г. Самара |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А65-31660/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2013 года по делу N А65-31660/2012 (судья Мингазов Л.М.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Казанское Моторостроительное производственное объединение", г. Казань,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 05 декабря 2012 года N 11-12-693/пн,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское Моторостроительное производственное объединение" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - ответчик) от 05 декабря 2012 года N 11-12-693/пн.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, РО ФСФР России в ВКР подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом неполностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Совершенное заявителем правонарушение не является малозначительным, нарушения устранены только после направления в адрес заявителя предписания.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Казанское Моторостроительное производственное объединение" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании поручения от 12.10.2012 г. N 11-12288/пч ответчиком проведена камеральная проверка фактов соблюдения открытым акционерным обществом "Казанское Моторостроительное производственное объединение" требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации на рынке ценных бумаг.
В ходе проверки ответчиком выявлены следующие обстоятельства:
1. по состоянию на 31.10.2012 г. на странице в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/index.aspx?region=1&word=&type=1&codeType=1&c ode=1657005416) общество не обеспечило доступ к тексту годовой бухгалтерской отчетности общества за 2011 год, публикуемой вне рамок ежеквартального отчета за первый квартал 2012 г., что является нарушением п.п. 1 п. 8.3.4, п. 8.3.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н;
2. по состоянию на 31.10.2012 г. на странице общества в сети Интернет и в ленте новостей отсутствовали сообщения о дополнительных сведениях - о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц на дату окончания 2 квартала 2012 г., о раскрытии годового отчета за 2011 год, что является нарушением п. 8.7.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н.
Выявленные факты, по мнению проверяющих, свидетельствуют о нарушении заявителем требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н.
По результатам проверки составлен протокол N 11-12-657/пр-ап от 27.11.2012 г.
05.12.2012 г. вынесено постановление N 11-12-693/пн о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ.
Заявитель, полагая, что вынесенное постановление является незаконным и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлена обязанность открытых обществ раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок, состав и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказами Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н.
Кроме того, вся информация, которую эмитент обязан раскрывать, в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 8.3.1. Положения о раскрытии информации акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно требованиям п. 8.3.3. Положения о раскрытии информации годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.
Пунктом 8.3.4 Положения определено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения;
2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество - эмитент в соответствии с настоящим Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно требованиям п. 8.3.7. Положения текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Пунктом 8.7.1 Положения предусмотрена обязанность акционерного общества раскрывать сообщения о следующих дополнительных сведениях: о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц; об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; о проведении общего собрания акционеров акционерного общества.
В соответствии с п. 8.7.3 Положения в сообщении о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц указываются:
вид документа, текст которого опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет (годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, список аффилированных лиц), и отчетный период (отчетная дата), за который (на которую) он составлен;
дата опубликования акционерным обществом текста документа на странице в сети Интернет.
Моментом наступления указанного события является дата опубликования акционерным обществом на странице в сети Интернет текста годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) списка аффилированных лиц.
Раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Текст сообщения о дополнительных сведениях, предусмотренных пунктом 8.7.1 настоящего Положения, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет (п. 8.7.6 Положения).
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ составляют непредставление либо нарушение порядка и сроков представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг либо представление и раскрытие такой информации не в полном объеме и (или) недостоверно.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 3 статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как пояснил заявитель, годовая бухгалтерская отчетность общества за 2011 год размещена на странице в сети Интернет в составе ежеквартальных отчетов за первый квартал 2010-2012 г.г. 16.05.2012 г. после получения обществом 14.05.2012 г. аудиторского заключения N 114 от 12.05.2012 г., годовая бухгалтерская отчетность за 2011 год раскрыта надлежащим образом, требования пп.1 п.8.3.4 Положения не нарушены.
Однако, по мнению ответчика, в силу наличия у общества обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, эмитент обязан выполнять п.8.3.4 Положения в полном объеме, то есть фактически дважды раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность и в соответствии с п.п. 1 и п.п. 2 Положения о раскрытии информации.
Согласно п. 1.15 Положения в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Вместе с тем, как правильно указал суд, основанием для применения мер административной ответственности является не отсутствие ссылок и указаний на причины невыполнения обязанности по раскрытию информации, а отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований.
Как следует из материалов дела, после получения аудиторского заключения от 14.05.2012 г. годовая бухгалтерская отчетность размещена заявителем в составе ежеквартального отчета 16.05.2012.
Вместе с тем, из требований п.п. 1 и п.п. 2 п. 8.3.4 Положения не следует, что на заявителя возложена обязанность дважды размещать годовую бухгалтерскую отчетность.
Из анализа приведенных выше положений следует, что в рассматриваемом случае на заявителя возложена обязанность раскрытия годовой бухгалтерской отчетности путем опубликования ее на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения.
При этом, поскольку заявитель, в соответствии с положением, обязан раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязанность по раскрытию годовой бухгалтерской отчетности исполняется им путем раскрытия годовой отчетности в составе ежеквартального отчета.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
При этом заявитель не отрицает факт нарушения п. 8.7.1 Положения, выразившегося в отсутствии на странице общества в сети Интернет и в ленте новостей сообщения о раскрытии дополнительных сведений: текста списка аффилированных лиц на дату окончания 2 квартала 2012 г., годового отчета за 2011 год, указав на своевременное устранение данного нарушения.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении должностными лицами РО ФСФР России в ВКР соблюдены, права общества, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, иные права обеспечены и не нарушены. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока исковой давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, квалифицируя вменяемое заявителю административное правонарушение как малозначительное, правомерно руководствовался правовой позицией постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г, N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 60) согласно п. 18.1 которого, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно пункту 18 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как следует из материалов дела, противоправное поведение заявителя не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям.
В связи с этим характер и крайне незначительная степень социально-общественной опасности конкретного деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности в виде штрафа, соответствующего сумме 500 000 рублей. Напротив, привлечение общества к административной ответственности означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей.
Таким образом, как правильно указал суд, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ; применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.
Поскольку административным органом ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не приведены и не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что вменяемое обществу правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вменяемое обществу административное правонарушение является малозначительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2013 года по делу N А65-31660/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31660/2012
Истец: ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара