Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 г. N 16АП-1155/13
г. Ессентуки |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А15-2446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2013 по делу N А15-2446/2012 (судья Батыраев Ш.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Салимова Саида Салиховича к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан от индивидуального предпринимателя Салимова С.С. - Магомедов М.Г. по доверенности от 13.11.2012; от Дагестанской таможни - Гусейнова Н.М. по доверенности от 03.05.2011,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2013 удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя Салимова Саида Салиховича (далее - предприниматель, заявитель) к Дагестанской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить ему 4 880 162 рубля 24 копейки таможенных платежей, излишне уплаченных по декларациям N 10801020/060812/0004493, 10801020/220812/0004740, 10801020/310812/0004811, 10801020/040912/00004847, 10801020/260912/0005138, 10801020/191012/0005544. Суд указал на необоснованность корректировки таможней таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления предпринимателя, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, таможня считает обоснованной корректировку таможенной стоимости товаров по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости, в связи с выявлением недостаточного документального обоснования заявленных декларантом данных о таможенной стоимости ввезенного товара, а также ее занижением.
Предприниматель в отзыве и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, между турецкой фирмой "Дост Кардеслер" (продавец) и предпринимателем (покупатель) заключен контракт от 01.03.2010 N Ти/2, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает ковры из синтетических нитей в количестве 400 000 кв. метров, на условиях СРТ Махачкала (Инкотермс-2000). Общая стоимость товара составляет 1 400 000 долларов США. Цена товара включает упаковку, маркировку и определена в размере 3,5 доллара США за 1 кв. метр. Оплата поставленного товара производится в течение трех лет со дня его поставки. На указанный договор в Дагестанском ОСБ N 8590 СБ РФ отрыт паспорт сделки.
Во исполнение указанного договора в адрес предпринимателя поступил товар - ковры ворсовые отделанные, тканые из химических текстильных материалов (100 % полипропилен).
На указанный товар предпринимателем на Махачкалинский таможенный пост подана декларация на товары N 10801020/060812/0004493. При этом цена товара определена в рамках статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойс от 27.07.2012 N 019383, упаковочный лист от 27.07.2012 N б/н, международная товарно-транспортная накладная от 27.07.2012 N 00121.
Рассмотрев представленный предпринимателем пакет документов, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена; в представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя; декларантом в таможенную стоимость включены дополнительные расходы, не подтвержденные документально; не представлены документы, подтверждающие факт оплаты за товар; таможенная стоимость заявлена на основе информации о стоимости однородных товаров, однако документы, обосновывающие правомерность заявленной стоимости не представлены; идентичные (однородные) товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 07.08.2012 и предложила предпринимателю в срок до 17.09.2012 дополнительно представить следующие документы: документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, экспортную декларацию, банковские и другие документы, обосновывающие факт оплаты за товар, прайс - лист производителя, документы и сведения, обосновывающие дополнительно понесенные расходы, информацию, обосновывающую факт оприходования товара.
Письмом от 07.08.2012 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительно запрошенные документы и просил принять решение об окончательной оценке товара в сроки их выпуска без осуществления выпуска под обеспечение уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительных документов таможня на основании статьи 68 ТК ТС приняла решение от 07.08.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве источника информации использованы сведения, содержащиеся в ДТ N 10216100/101011/0106564. Откорректированная таможенная стоимость товара составила 1 943 278 рублей 28 копеек.
На основании указанного решения о корректировке таможенной стоимости декларантом оформлены декларация таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым таможенная стоимость товаров откорректирована в рамках статьи 10 Соглашения по шестому (резервному) методу на основании ценовой информации таможни. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 264 293 рублей 63 копеек, после уплаты которых, разрешен выпуск товара.
Во исполнение указанного договора в адрес предпринимателя 22.08.2012 поступила очередная партия товара - ковры ворсовые отделанные, тканые из химических текстильных материалов (100 % полипропилен).
На указанный товар предпринимателем на Махачкалинский таможенный пост подана декларация на товары N 10801020/220812/0004740.
При этом цена товара определена в рамках статьи 7 Соглашения по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойс от 10.08.2012 N 039126, упаковочный лист от 10.08.2012, накладная от 27.07.2012 N 0012.
Рассмотрев представленный предпринимателем пакет документов, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена; в представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя; не представлена спецификация к контракту; декларантом в таможенную стоимость включены дополнительные расходы не подтвержденные документально; таможенная стоимость заявлена на основе информации о стоимости однородных товаров, однако документы, обосновывающие правомерность заявленной стоимости не представлены; в ДТС-2 имеется некорректная ссылка на источник информации, которая отсутствует в базе данных ИАС "Мониторинг - Анализ"; идентичные (однородные) товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью.
Таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 23.08.2012 и предложила предпринимателю в срок до 30.09.2012 дополнительно представить следующие документы: документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, экспортную декларацию, банковские и другие документы, обосновывающие факт оплаты за товар, прайс-лист производителя, документы и сведения, обосновывающие дополнительно понесенные расходы, информацию, обосновывающую факт оприходования товара.
Письмом от 23.08.2012 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительно запрошенные документы и просил принять решение об окончательной оценке товара в сроки их выпуска без осуществления выпуска под обеспечение уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительных документов таможня на основании статьи 68 ТК ТС приняла решение от 23.08.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве источника информации использованы сведения, содержащиеся в ДТ N 10216100/101011/0106564. Откорректированная таможенная стоимость товара составила 2 595 534 рубля 99 копеек.
На основании указанного решения о корректировке таможенной стоимости декларантом оформлены декларация таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым таможенная стоимость товаров откорректирована в рамках статьи 10 Соглашения по шестому (резервному) методу на основании ценовой информации таможни. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 551 856 рублей 74 копеек, после уплаты которых, разрешен выпуск товара.
Во исполнение указанного договора в адрес предпринимателя 31.08.2012 поступила очередная партия товара - ковры ворсовые отделанные, тканые из химических текстильных материалов (100 % полипропилен).
На указанный товар предпринимателем на Махачкалинский таможенный пост подана декларация на товары N 10801020/310812/0004811.
При этом цена товара определена в рамках статьи 7 Соглашения по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойсы от 15.08.2012 N 039139 и от 17.08.2012 N 039150, упаковочные листы, накладная от 17.08.2012 N 00138.
Рассмотрев представленный предпринимателем пакет документов, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена; в представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя; не представлена спецификация к контракту; декларантом в таможенную стоимость включены дополнительные расходы не подтвержденные документально; таможенная стоимость заявлена на основе информации о стоимости однородных товаров, однако документы, обосновывающие правомерность заявленной стоимости не представлены; в ДТС-2 имеется некорректная ссылка на источник информации, которая отсутствует в базе данных ИАС "Мониторинг - Анализ"; идентичные (однородные) товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью, прайс - лист и экспортная декларация в таможню не представлены.
Таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 31.08.2012 и предложила предпринимателю в срок до 11.10.2012 дополнительно представить следующие документы: прайс-листы производителя, документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам, экспортную декларацию, оригиналы документов на бумажных носителях.
Письмом от 31.08.2012 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительно запрошенные документы и просил принять решение об окончательной оценке товара в сроки их выпуска без осуществления выпуска под обеспечение уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительных документов таможня на основании статьи 68 ТК ТС приняла решение от 31.08.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве источника информации использованы сведения, содержащиеся в ДТ N 10216100/101011/0106564. Откорректированная таможенная стоимость товара составила 5 040 732 рубля 34 копейки.
На основании указанного решения о корректировке таможенной стоимости декларантом оформлены декларация таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым таможенная стоимость товаров откорректирована в рамках статьи 10 Соглашения по шестому (резервному) методу на основании ценовой информации таможни. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 518 811 рублей 84 копеек, после уплаты которых, разрешен выпуск товара.
Во исполнение указанного договора в адрес предпринимателя 26.09.2012 поступила очередная партия товара - ковры ворсовые отделанные, тканые из химических текстильных материалов (100 % полипропилен).
На указанный товар предпринимателем на Махачкалинский таможенный пост подана декларация на товары N 10801020/260912/0005138.
При этом цена товара определена в рамках статьи 7 Соглашения по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойсы от 12.09.2012 N 039207, от 13.09.2012 N 039210, упаковочный лист, накладная от 13.09.2012 N 001442.
Рассмотрев представленный предпринимателем пакет документов, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена; декларантом в таможенную стоимость включены дополнительные расходы не подтвержденные документально; таможенная стоимость заявлена на основе информации о стоимости однородных товаров, однако документы, обосновывающие правомерность заявленной стоимости не представлены; идентичные (однородные) товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью.
Таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 27.09.2012 и предложила предпринимателю в срок до 26.11.2012 дополнительно представить следующие документы: документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом, экспортную декларацию, банковские и другие документы, обосновывающие факт оплаты за товар, прайс-лист производителя, документы и сведения, обосновывающие дополнительно понесенные расходы.
Письмом от 28.09.2012 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительно запрошенные документы и просил принять решение об окончательной оценке товара в сроки их выпуска без осуществления выпуска под обеспечение уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительных документов таможня на основании статьи 68 ТК ТС приняла решение от 28.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве источника информации использованы сведения, содержащиеся в ДТ N 10130040/200312/0002352. Откорректированная таможенная стоимость товара составила 4 840 132 рубля 19 копеек.
На основании указанного решения о корректировке таможенной стоимости декларантом оформлены декларация таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым таможенная стоимость товаров откорректирована в рамках статьи 10 Соглашения по шестому (резервному) методу на основании ценовой информации таможни. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 456 098 рублей 77 копеек, после уплаты которых, разрешен выпуск товара.
Во исполнение указанного договора в адрес предпринимателя 19.10.2012 поступила очередная партия товара - ковры ворсовые отделанные, тканые из химических текстильных материалов (100 % полипропилен).
На указанный товар предпринимателем на Махачкалинский таможенный пост подана декларация на товары N 10801020/191012/0005544.
При этом цена товара определена в рамках статьи 4 Соглашения по цене сделки с ввозимыми товарами (1 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, дополнительное соглашение к нему N 1, инвойс, упаковочный лист, накладная.
Рассмотрев представленный предпринимателем пакет документов, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена; цена товара не дифференцирована в зависимости от качественных характеристик товаров (материал, из которого изготовлен товар - полипропилен, полиэстер и т.п.); в соответствии с пунктом 6.1 контракта оплата поставляемого товара производится покупателем в течение трех лет за каждую партию товара, что исключает возможность проследить выполнение обязательств об оплате по договору перевозки; идентичные (однородные) товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью.
Таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 19.10.2012 и предложила предпринимателю в срок до 07.12.2012 дополнительно представить следующие документы: прайс-листы производителя, экспортную таможенную декларацию, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, банковские документы (по оплате предыдущих инвойсов в рамках данного договора), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара, бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Одновременно до декларанта доведен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Письмом от 19.10.2012 предприниматель сообщил таможне о том, что дополнительные документы будут представлены позднее и просил принять решение об условном выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительных документов таможня на основании статьи 68 ТК ТС приняла решение от 12.12.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве источника информации использованы сведения, содержащиеся в ДТ N 10216100/101012/0109246. Откорректированная таможенная стоимость товара составила 2 437 880 рублей 06 копеек.
На основании указанного решения о корректировке таможенной стоимости декларантом оформлены декларация таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым таможенная стоимость товаров откорректирована в рамках статьи 10 Соглашения по шестому (резервному) методу на основании ценовой информации таможни. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 619 011 рублей 29 копеек.
Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, являются излишне уплаченными, предприниматель обратился в таможню с заявлениями об их возврате, которые возвращено таможней без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 -10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом (пункт 2 статьи 69 ТК ТС).
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Приведенные положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Из материалов дела следует, что при подаче ДТ N 10801020/060812/0004493, 10801020/220812/0004740, 10801020/310812/0004811, 10801020/040912/00004847, 10801020/260912/0005138 таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с однородными товарами и в качестве источника ценовой информации в графе 8 ДТС-2 сделана ссылка на ДТ N 10115040/060312/0001331.
Признав ссылку декларанта на указанную декларацию некорректной (хотя ДТ N 10115040/060312/0001331 представлена предпринимателем и имеется в материалах дела), а представленные документы недостаточными, таможня сделала вывод о занижении заявленной таможенной стоимости товара, приняла решение о проведении дополнительной проверки и запросила у декларанта дополнительные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости. Непредставление декларантом дополнительных документов послужило основанием для принятия решения об окончательной корректировке таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 22 (глава V) Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденных Приказом ФТС России от 14.02.11 г. N 272 (далее - приказ N 272), при осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров не может быть использована стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Если таможенная стоимость должна быть определена по стоимости сделки с ними, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами II и III Инструкции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, она определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 контракта от 01.03.2010 общая сумма контракта составляет 1 400 000 доллара США.
В коммерческих инвойсах, представленных в таможню, указано наименование, единицы измерения, описание товара, его количество, цена за 1 кв.м., общая стоимость товара.
В соответствии с контрактом поставка продукции осуществляется на условиях СРТ Махачкала, т.е. в стоимость товара включены транспортные расходы.
Цена 1 кв.м. товара на условиях поставки СРТ Махачкала составляет 3,5 доллара США.
По условиям контракта (пункт 6.1) оплата поставляемого товара осуществляется покупателем путем перечисления денежных средств на счет продавца в течение трех лет за каждую поставку.
Доказательства того, что предпринимателем понесены какие-либо иные расходы, предусмотренные статьей 5 Соглашения, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суд правомерно пришел к выводу о том, что должностные лица таможни не выполнили требования пункта 22 приказа N 272, не проверили и не убедились в том, что в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых предпринимателем товаров не может быть использована стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Материалами дела подтверждается, что декларантом представлен перечень документов, необходимый для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, анализ и оценка которых позволяет сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным декларациям, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таможенный орган, несмотря на то, что декларант при таможенном оформлении товаров заявил третий метод таможенной оценки, обязан был проверить правомерность отказа последнего от применения первого метода, на который фактически претендовал предприниматель.
Из решения о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации следует, что основанием для его принятия также послужило непредставление декларантом дополнительных документов.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.
В решении о проведении дополнительной проверки также указано, что заявленная таможенная стоимость занижена по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможни.
Однако решение о проведении дополнительной проверки не содержит ссылок на конкретную ценовую информацию, с которой таможня сравнивала заявленную таможенную стоимость по спорной декларации.
Следует отметить, что решение о проведении дополнительной проверки в части изложения признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, составлено формально, без надлежащего отражения данных причин. Используются общие фразы, не позволяющие декларанту установить, в чем конкретно выражаются данные признаки. Указанное также касается ссылки на информацию, полученную при помощи программы ИАС "Мониторинг-Анализ".
Отсутствие прайс-листов, спецификации к контракту при наличии других документов, содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
Является неправомерным требование таможни о представлении банковских платежных документов, поскольку на дату принятия решения о проведении дополнительной проверки предусмотренный контрактом срок оплаты за товар еще не истек.
При оформлении товара по ДТ N 10801020/191012/0005544 таможенная стоимость заявлена по первому методу.
Не приняв заявленную таможенную стоимость, таможня ссылается на то, что цена товара не идентифицирована в зависимости от качественных характеристик товара (в зависимости от материала, из которого изготовлены ковры).
Данный вывод таможня является необоснованным, поскольку из материалов дела следует, что все ковры, ввезенные предпринимателем, изготовлены из одного материала (100 % полипропилен).
В решение о проведении дополнительной проверки по указанной декларации таможня, таможня также ссылается на то. что в соответствии с пунктом 6.1 контракта оплата поставляемого товара производится в течение трех лет за каждую поставляемую партию, что исключает возможность проследить выполнение обязательств об оплате по договору перевозки.
Товар ввозился на условиях СРТ Махачкала, и у предпринимателя не возникла обязанность по заключению договора перевозки. Расходы по транспортировке товара включены в его стоимость, поэтому ссылка таможни на невозможность осуществления контроля за выполнением обязательств по договору перевозки как на основание для корректировки таможенной стоимости является неправомерной.
Условие договора об оплате товара в течение трех лет со дня его поставки за каждую партию товара не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости товара.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Таможня не представила доказательств того, что стоимость товара, указанная в инвойсах, умышленно занижена с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.
Материалы дела подтверждают, что предприниматель представил таможне документы, которые у него имелись. Таможенная стоимость и представленные сведения, относящиеся к ее определению, основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в связи с чем у таможни не было оснований сомневаться в обратном и принимать решения о корректировке таможенной стоимости лишь на основании своих предположений.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных предпринимателем документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня в суды первой и апелляционной инстанций не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара. Такие доказательства таможня в суды первой и апелляционной инстанций не представила.
Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
В нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не доказала законность своих действий по корректировке таможенной стоимости и что представленные предпринимателем сведения о товаре не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела документов у судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товара не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости, в связи с чем действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по спорным декларациям, противоречат требованиям ТК ТС и Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенного предпринимателем товара правомерно отклонен судом как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичному товару этого же поставщика, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товара. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке предпринимателя с турецкой фирмой, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенным предпринимателем товаром.
Представленные предпринимателем в таможню документы подтверждают, что декларант необоснованно отказался от применения первого метода определения таможенной стоимости, ошибочно включил в таможенную стоимость расходы, которые фактически он не понес, в связи с чем суд верно посчитал, что в силу пункта 22 приказа N 272 таможенный орган обязан был провести проверку в соответствии с главами II и III вышеназванной инструкции.
Однако таможня такую проверку не провела, не установила недостаточность представленных документов для определения таможенной стоимости по цене сделки, не представила доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, применив шестой метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов.
Факт включения декларантом в состав таможенной стоимости расходов, которые предприниматель фактически не понес, само по себе не может служить основанием для определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 10 Соглашения, поскольку представленный предпринимателем пакет документов является достаточным для ее определения по цене сделки.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Незаконные действия таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного предпринимателем товара по спорным декларациям привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей на общую сумму 4 880 162 рублей 24 копеек. Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Доказательства наличия у предпринимателя задолженности по таможенным платежам таможней в суды первой и апелляционной инстанций не представлены. Досудебный порядок урегулирования спора предпринимателем соблюден.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что требования предпринимателя об обязании таможни возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 4 880 162 рублей 24 копеек являются правомерными и верно удовлетворил их.
По данным таможни сумма таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости, составляет 2 677 996 рублей 74 копейки.
Однако в таможенную стоимость, заявленную по ДТ N 10801020/060812/0004493, 10801020/310812/0004811, 10801020/040912/00004847, 10801020/260912/0005138, таможня включила и дополнительные расходы, которые фактически не были понесены предпринимателем и необоснованно были указаны декларантом в заполненном им форме ДТС-2, что в итоге и дало разницу в сумме таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости.
Также следует отметить, что по декларации N 103001020/220812/0004740, при аналогичной ситуации (заявлен третий метод), таможня откорректировала в качестве заявленной таможенной стоимости, стоимость товара, указанную в инвойсах (цену сделки).
Поэтому в данном случае в качестве заявленной таможенной стоимости следует использовать стоимость товаров, указанную в инвойсах, и подлежащую уплате продавцу в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом.
Соответственно сумма таможенных платежей доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости и необоснованного включения в состав таможенной стоимости дополнительных расходов, не понесенных предпринимателем, составляет 4 880 162 рубля 24 копейки.
Подробный расчет данной суммы приложен к заявлению предпринимателя об уточнении требований от 05.02.2012. Расчет судами первой и апелляционной инстанций проверен и признается правильным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2013 по делу N А15-2446/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.