г. Красноярск |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А33-9230/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (истца) - Турутиной М.А., представителя по доверенности от 7 декабря 2012 года;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг" (ответчика) - Шумковой А.А., представителя по доверенности от 9 января 2013 года N 2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" января 2013 года по делу N А33-9230/2012, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (ИНН 2404013305, ОГРН 1092404001458, далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.2, л.д. 1), к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг" (ИНН 2404012340, ОГРН 1082404001668; далее также ответчик):
- о признании недействительными торгов по лоту N 7 посредством открытого конкурса, проведенных Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района, на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, рп. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, результаты которых оформлены протоколом от 12 июля 2011 года N 5/2-КА/2011;
- о признании недействительным договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства по лоту N 7 от 29 июля 2011 года N 45/2011, заключенного организатором торгов Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района с победителем торгов - обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг";
- о применении последствий недействительности сделки в виде возврата Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района имущества: сооружение "Водозаборная скважина N 3", лит. /Г/, скважина глубиной 120 м., по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, целевое назначение: оказание услуг по водоснабжению, состоящее из: - скважины, и оборудования: задвижка шаровая Ду 100 мм., манометр, станция управления и защиты СУЗ-40, насос ЭЦВ 8-25-140.
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 17 июля 2012 года, от 15 августа 2012 года и от 3 октября 2012 года к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Березовского района Красноярского края (ИНН 2404000352, ОГРН 1022400557321), Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю и общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 2404006033, ОГРН 1042400561422).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности истцом оснований для признания недействительными торгов, и, соответственно, заключенного по результатам торгов договора.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2013 года по делу N А33-9230/2012 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции не обоснованы ввиду следующего:
судом необоснованно не принята ссылка по совершению участниками торгов действий, приводящих к нарушению или устранению конкуренции. Не дана оценка согласованным действиям участников торгов, а также идентичным заявкам участников торгов. Вместе с тем, при проведении торгов осуществлялась координация деятельности участников торгов его организаторами. Торги посредством открытого конкурса, проведенные 12 июля 2011 года Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, были направлены не на создание правовых последствий конкурентных торгов (заключение договора на наилучших условиях), а на заключение договора аренды с конкретным контрагентом (ответчиком). Второй участник торгов общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" участвовал в торгах формально с целью, чтобы торги были признаны состоявшимися и победителем торгов стало общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг". Публикация полной и достоверной информации является обязанностью организатора торгов;
в извещении о проведении торгов отсутствуют сведения о технических характеристиках имущества. Данное обстоятельство повлияло на круг потенциальных участников торгов, что привело к заключению договора по минимальной цене;
в протоколе торгов отсутствовало указание на наименование объекта торгов, перечень оборудования и его характеристики. Протокол о результатах торгов является основанием для заключения договора с победителем торгов;
водозаборная скважина является объектом недр и, исходя из своего целевого назначения, не может являться объектом инфраструктуры, иного целевого назначения кроме как добыча подземных вод, она не имеет, и ограничена в обороте в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах". Деятельность по добыче подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения подлежит лицензированию.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2013 года апелляционная жалоба Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 15 мая 2013 года.
В судебное заседание представители администрации Березовского района Красноярского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" не прибыли.
Отзывы на апелляционную жалобу от указанных лиц суду апелляционной инстанции не поступали.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (т.1, л.д. 5, 151а, 173).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 6 апреля 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к ней.
Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего:
- потенциальный участник торгов имел возможность ознакомиться с выставленным на торги имуществом на сайте, где было размещено описание и фотоизображение сдаваемого имущества, а также осмотреть указанное имущество;
- отсутствие в протоколе оценки и сопоставления заявок общего количества объектов в составе имущественного комплекса, их описания и технических характеристик, не является основанием, для признания состоявшегося конкурса недействительным. В извещении о проведении торгов организатор торгов указал весь перечень недвижимого и движимого имущества. Предмет конкурса и предмет договора соответствуют цели договора - оказание услуг по водоотведению;
- доводы истца о заинтересованности членов комиссии не обоснованы;
- передаваемая по договору аренды водозаборная скважина является объектом инженерной инфраструктуры, а не участком недр. Участники торгов не имели возможности предоставить лицензию на право пользования участком недр, поскольку её получение невозможно без передачи в аренду объектов инженерной инфраструктуры согласно пунктам 3, 4 Приказа Министерства природных ресурсов от 29 ноября 2004 года N 710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 6 декабря 2004 года серии 24 ДВ N 003387 (т.2, л.д. 10), выписке из реестра муниципальной собственности Березовского района от 28 июня 23012 гоад N 2666 (т.1, л.д. 78) в состав муниципальной собственности Березовского района включено сооружение водозаборная скважина N 3 /лит. Г/ с кадастровым номером 24:04:000000:0000:04:205:001:100718780, глубиной 120 метров по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, а также оборудование: задвижка шаровая Ду 100 мм, манометр, станция управления и защиты СУЗ-40, насос ЭЦВ 8-25-140.
В муниципальной собственности находится также земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:295 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации водозабора, общей площадью 3 625 кв.м., занятый указанным сооружением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 20 марта 2012 года серии 24ЕК 489768 (т.2, л.д. 9).
Приказом Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 31 марта 2011 года N 20п (т.2, л.д. 16) утвержден состав конкурсной комиссии в следующем составе: председатель комиссии - Ананьев В.А., заместитель председателя - Журавская О.Н., члены комиссии - Лаврентьева Н.И., Нестулиев А.М., Кононенко Н.А., секретарь комиссии - Тимпаниди Г.Н.
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 5 мая 2011 года N 661 (т.1, л.д. 62), приказом Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 6 мая 2011 года N 40 (т.1, л.д. 65) принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства, расположенного в поселке Березовка.
Организатором торгов определено Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края.
Согласно приложениям N 1 к названным актам (т.1, л.д. 63, 65) в числе прочих постановлением утверждена конкурсная документация, а приказом - перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в аренду на основании конкурса, в том числе по лоту N 7: сооружение "Водозаборная скважина N 3" /литГ/, глубиной 120 м., по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, целевое назначение - оказание услуг по водоснабжению, состоящее из:
- скважины
и оборудования:
- задвижка шаровая Ду 100 мм;
- манометр;
- станция управления и защиты СУЗ-40;
- насос ЭЦВ 8-25-140.
В качестве приложения N 3 к Приказу Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 6 мая 2011 года N 40 утверждена конкурсная документация (т.1, л.д. 68), в которой описание лота N 7 аналогично приведенному выше, а кроме того указано, что начальной (минимальной) ценой договора по лоту N 7 является сумма 27 485 рублей 28 копеек, для участия в конкурсе заявитель вносит задаток в сумме 13 742 рубля 64 копейки. Дата проведения конкурса - 12 июля 2011 года.
Согласно извещению о проведении торгов, опубликованному на сайте torgi.gov.ru и доступного в рамках просмотра (т.2, л.д. 15, 51), на торги выставлено следующее имущество: сооружение "Водозаборная скважина N 3" /литГ/, глубиной 120 м., по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, целевое назначение - оказание услуг по водоснабжению, состоящее из:
- скважины
и оборудования:
- задвижка шаровая Ду 100 мм;
- манометр;
- станция управления и защиты СУЗ-40;
- насос ЭЦВ 8-25-140.
Ежегодный платеж за объект - 27 485 рублей 28 копеек, размер задатка - 13 742 рубля 64 копейки. При этом, полный текст конкурсной документации также опубликован на сайте.
В соответствии с протоколом от 12 июля 2011 года N 5/2-КА/2011 (т.1, л.д. 26) оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению от 6 мая 2011 года N 060511/0205480/02 об итогах конкурса по лоту N 7 на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, общей площадь 0 кв.м., целевое назначение: оказание услуг по водоснабжению, победителем признано общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заказчик жилищно-коммунальных услуг". Согласно протоколу участие в торгах кроме победителя принимало также общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство". Заявка ответчика на участие в торгах представлена в материалы дела (т.2, л.д. 42).
29 июля 2011 года между Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заказчик жилищно-коммунальных услуг" (арендатор) подписан договор аренды N 45/2011 (т.1, л.д. 50, 109) муниципального имущества коммунального хозяйства по лоту N 7 на основании результатов конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства, распложенного в п. Березовка: сооружение "Водозаборная скважина N 3", лит. Г, скважина глубиной 120 м., по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, целевое назначение: оказание услуг по водоснабжению, состоящее из:
- скважины
и оборудования:
- задвижка шаровая Ду 100 мм,
- манометр,
- станция управления и защиты СУЗ-40,
- насос ЭЦВ 8-25-140.
В пункте 1.3. договора указано, что целью передачи имущества является содержание и использование (эксплуатация) имущества арендатором для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению потребителям поселка Березовка коммунальных услуг.
Согласно регистрационной надписи на договоре от 29 июля 2011 года N 45/2011 данный договор зарегистрирован 24 октября 2011 года (т.1, л.д. 111).
По акту приема-передачи муниципальное имущество коммунального хозяйства согласно договору передано арендатору (т.1, л.д. 54).
Истец, указывая на то, что торги проведены с нарушением действующего законодательства в части указания объекта торгов и непредставления лицензии участниками торгов, согласованность действий участников торгов, формальность их участия в торгах и заинтересованность членов комиссии, ссылаясь на статьи 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статью 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуги для государственных и муниципальных нужд", пункты 22, 62 Методических рекомендаций по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (утверждены Письмом ФАС РФ от 2 апреля 2008 года N ИА/7334) обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Истец полагает, что нарушенные права и законные интересы истца, как органа, представляющего собственника муниципального имущества, могут быть восстановлены путем проведения конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества с соблюдением требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и заключения договора аренды по более высокой стоимости.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В рамках настоящего дела истец просит признать недействительными торги по лоту N 7, проведенные посредством открытого конкурса Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района, на право заключения договора аренды имущества находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, рп. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, результаты которых оформлены протоколом от 12 июля 2011 года N 5/2-КА/2011, и заключенный сторонами на основании данных торгов договор аренды от 29 июля 2011 года N 45/2011.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу пункта 2 названной нормы признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 25 февраля 1998 года N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Из приведенных норм следует, что недействительность договора, заключенного по результатам торгов, может быть связана как с нарушением правил их проведения, так и с иными нарушениями требований закона.
При этом, для признания недействительным договора в связи с нарушением правил проведения торгов необходимо наличие оснований для признания недействительными самих торгов, поскольку в данном случае отпадает установленное договором основание для возникновения договорных отношений.
Кроме того, по смыслу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации реализация права на подачу иска о признании недействительными торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать нарушение закона при проведении торгов и наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Заинтересованными лицами по искам о признании торгов недействительными признаются организаторы торгов, участники торгов, стороны договора, заключенного по результатам торгов, и лица, незаконно не допущенные к участию в торгах.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств недействительности сделки возлагается на лицо, заявившее об этом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности истцом заявленных им требований.
Подписанный сторонами договор аренды муниципального имущества коммунального хозяйства по лоту N 7 от 29 июля 2011 года N45/2011 является договором аренды, отношения по которому регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку названный договор предусматривает переход права пользования в отношении муниципального имущества, порядок заключения договора должен соответствовать Федеральному закону Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Истец является организатором торгов и свою заинтересованность в обращении с настоящим иском мотивирует тем, что допущенные при проведении оспариваемых торгов нарушения, привели к заключению договора аренды по необоснованно низкой цене.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. (пункт 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее по тексту Приказ ФАС России N 67).
В соответствии с пунктом 70 Приказа ФАС России N 67 Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 настоящих Правил.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2).
В силу части 4 названной нормы права нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции является, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Из материалов настоящего дела следует, что информация о проведении торгов была опубликована на официальном сайте в сети Интернет истцом по настоящему делу, выступившим организатором торгов, 6 мая 2011 года, с указанием даты окончания приема заявок - 24 июня 2011 года и даты подведения итогов торгов - 12 июля 2011 года.
Информация содержала сведения о собственнике имущества, его целевом назначении, перечень имущества, его местоположение, площадь, срок заключения договора, размер арендной платы, размер задатка и иные условия.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 12 июля 2011 года N 5/2-КА/2011 в конкурсе по лоту N 7 приняли участие общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг" и общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство". По итогам конкурса по лоту N 7 на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, победителем признано общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований полагать, что объем или форма представления информации в отношении предмета торгов по лоту N 7, могли привести к ограничению конкуренции, в том числе, к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
В силу пункта 31 Приказа ФАС России N 67 в извещении о проведении конкурса должны быть указаны сведения о месте расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которые передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество.
В силу пункта 6 статьи 17.1 Федерального закона Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2010 года N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов" сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества.
Таким образом, размещение извещения на официальном сайте http://torgi.gov.ru имеет силу публикации о проведении торгов.
Согласно Извещению о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства, на торги было выставлено следующее имущество: сооружение "Водозаборная скважина N 3" /литГ/, глубиной 120 м., по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, пос. Березовка, ул. Энергетиков, 1/3, целевое назначение - оказание услуг по водоснабжению, состоящее из: скважины и оборудования: задвижка шаровая Ду 100 мм, манометр, станция управления и защиты СУЗ-40, насос ЭЦВ 8-25-140.
Аналогичным образом предмет аренды был определен и в заключенном в последующем сторонами договоре аренды от 29 июля 2011 года N 45/2011.
Истец не указал, какие технические характеристики движимого имущества, имеющие значение для принятия потенциальными участниками торгов решения о подаче заявки, не были указаны организатором торгов, при том, что его наименование и тип были указаны.
При наличии на сайте www.torgi.gov.ru фотоизображений передаваемого имущества, суд апелляционной инстанции полагает, что указанные истцом обстоятельства не могли повлиять на результат торгов.
Апелляционный суд отклоняет довод истца о том, что описание имущества, указанное в конкурсной документации не соответствует описанию имущества, указанному в протоколе от 12 июля 2011 года N 5/2-КА/2011 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, что влечет, по мнению истца, вывод о заключении договора в отношении иного имущества.
Согласно пункту 28 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь, подача заявки на участие в конкурсе или аукционе является акцептом такой оферты (подп. 17 п. 40, п. 50, подп. 17 п. 114, п. 120 Правил). Таким образом, договор заключен в отношении имущества, указанного в извещении (Приложение N 2 к Приказу от 6 мая 2011 года N 40).
Кроме того, из смысла пункта 31 Приказа ФАС РФ N 67, следует, что содержание договора в отношении данного имущества должно соответствовать извещению о проведении конкурса. Более того, поскольку размещение подписанного протокола торгов на сайте торгов является обязанностью организатора торгов, а не победителя торгов, расхождение с извещением само по себе не должно влечь недействительности торгов.
Доводы истца о том, что при проведении торгов его участниками ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" были совершены согласованные действия, направленные на поддержание цены на торгах, что является нарушением правил, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и основанием для признания торгов недействительными, а также заинтересованность лиц, назначенных в комиссию по рассмотрению заявок, в результатах торгов, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 17 Приказа ФАС России N 67 участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.
Пунктом 23 Приказа ФАС России N 67 предусмотрено, что заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе (далее - заявитель).
Пунктами 85, 86 вышеуказанного приказа предусмотрено, что на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая подана участником конкурса, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора конкурса о желании заключить договор, а в случае отсутствия такой заявки - заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
При этом, в соответствии с пунктом 2 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах более чем 50% общего количества голосов, а также осуществляет функции единоличного исполнительного органа - признаются группой лиц.
Если участники торгов по ряду признаков представляют собой "группу лиц", то в смысле антимонопольного законодательства они действуют как единый хозяйствующий субъект.
В соответствии с антимонопольным законодательством участники конкурса, входящие в одну группу лиц, должны рассматриваться как один участник.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Исходя из системного толкования указанных норм права, совершение участниками торгов действий, запрещенных статьей 11 либо несоответствие конкурирующих участников торгов статье 9 указанного Закона, может являться основанием для признания торгов недействительными только при наличии условий, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представленные в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика и общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство", свидетельствуют о том, что оба участника оспариваемых истцом торгов не имеют общих учредителей, или руководителей исполнительных органов, и соответственно, не могут быть признаны входящими в одну группу лиц согласно приведенным выше нормам статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Ссылка истца на совпадение учредителей общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" и общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку последнее участие в оспариваемых торгах по лоту N 7 не принимало, победителем данных торгов признано не было и не могло повлиять на результат торгов.
Совпадение заявок участников оспариваемых торгов по трем критериям оценки заявок из четырех, само по себе не свидетельствует о формальном участии одного из участников в оспариваемых торгах и согласованности действий участников по заключению договора аренды. Действующим законодательством не предусмотрено запретов на проведение торгов при наличии идентичных заявок, в частности, приведенными выше пунктами 85, 86 Приказа ФАС России N 67 предусмотрено, что в случае размещения заявок с одинаковыми условиями победителем признается лицо, подавшее заявку первым. В рассматриваемом случае победителем признан ответчик, предложивший более выгодное условие по моменту начала действия договора аренды.
Совпадение цены само по себе не свидетельствует о наличии сговора. Кроме того, торги проводились в форме конкурса, а не аукциона и участники должны были предложить цену, обеспечивающую рентабельность коммунальных услуг, а не максимально высокую цену использования имущества.
Иные доказательства того, что действия участников торгов были согласованы и у общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" отсутствовал интерес в представлении более выгодных условий, не представлены.
Согласно Приказу ФАС России N 67 не могут быть членами конкурсной комиссии две категории лиц:
- физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурсов или аукционов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки);
- физические лица, на которых способны оказывать влияние участники конкурсов или аукционов и лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурсов или аукционов).
Доказательства того, что члены конкурсной комиссии, утвержденные Приказом Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 31 марта 2011 года N 20п, на момент проведения спорных торгов состояли в штате ответчика или общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" либо являлись участниками этих организаций, членами их органов управления или кредиторами, не представлены.
К аналогичным выводам пришло Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в представленном суду первой инстанции отзыве на исковое заявление (т.2, л.д. 44).
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт совершения участниками торгов действий, предусмотренных положениями статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод истца о том, что лица, принявшие участие в оспариваемых торгах не могли быть допущены к ним, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Случаи, при которых заявители не допускаются к участию в конкурсе или аукционе содержатся в пункте 24 Приказа ФАС России N 67. Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 настоящих Правил, не допускается.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 приведенной нормы основанием для отказа в допуске к участию в торгах является, кроме прочего, непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил и несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
Согласно пункту 19 Приказа ФАС России N 67, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Ввиду указанного выше, ссылка истца на необходимость представления для участия в торгах лицензии на пользование недрами, признана судом апелляционной инстанции необоснованной.
В конкурсной документации требование о предоставлении участниками торгов лицензии на право пользования недрами указано не было.
В свою очередь, пункты 22, 23, 62 Методических рекомендаций по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (утвержденных письмом Федеральной антимонопольной службы N ИА/7334 от 2 апреля 2008 года) обеспечивают соответствие лица, выигравшего торги, требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" основаниями возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Право пользования участком недр для добычи подземных вод могло быть предоставлено в порядке оформления лицензии по решению комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр. Именно данная комиссия, уполномочена в силу закона проверить наличие квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.
Таким образом, поскольку муниципальное образование не является лицом, уполномоченным распоряжаться участками недр, оно не могло предоставить ответчику право пользования недрами.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Применяя статью 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что буквальное содержание конкурсной документации и договора аренды муниципального имущества не содержит положений о передаче победителю торгов права пользования участком недр для добычи подземных пресных вод. Имущество, передаваемое в аренду, является водозаборным сооружением (протяженность 120 м) и обеспечивает фактическую возможность добычи подземных вод с глубины 120 м. Вместе с тем, фактическая доступность участка недр не свидетельствует о наличии права пользования данным участком.
В то же время в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359, а также в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 скважина водозаборная (код 12 4525351) относится к сооружениям шестой амортизационной группы, куда включено имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 ноября 2004 года N 710 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности" также оперирует термином водозаборное сооружение, отличая его от самого участка недр.
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 июля 2002 года N 3531/00, скважина и насосная станция при использовании их как единое целое составляют единый имущественный комплекс - гидротехническое сооружение (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом скважина в виде ее сооружений не относится к недрам согласно определению недр, содержащемуся в Законе Российской Федерации "О недрах", и такие сооружения законодательством не исключены из гражданского оборота.
Таким образом, у организатора торгов также не было оснований установить требование о наличии у участника конкурса лицензии на добычу подземных вод, поскольку исходя из положений пункта 4 Приказа Министерства природных ресурсов от 29 ноября 2004 года N 710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности", редакция которого, действовавшая на момент проведения оспариваемых торгов, требовала представить одновременно с заявкой на получение лицензии копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схемы расположения проектируемого водозаборного сооружения.
Следовательно, получение разрешения на добычу подземных вод с использованием действующего водозаборного сооружения, которое учтено при выдаче разрешения иному лицу, и находится во владении этого лица, исключено. Истец не пояснил, каким образом все участники конкурса могли получить лицензии на добычу подземных вод с использованием одного и того же водозаборного сооружения.
Добыча подземных вод без разрешения влечет иные правовые последствия, нежели недействительность договора аренды водозаборного сооружения - лицо, осуществляющее добычу без разрешения, при наличии состава административного правонарушения, может быть привлечено к административной ответственности.
В силу указанного судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы истца о том, что предметом оспариваемых торгов явилось имущество, ограниченное в обороте.
Следовательно, при проведении торгов не были совершены действия, которые могли бы привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Основания признания торгов недействительными со ссылкой на статьи 4 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют, в связи с чем, иск удовлетворению не подлежит.
Делая вывод о законности принятого по делу решения, апелляционный суд учитывает также следующее.
Приказ о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства от 6 мая 2011 года N 40 принят Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края.
Перечень муниципального коммунального хозяйства, расположенного в п. Березовка, подлежащего передаче в аренду на основании конкурса на право заключения договора аренды, сформулирован в приложении N 1 к Приказу Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 6 мая 2011 года N 40.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе и выявление победителя конкурса проведены конкурсной комиссией Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края.
Таким образом, сам истец сформировал конкурсную документацию и определил критерии отбора победителя конкурса, выявил победителя конкурса на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности.
При этом организатор торгов, хотя и является заинтересованным лицом по искам о признании торгов недействительными, в данном случае не доказал ни нарушений, ни то, как указанные им нарушения нарушили его права.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в пункте 2.2 определения от 15 июля 2010 года N 948-О-О, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающее, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 данного Кодекса и частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 22 декабря 2005 года N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", иск о признании торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца, однако, поскольку последний в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с истца в доход федерального бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" января 2013 года по делу N А33-9230/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9230/2012
Истец: Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края
Ответчик: ООО Управляющая компания Заказчик жилищно-коммунальных услуг
Третье лицо: Администрация Березовского района Красноярского края, ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство", УФАС по Красноярскому краю ,