-545-2/2012 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ подлежат отклонению.
В соответствии с постановлением от 25.01.2013 N 1008-545-1/2012 заявитель признан виновным по ч. 1 ст. 4.36 КоАП города Москвы, с наложением на заявителя административного штрафа в сумме 100 000 руб.
В ходе проверки установлено, что заявителем не представлены данные об отходах производства и потребления за отчетный 2011 год в Департамент природопользования и охраны окружающей среды (талон, подтверждающий внесение сведений, отсутствует).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.36 КоАП г.Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы и Порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Согласно указанному Постановлению, кадастр представляет собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
На основании п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" определяющим порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среды" данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм.
Таким образом, после предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Из материалов дела следует, что в ходе хозяйственной деятельности, у заявителя образуются отходы производства и потребления.
Факт непредставления в установленный срок данных об образующихся отходах в Сводный кадастр отходов производства и потребления в городе Москве Обществом не оспаривается.
При этом субъективный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.10.2012 N 4973/12.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконными и отмене оспариваемых постановлений отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2013 по делу N А40-10649/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10649/2013
Истец: ООО кафе "Сударушка-Л", ООО Сударушка-Л
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы