г.Москва |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А40-162774/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жанна"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от "26" марта 2013 г. по делу N А40-162774/2012, принятое судьей С.М. Андрияновой,
по заявлению ООО "Жанна" (ОГРН 1027739166510, 109444, г.Москва, ул.Ферганская, д.15, корп.5)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности от 22.01.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Жанна" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ответчик, административный орган) от 21.11.2012 N 1008-419-1/2012 о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и от 21.11.2012 N 1008-419-2/2012 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 Закона города Москвы N 45 от 21.11.2007 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г.Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду наличия в действиях общества составов вмененных административных правонарушений.
Заявитель не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 21.09.2012 на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 28.08.2012 N 1010-419/2012 старшим государственным инспектором проведена плановая выездная проверка ООО "Жанна", расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ферганская, д.15, корп.5 на основании договора аренды N М-04-508636 от 30.11.2006 (площадью 1168 кв.м.).
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности общества является осуществление розничной торговли продуктами питания и товарами народного потребления.
Также в ходе проверки представлено свидетельство о внесении общества в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы N 7705-197393.
Проверкой установлено отсутствие на проверяемом объекте стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В помещениях предприятия располагаются: торговый зал, офисные и складские помещения.
При ведении деятельности и эксплуатации помещений организации образуются такие отходы как: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные (I класс опасности); мусор от уборки бытовых помещений, отходы оргтехники (IV класс опасности); отходы упаковочного картона, отходы полиэтиленные в виде пленки (V класс опасности) и т.д. Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного хранения и накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию согласно договорам: с ООО "Т-АВЕРС" от 01.12.2011 N 22-012, с ГУП ООО "НПП "ЭКОТРОМ" от 08.02.2011 N 46840. В результате размещения (накопления и хранения) отходов производства и потребления, организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Представлено Свидетельство о повышении квалификации N 12-06478 ("Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами").
Согласно акту проверки от 16.10.2012 в действиях общества выявлены следующие нарушения обязательных требований:
1. Инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности организации, а также учет использованных, обезвреженных отходов не представлена, ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Департамент Росприроднадзора по ЦФО) организацией не направлялась, что является нарушением требований ст.ст.22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и требований ст.ст.11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
2. Паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации помещений организации, не составлены; свидетельства, подтверждающие отнесения данных отходов к конкретному классу опасности, отсутствуют, что является нарушением требований ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
3. Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на территории города Москвы, связанную с обращением с отходами производства и потребления, при этом в нарушение "Порядка формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП, не представлены данные об отходах производства и потребления за 2010, 2011г.г. в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (по состоянию на день проверки (21.09.2012) талон, подтверждающей внесение сведений, отсутствует).
16.10.2012 в связи с выявленными нарушениями ответчиком в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях N N 1008-419-1/2012 и 1008-419-2/2012.
Оспариваемыми постановлениями общество привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и по ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Жанна" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Жанна" составов вмененных обществу административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы.
Так, согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной указанного правонарушения является бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Под отходами производства и потребления в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах и потребления) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Проверкой установлено, что общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, действия общества относятся к накоплению отходов.
На основании ст.11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст.ст.22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы образования отходов производства и потреблениями лимиты на их размещение; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ст.ст.18, 19 Закона об отходах производства и потребления юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Лимиты на размещение отходов устанавливаются с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, отчетность субъектом малого и среднего предпринимательства представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Субъекты малого предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт (ст.14 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с межгосударственным стандартом "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" ГОСТ 30772-2001 (п.3.1) - отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Паспорт отхода - нормативно-технический документ, в который входят данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и т.д.), а также данные по определению влияния этого производства на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" и Приказом от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", а также на основании СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" все отходы производства и потребления должны быть отнесены к соответствующему классу опасности для окружающей природной среды.
Между тем, как достоверно установлено административным органом, ООО "Жанна" не имеет согласованных в соответствии с требованием законодательства РФ паспортов на опасные отходы.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано отклонил довод общества о том, что образующиеся отходы ООО "Жанна" передает по договору от 01.12.2011 N 22-012 с ООО "Т-АВЕРС" и от 08.02.2011 N 46840 с ГУП ООО "НПП "ЭКОТРОМ" для транспортирования к месту размещения отходов, поскольку в соответствии со ст.16. Закона об отходах производства и потребления одним из основных условий транспортирования отходов I-IV класса опасности является наличие паспорта отходов I-IV класса опасности. В рассматриваемом же случае ООО "Жанна" передает отходы по договору в отсутствие паспортов на опасные отходы.
Таким образом, полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Как следует из раздела 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Москвы, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном и бумажном носителях, с представлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации.
Согласно данному Постановлению поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
При наличии у индивидуального предпринимателя и юридического лица установленных лимитов на размещение на текущий год данные, содержащиеся в информационных формах, должны соответствовать установленным лимитам, в случае их несоответствия необходимо представить документы, подтверждающие отклонение от установленных лимитов.
Между тем, в нарушение приведенных норм действующего законодательства обществом на день проведения проверки в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не представлены данные об отходах производства и потребления (талон, подтверждающий внесение сведений, отсутствует) за отчетный период (2011 год).
Непредставление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы.
Доказательствами того, что заявитель является юридическим лицом, в процессе производственной деятельности которого образуются отходы, являются, в том числе договоры N 22-012 от 01.12.2011 и N 46840 от 08.02.2011, что заявителем не оспаривается.
Заявитель осуществляет накопление отходов (до момента их вывоза) и, соответственно обязан представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ООО "Жанна" является юридическим лицом и обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности административным органом составов вмененных обществу правонарушений.
Что касается порядка привлечения общества к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Протоколы об административных правонарушениях составлены, а оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа.
Размер штрафов правильно определен административным органом с учетом правил, установленных ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Жанна".
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "26" марта 2013 г. по делу N А40-162774/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162774/2012
Истец: ООО "Жанна", Представитель ООО "Жанна" Домкин П. А.
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ООО "Монтерей"