город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2013 г. |
дело N А32-1034/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б.,
при участии:
от заявителя: представитель Богданов Антон Николаевич (по доверенности от 11.01.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Сумин Д.П.)
от 06 марта 2013 года по делу N А32-1034/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель "Гефес" (ИНН 2310019608)
к администрации муниципального образования город Краснодар,
при участии третьего лица Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о признании недействительным постановление в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Артель "Гефес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным действий, выразившихся в определении выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303049:53 площадью 41 кв. м, расположенного в г. Краснодаре по улице Красной, 88/2 в Центральном внутригородском округе г.Краснодара, в размере 1 408 114 рублей 66 копеек, обязании определить выкупную стоимость земельного участка в размере 47 086 рублей 85 копеек, признании недействительным подпункта 2.1 пункта 2, пункта 3 постановления от 14.12.2012 N 11296 в части указания на необходимость произвести оплату стоимости земельного участка в размере 1 408 114 рублей 66 копеек, а также указания на отмену постановления в случае невнесения оплаты в установленный срок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2013 постановление администрации г. Краснодара от 14.12.2012 N 11296 "Об исполнении решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012" в части подпункт 2.1 пункта 2 по определению выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303049:53 в размере 1 408 114 рублей 66 копеек признано недействительным, как не соответствующее пункту 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации".
Суд обязал администрацию г. Краснодара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив выкупную стоимость земельного участка в соответствии пунктом 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на дату обращения общества с ограниченной ответственностью "Артель "Гефес" с заявлением - 02.02.2011.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и департамент обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалоб апеллянты указали, что заявитель повторно обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность после 01.01.2012, когда норма пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не действовала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя против доводов жалоб возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Администрация и департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, в связи с чем, в отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку решение суда обжаловано апеллянтами только в части удовлетворения заявления, а представитель общества в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда в части отказа в удовлетворении заявления им не оспаривается и он не возражает против проверки законности и обоснованности решения только в пределах обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в пределах отказа в удовлетворении заявления по апелляционным жалобам ( часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании договора купли-продажи от 24.10.1995, заключенного в порядке приватизации муниципального имущества с Комитетом по управлению имуществом г. Краснодар, является собственником здания мастерской по ремонту и пошиву одежды литер "Б", состоящего из помещений N 14/1, 14/2, 14/3 общей площадью 37,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Красная, 88.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП от 25.01.2011 N 01/037/2011-286.
Здание мастерской расположено на земельном участке площадью 41 кв. м с кадастровым номером 23:43:0303049: 53.
28.01.2011 заявитель в порядке пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Однако в установленный законом срок администрация не высказалась на заявление общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012 по делу N А32-5039/2011 бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Артель "Гефес" земельного участка площадью 41 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 88, с кадастровым номером 23:43:0303049:53, и не направлении обществу проекта договора купли-продажи этого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора, признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Артель "Гефес" земельного участка площадью 41 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 88, с кадастровым номером 23:43:03 03049:53.
Тем же решением суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Артель "Гефес" земельного участка площадью 41 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 88, с кадастровым номером 23:43:03 03049:53 направить обществу проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора.
Администрация г. Краснодара 14.12.2012 приняла постановление N 11296 "Об исполнении решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012". При этом заинтересованное лицо определило выкупную стоимость земельного участка в размере 1 408 114 рублей 66 копеек.
Указывая на то, что при определении выкупной стоимости земельного участка администрация не учла положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка, в пункте 1 статьи 2 которого указано при введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации имеются условия, предусматривающие до указанного срока продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08 для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Таким образом, поскольку объекты недвижимого имущества заявителя изначально находились в государственной собственности, к правоотношениям по выкупу земельного участка, занимаемого объектами недвижимости заявителя применяются положения пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, устанавливающие льготную цену для выкупа в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 28.01.2011, то есть до истечения установленного пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" срока.
Решением суда от 28.04.2012 по делу N А32-5039/2011 установлено, что договор купли-продажи от 24.10.1995, заключенный между ТОО "Артель "Гефес" в порядке приватизации муниципального имущества с Комитетом по управлению имуществом г. Краснодара, акт приема-передачи от 24.10.1995 недвижимого имущества подтверждают условия приобретения заявителем принадлежащего ему объекта недвижимого имущества из муниципальной собственности.
Следовательно, общество имеет право на предоставление льготы при приобретении права собственности земельного участка, так как обратилось в срок, установленный указанной выше нормой Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.06.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 408 114 рублей 66 копеек.
В подпункте 2.1 пункта 2 постановления администрации г. Краснодара от 14.12.2012 N 11296 "Об исполнении решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012" указана выкупная стоимость земельного участка в размере 1 408 114 рублей 66 копеек.
При этом, как обосновано указал суд первой инстанции, администрацией не учтено, что обязанность подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона с приложением всех необходимых документов.
Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления, соответствующего требованиям законодательства.
Условия оферты о выкупе заявитель определяет, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Основания учитывать будущие изменения этого показателя из норм действующего законодательства не усматривается.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что последующее неправомерное бездействие администрации по не определению льготной выкупной стоимости земельного участка не должно влечь неблагоприятные для заявителя последствия в виде увеличения выкупной стоимости.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так как подпункт 2.1 пункта 2 постановления администрации г. Краснодара от 14.12.2012 N 11296 "Об исполнении решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012" по определению выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303049:53 не соответствуют пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции обосновано признал недействительным постановление от 14.12.2012 в соответствующей части.
Учитывая вышеуказанные нормы процессуального права, суд первой инстанции обосновано обязал администрацию г. Краснодара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив выкупную стоимость земельного участка в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на дату обращения общества с заявлением, то есть на 02.02.2011.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб администрации и департамента не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в пределах оспариваемой части. Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 марта 2013 года по делу N А32-1034/2013 оставить без изменения в обжалуемой части.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1034/2013
Истец: ООО "Артель "Гефес"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Администрация муниципального образования г. Краснодар