г. Воронеж |
|
14 мая 2010 г. |
дело N А14-121-2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Безбородова Е.А.
судей Седуновой И.Г.
Потихониной Ж.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Г.С.,
при участии:
от ФНС России в лице МИФНС России N 5 по Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежаще,
от Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежаще,
от конкурсного управляющего СХА "Николаевка": представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 5 по Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 года по делу N А14-121-2006/1/7б (судья Домарева В.В.) по заявлению ФНС России в лице МИФНС России N 5 по Воронежской области о замене кредитора (Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) в реестре требований кредиторов СХА "Николаевка",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.06.2006 года СХА "Николаевка" признана несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Журихин В.И.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2006 года в реестр требований кредиторов должника включены требования Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 159 013 руб. 81 коп. задолженности по капитализированным платежам.
ФНС России в лице МИФНС России N 5 по Воронежской области, ссылаясь на внесение в пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" изменений, обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене кредитора по капитализированным платежам: Фонда социального страхования Российской Федерации на Федеральную налоговую службу.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 года в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказано.
Не согласившись с данным определением, ФНС России в лице МИФНС России N 5 по Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Представители ФНС России в лице МИФНС России N 5 по Воронежской области, Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, конкурсного управляющего СХА "Николаевка" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В материалы дела, через канцелярию суда от ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 5 по Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Рассматривая заявление уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов должника, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его удовлетворения.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемый в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.
Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по аккумуляции предусмотренных платежей в случае ликвидации должника.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 года N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты Фонду капитализированной суммы. Требование Фонда социального страхования Российской Федерации об установлении капитализированных платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласие гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
Таким образом, Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба, являются ошибочными.
Кроме того, изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257, внесенные постановлением Правительства N 663 от 12.08.2009 года, в части указания Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) не изменяет правового положения Фонда социального страхования, как кредитора по требованиям в виде капитализированных платежей.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как указал суд первой инстанции, материалы настоящего дела не содержат сведений о переходе Федеральной налоговой службе права требования в отношении требований Фонда социального страхования Российской Федерации по капитализированным платежам.
Таким образом, следует признать правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов должника.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что обжалуемый судебный акт был принят до рекомендаций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенных в Информационном письме N 136 от 13.04.2010 года "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве".
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 года по делу N А14-121-2006/1/7б оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России в лице МИФНС России N 5 по Воронежской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Безбородов |
Судьи |
И.Г. Седунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-121/2006
Должник: СХА "Николаевка"
Кредитор: ЗАО "Николаевка", МИФНС N5 по ВО ., МИФНС России N5 по Воронежской области
Третье лицо: ГУ ВРО ФСС РФ по Воронежской области, Журихин В. И., Журихин Владислав Иванович, ЗАО "Николаевка", К/у Сха "николаевка" Журихин В. И., НП СРО НГАУ, Управление Росреестра по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
02.03.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
10.12.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
05.10.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
28.09.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
24.09.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
19.08.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
01.07.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
30.06.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
03.12.2014 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-121/06
19.11.2014 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-121/06
01.10.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
18.06.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
07.02.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
23.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
31.10.2012 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-121/06
11.10.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
11.10.2012 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-121/06
26.06.2012 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-121/06
13.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3767/11
21.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
23.09.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6216/10
14.05.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2289/10