г. Самара |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А65-29158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Лисина Михаила Александровича - представителя Евстафьева А.В. (доверенность от 11.03.2013 г. N 16 АА 1208829),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
ликвидатор Тазетдинова Асия Шамилевна - не явилась, извещена,
от Казанского межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Тазетдиновой Асии Шамилевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2013 года по делу N А65-29158/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению Лисина Михаила Александровича, Республика Татарстан, с. Верхний Услон,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лица:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
ликвидатор Тазетдинова Асия Шамилевна, Республика Татарстан, г. Казань,
Казанский межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Лисин Михаил Александрович (далее - Лисин М.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - МИФНС России N 18 по РТ, регистрирующий орган) от 11.04.2012 о государственной регистрации прекращения деятельности открытого акционерного общества "Проектно-ремонтно-строительное объединение "Татавтодор" (далее - ОАО "Проектно-ремонтно-строительное объединение "Татавтодор", общество) в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ликвидатор Тазетдинова Асия Шамилевна, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда от 19.03.2013, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она указывает на законность принятого решения от 11.04.2012 г. N 13692А о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Проектно-ремонтно-строительное объединение "Татавтодор" в связи с ликвидацией.
Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение указывает, что вопрос о правомерности оспариваемого решения регистрирующего органа не относится к компетенции Регионального отделения и оставляет разрешение требований, заявленных в жалобе, на усмотрение суда.
Представитель Лисина М.А. в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Верхнеуслонским районным судом Республики Татарстан вынесено решение от 06.07.2005 г. по делу N 2-131 о взыскании с ОАО "ПРСО "Татавтодор" в пользу Лисина Михаила Александровича в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, с 1.06.2005 г. ежемесячно бессрочно по 7847,66 руб. с увеличением этой суммы пропорционально повышению в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда. 29.07.2005 г. Верхнеуслонским районным судом РТ выдан исполнительный лист от 29.07.2005 г. на основании вступившего в законную силу решения. По возбужденному исполнительному производству N 3-667/2005 от 25.08.2005 г. ОАО "ПРСО "Татавтодор" производило выплаты ежемесячно в пользу заявителя (инвалида I группы) (т.3 л.д.1, 9-13).
Единственный акционер Открытого акционерного общества "ПРСО "Татавтодор" в лице Минземимущества Республики Татарстан 30.06.2011 г. принял распоряжение N 1761-р о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, в т.ч. председателя ликвидационной комиссии Тазетдиновой А.Ш. (т.1 л.д.125-126). Регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены соответствующие сведения (т.1 л.д.99-124).
Сообщение о ликвидации Общества было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 13.07.2011 N 27(334) и в газете "Республика Татарстан" от 02.07.2011 г. N132 (27029).
Распоряжениями Минземимущества РТ от 07.10.2011 г. N 2752-р и от 29.03.2012 г. N 883-р утверждены промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, соответственно (т.1 л.д.52-78). Согласно ликвидационному балансу на 29.03.2012 г. кредиторская задолженность у Общества отсутствует. В тот же день утвержден ликвидационный баланс.
Председатель ликвидационной комиссии 09.04.2012 подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (т.1 л.д.46-51).
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов 11.04.2012 г. ответчик принял решение N 13692А о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Проектно-ремонтно-строительное объединение "Татавтодор" в связи с ликвидацией и 11.04.2012 г. внес в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись за государственным регистрационным номером N 2121690359118.
После прекращения выплат, заявителем получена выписка из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "ПРСО "Татавтодор" от 22.10.2012 г., из которой узнал о ликвидации указанной организации-должника (т.1 л.д.13-15).
Заявитель оспорил названное решение ответчика в арбитражный суд, указывая на нарушение своих прав и ссылаясь на то, что установленный Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) порядок ликвидации юридического лица не был соблюден.
При рассмотрении требований Лисина М.А., подлежащих рассмотрению в силу положений ст.33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что на государственную регистрацию при ликвидации ОАО "ПРСО "Татавтодор" были представлены документы, не соответствующие требованиям закона и свидетельствующие о нарушениях порядка ликвидации, что в свою очередь привело к нарушению конституционных прав заявителя.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса.
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, и подтвердено представителями ликвидатора Тазетдиновой А.Ш. в судебных заседаниях, на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов, ОАО "ПРСО "Татавтодор" и ее ликвидатору было известно о наличии исполнительного производства по решению Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 06.07.2005 г. о взыскании с ОАО "ПРСО "Татавтодор" в пользу заявителя возмещения вреда, причиненного здоровью. Как видно из мотивировочной и резолютивной частей данного решения, по вине работника ОАО "ПРСО "Татавтодор" заявитель получил увечья и телесные повреждения, утратил полностью трудоспособность, в результате чего признан инвалидом I группы. С ОАО "ПРСО "Татавтодор" в пользу Лисина М.А. взыскано, в том числе, в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, с 1.06.2005 г. ежемесячно и бессрочно по 7847,66 руб. с увеличением этой суммы пропорционально повышению в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда. Во исполнение данного решения суда и с учетом индексаций ОАО "ПРСО "Татавтодор" выплачивало Лисину М.А. ежемесячное возмещение вреда здоровью по май 2012 г. (т.3 л.д.9-13).
Доводы представителей ликвидатора о том, что решение суда не содержит указаний о выплатах Лисину М.А. пожизненно, правомерно признаны судом несостоятельными. В названном решении суда и в исполнительном листе указано на бессрочность выплат, также и в справке об инвалидности МСЭ 2001 N 5320393 указано на бессрочность инвалидности Лисина М.А. и нуждаемости в постоянном постороннем уходе и помощи (т.1 л.д.27).
Таким образом, материалами доказано о том, что заявитель является кредитором первой очереди ОАО "ПРСО "Татавтодор" в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидатор Тазетдинова А.Ш. письменно не уведомил заявителя о ликвидации Общества и не произвел расчета с ним.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Поскольку при ликвидации ОАО "ПРСО "Татавтодор" установленный статьями 61-64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, у суда не имеется правового основания для отказа в удовлетворении требования заявителя, чьи права как кредитора первой очереди были нарушены. Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011 г. N 7075/11.
Представители ликвидатора Тазетдиновой А.Ш. и Минземимущества РТ не оспаривают факта отсутствия письменного уведомления кредитора Лисина М.А. о ликвидации Общества.
Однако, данные третьи лица в обоснование своей позиции приводили следующие доводы о том, что решение о начале ликвидации было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" и в газете "Республика Татарстан", и от Лисина М.А. не поступило в установленный срок требований, и что все расчеты с ним были завершены, а законодательство РФ не предусматривает капитализации платежей в данном случае, т.к. Лисин М.А. не являлся работником ОАО "ПРСО "Татавтодор".
Данные возражения рассмотрены судом и правомерно признаны не соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Во-первых, публикация в газете и журнале о начале процедуры ликвидации не заменяет предусмотренное п.1 ст.63 Гражданского кодекса письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица.
Во-вторых, расчеты ОАО "ПРСО "Татавтодор" с Лисиным М.А. не завершены по настоящее время, поскольку последний в результате завершенной без его участия ликвидации лишен гарантированного Конституцией Российской Федерации права получить ежемесячное исполнение в возмещение вреда здоровью по вступившему в законную силу решению Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 06.07.2005 г.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Доводы третьих лиц, о том, что исполнительное производство о взыскании с ОАО "ПРСО "Татавтодор" возмещения вреда в пользу Лисина М.А. должно было быть прекращено в связи с ликвидацией должника, являются необоснованными и не относящимися к предмету спора. Во всяком случае, ни статья 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ни другие нормативно-правовые акты не предусматривают в качестве основания прекращения исполнительного производства ликвидацию юридического лица, являющегося должником (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.10.2009 г. N 7159/09).
В-третьих, в соответствии с п.2 ст.1093 Гражданского кодекса в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.
Представитель заявителя в дополнениях к заявлению указывал, что в данном случае с ликвидацией ОАО "ПРСО "Татавтодор", ответственного за причинение вреда здоровью перед заявителем, не имеющим право на получение страховых выплат, необходимо в целях защиты прав и законных интересов кредитора первой очереди применение аналогии закона. Ссылается также на статью 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой "Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, прекращается соответствующее обязательство должника". Также приводит расчет суммы платежей Лисину М.А. в возмещение вреда здоровью, подлежавших капитализации при ликвидации ОАО "ПРСО "Татавтодор" (т.3 л.д.2-4).
Представители ликвидатора Тазетдиновой А.Ш. и Минземимущества РТ считают, что в случае добровольной ликвидации должника, последний не обязан производить капитализацию платежей, т.к. его порядок не определен законодательством.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, данные доводы и ссылки лиц, участвующих в деле, являются лишь дополнительным доказательством недостоверности сведений в промежуточном и ликвидационном балансах о завершении всех расчетов с кредиторами. Ликвидатор в данном случае обязан был письменно уведомить Лисина М.А. о ликвидации ОАО "ПРСО "Татавтодор" в соответствии с п.1 ст.63 Гражданского кодекса, а в случае спора о порядке и сроке выплаты, о капитализации платежей и его размере по возмещению вреда здоровью - разрешить этот вопрос в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Таким образом, исключение ОАО "ПРСО "Татавтодор" из ЕГРЮЛ не соответствует приведенным нормам Федерального конституционного закона "О судебной системе", Гражданского кодекса РФ, Закона N 129-ФЗ, нарушает права заявителя как кредитора общества.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования заявителя правомерно удовлетворены судом.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, были предметом подробного рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан освобождено от уплаты государственной пошлины. Расходы по уплате госпошлины в размере 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы Тазетдиновой Асии Шамилевны в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Государственная пошлина в размере 1 900 рублей подлежит возврату Тазетдиновой Асие Шамилевне из федерального бюджета, как излишне уплаченная по извещению от 18.04.2013.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2013 года по делу N А65-29158/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Тазетдиновой Асие Шамилевне, Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 900 (одна тысяча девятьсот) рублей, излишне уплаченную по извещению от 18.04.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29158/2012
Истец: Лисин Михаил Александрович, Верхнеуслонский район, с. Верхний Услон
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Казанский межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, г. Казань, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, г. Казань, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, Тазетдинова Асия Шамилевна, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара