г.Москва |
|
3 июня 2013 г. |
Дело N А40-33173/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: Гончарова В.Я., Стешана Б.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Висловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2013 по делу N А40-33173/12, принятое судьей Беспаловой Ю.Н. (155-305)
по иску ЗАО "Системные проекты" (ОГРН 1097746013310, 117246, Москва, Научный Проезд, 10)
к Министерству экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, 123100, Москва г, Тверская-Ямская 1-я ул, 1)
о взыскании 2 164 160,53 руб.
по встречному иску Министерства экономического развития России
к ЗАО "Системные проекты"
о расторжении государственного контракта и взыскании неустойки,
при участии:
от истца: Будько Ю.Н. по доверенности от 01.02.2012, Волченко С.Ю. по доверенности от 01.02.2012, Свириденко В.С. генеральный директор на основании решения акционеров N 1 от 26.12.2011;
от ответчика: Стариков А.В. по доверенности от 18.04.2013,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Системные проекты" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства экономического развития Российской Федерации задолженности 2 134 000 руб. и неустойки в размере 30 160 руб. 53 коп.
Министерство экономического развития Российской Федерации подало встречный иск к ЗАО "Системные проекты" о расторжении государственного контракта от 07.11.2011 N ГК-173-ОФ/Д01 и взыскании пени в размере 1 249 990 руб. 05 коп., с учетом увеличения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 12.03.2013 первоначальные исковые требования ЗАО "Системные проекты" удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречного иска Министерства экономического развития Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменные пояснения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 07.11.2011 между ЗАО "Системные проекты" и Министерством экономического развития Российской Федерации заключен государственный контракт N ГК-173-ОФ/Д01.
Предметом контракта является выполнение работ в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" по методическому обеспечению и проектированию федеральной информационной системы для досудебного обжалования при предоставлении государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.2 контракта, перечень работ, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены в техническом задании (Приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью Контракта
Пунктом 1.3 контракта установлено, что сроки выполнения работ определяется календарным планом выполнения работ по Контракту (Приложение N 2).
В соответствии с календарным планом (Приложение N 2), расчетом цены государственного контракта (ПриложениеN 3) выполнение работ разделено на три этапа.
Работы по первому этапу выполнены истцом, приняты и оплачены ответчиком в полном объеме.
Во исполнение условий контракта ЗАО "Системные проекты" надлежащим образом выполнило согласованные работы по второму этапу, что подтверждается актом сдачи - приемки работы по Государственному контракту от 07.11.2011, аналитическим отчетом.
Указанные результаты работ направлены письмом от 07.12.2011 N 233 в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации.
Согласно п.4.2 контракта приемка работ осуществляется заказчиком в соответствии с календарным планом путем составления сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ, которые подписываются уполномоченными представителями сторон.
Согласно п.4.3 контракта для приемки работ заказчиком создается приемочная комиссия. При выявлении несоответствий или недостатков работ, препятствующих приемке работ, оформляется акт с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения. После устранения выявленных недостатков составляется акт об их устранении.
20.12.2011 состоялась приемка результатов работ по второму этапу контракта, в ходе проведения которой приемочной комиссией высказаны замечания о необходимости доработки результатов выполненных работ в срок до 21.12.2011.
Письмами от 21.12.2011 N 246, и 26.12.2011 N 250 ЗАО "Системные проекты" в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации направлены доработанные отчетные материалы по второму этапу работ.
В обоснование отказа от приемки работ по второму этапу Министерство экономического развития Российской Федерации ссылается на экспертное заключение Фонда "Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара", согласно которому результаты работ по второму этапу контракта имеют существенные недостатки и не соответствуют его требованиям.
Вместе с тем, судом первой инстанции данное экспертное заключение обоснованно не признано надлежащим доказательством по делу. Судом установлено, что в данном экспертном заключении в нарушение требований Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и приказу Министерства экономического развития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядок его утверждения (ФСО N 5)" отсутствуют сведения о дате и месте производства экспертизы, основаниях проведения экспертизы, сведения об эксперте (образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание), отсутствуют вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы (а именно: дата представленных отчетных материалов и их количество - объем), отсутствуют сведения о примененных методах исследований.
В этой связи с целью выяснения вопросов в отношении качества выполненных ЗАО "Системные проекты" работ по второму этапу определением суда Федеральному государственному научно-исследовательскому учреждению "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ" поручено проведение судебной экспертизы.
В соответствии с выводами экспертов, положений контракта и технического задания, обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о надлежащем выполнении ЗАО "Системные проекты" согласованных работ по второму этапу контракта и соответствию их требованиям контракта, технического задания, являющего неотъемлемой частью контракта, и требованиям ГОСТ.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, на Министерство экономического развития Российской Федерации возложена обязанность по оплате стоимости выполненных истцом работ по второму этапу.
Доказательств оплаты задолженности Министерством экономического развития Российской Федерации не представлено.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ЗАО "Системные проекты" о взыскании с Министерства экономического развития Российской Федерации задолженности в размере 2 134 000 руб.
Согласно п.9 ст.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Пунктом 6.2 контракта установлена ответственность заказчика в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в виде неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка России за каждый день просрочки.
Представленный ЗАО "Системные проекты" расчет неустойки в размере 30 160 руб. 53 коп. судом первой инстанции проверен и признан верным.
В связи с неоплатой выполненных ЗАО "Системные проекты" работ по второму этапу с Министерства экономического развития Российской Федерации правомерно взыскана неустойка в размере 30 160 руб. 53 коп.
В своем встречном иске Министерство экономического развития Российской Федерации просило расторгнуть контракт и взыскать с ЗАО "Системные проекты" пени в размере 1 249 990 руб. 05 коп.
Отказывая в удовлетворении встречного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доводы ответчика не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Письмом от 26.01.2012 Министерство экономического развития Российской Федерации предложило ЗАО "Системные проекты" расторгнуть контракт на основании заключения приемочной комиссии от 23.12.2011 N ЗПК-203/Д09 по приемке работ по государственному контракту.
При этом ЗАО "Системные проекты" с изложенными в указанном заключении выводами не согласилось с обоснованием недостоверности и необоснованности сведений, отраженных в заключении приемочной комиссии, о чем письмом от 02.02.2012 известило Министерство экономического развития Российской Федерации.
Вместе с тем, материалами дела подтвержден объем выполненных ЗАО "Системные проекты" работ по контракту по второму этапу, а также факт принятия этих работ Министерством.
В этой связи оснований для удовлетворения заявленных требований по встречному иску, расторжении контракта и взыскании с ЗАО "Системные проекты" пени в размере 1 249 990 руб. 05 коп. не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2013 по делу N А40-33173/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33173/2012
Истец: ЗАО "Системные проекты"
Ответчик: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли РФ