г. Челябинск |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А76-2328/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,
судей Серковой З.Н., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2013 по делу N А76-2328/2013 (судья Тиунова Т.В.).
В судебном заседании принял участи представитель Военного комиссариата Челябинской области - Смирнова О.И. (паспорт, доверенность от 14.02.2013).
Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск (далее - истец, ОАО "ММК", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Челябинской области, г. Челябинск (далее - ответчик, комиссариат) о взыскании денежных средств на оплату страховых взносов в сумме 10 728 руб. 64 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Челябинской области, г. Челябинск, ул. Тернопольская, 9, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, ул. Знаменка, 19, Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва, ул. Ильинка, 9.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2013 (резолютивная часть объявлена 21.03.2013) заявленные требования удовлетворены, с Военного комиссариата Челябинской области, г. Челябинск в пользу ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск взысканы расходы на оплату страховых взносов в сумме 10 728 руб. 64 коп., расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, комиссариат (далее также податель апелляционной жалобы) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, решение вынесено судом первой инстанции с нарушением норм материального права.
Податель жалобы указывает, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) были внесены изменения, согласно которым объект налогообложения страховыми взносами уточнен, так, до 01.01.2011 объектами налогообложения признавались вознаграждения по трудовым договорам, а с 01.01.2011- выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений; с учетом положений статей 15 и 167 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) ответчик приходит к выводу о том, что выплаты, производимые работодателем своим работникам на время их нахождения на военных сборах относятся к компенсационным выплатам, которые не подлежат обложению страховыми взносами, кроме того, военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным гражданам; каких-либо дополнительных расходов, кроме заработной платы, работодатель не несет, поскольку уплата страховых вносов с фонда заработной платы обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя ответчика, дело в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц.
Министерство обороны Российской Федерации заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании статьи 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.1998 N53-ФЗ) работники ОАО "ММК" исполняли воинскую обязанность в отделах Военного комиссариата Челябинской области.
За период исполнения воинской обязанности работникам: Зайцеву Г.С. (09.07.2012); Свинцову А.А. (с 19.06.2012 по 26.06.2012, с 05.07.2012 по 13.07.2012); Сламгулову Э.В. (13.07.2012); Стрикунову И.Д. (с 03.07.2012 по 10.07.2012); Федорову И.В. (с 26.06.2012 г. по 11.07.2012 г.) был выплачен средний заработок в размере 30 915 руб. 23 коп., на который были начислены страховые взносы на сумму 9 726 руб. 09 коп. на основании Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, с учетом писем Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.03.2011 N 784-19, Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, что подтверждается счетом-фактурой от 31.07.2012 N 183; справками о расходах, понесенных в ОАО "ММК" в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ за июль 2012; повестками Военного комиссариата Челябинской области по Ленинскому и Правобережному районам г. Магнитогорска N 291, N 294; справками Военного комиссариата Челябинской области по Ленинскому и Правобережному районам г. Магнитогорска N175, N 180, N 182, N 184; расчетными листками указанных работников; распоряжениями об освобождении от работы; табелями учета рабочего времени; ведомостями начисления сумм (л. д. 18, 19, 20-21, 22-50).
За период исполнения воинской обязанности работникам: Котельникову Н.Д. (10.07.2012); Трикоз П.Б. (09.07.2012) был выплачен средний заработок в размере 1 251 руб. 94 коп., на который были начислены страховые взносы на сумму 399 руб. 39 коп. на основании Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, что подтверждается счетом-фактурой от 31.07.2012 N 182; справкой о расходах, понесенных в ОАО "ММК" в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ за июль 2012; повестки Военного комиссариата Челябинской области по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска N 9583, N 9292; расчетными листками работников; распоряжениями об освобождении от работы; табелями учета рабочего времени; ведомостями начисления сумм (л. д. 53-66).
За период исполнения воинской обязанности работнику Гаврилову Д.С. (16.05.2012) был выплачен средний заработок в размере 1 890 руб. 76 коп., на который были начислены страховые взносы на сумму 603 руб. 16 коп. на основании Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, что подтверждается счетом-фактурой N 184 от 31.07.2012; повесткой Военного комиссариата Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам; справкой старшего менеджера ГРОТ о расходах, понесенных в ОАО "ММК" в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ за июль 2012; повесткой Военного комиссариата Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам, расчетными листками работников; распоряжениями об освобождении от работы; табелями учета рабочего времени; ведомостями начисления сумм (л. д. 69-76).
Всего задолженность Военного комиссариата Челябинской области по оплате страховых взносов составляет 10 728 руб. 64 коп.(9 726 руб. 09 коп. + 399 руб. 39 коп. + + 603 руб. 16 коп.).
10.12.2012 истцом в адрес ответчика направлена претензия N Юр.Тр.- 0780 о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 10 728 руб. 64 коп. (л. д. 12-14). Претензия оставлена без удовлетворения.
Поскольку Военный комиссариат Челябинской области не выплатил компенсацию расходов на оплату страховых взносов в размере 10 728 руб. 64 коп., ОАО "ММК" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства и руководствуясь положениями пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, подпункта 5 пункта 2 Правил от 01.12.2004 N 704, статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), статьи 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ), пришёл к выводу о том, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 названных Правил, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704.
Как следует из содержания подпункте 5 пункта 2 указанных Правил, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия), с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что выплата заработной платы работнику за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, является компенсационной выплатой, основан на ошибочном толковании положений Закона N 212-ФЗ и Трудового кодекса.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а"и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 Трудового кодекса, к компенсации относятся денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N16-ФЗ, определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе указаны все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 276-ФЗ)
д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (абзац введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ).
В указанный перечень не входит заработная плата, сохраняемая за работником на период его призыва на военные сборы.
Из представленных в материалы дела документов также не следует, что страховые взносы были начислены на компенсационные выплаты.
Таким образом, учитывая, что ОАО "ММК" произведены расходы по выплате работникам среднего заработка с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов) в период прохождения ими медицинского освидетельствования и других мероприятий, связанных с призывом на военную службу, обеспечения исполнения воинской обязанности, судом правомерно взысканы соответствующие суммы с ответчика, как с лица, обязанного компенсировать такие расходы.
В связи с вышеизложенным, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2013 по делу N А76-2328/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Н. Хоронеко |
Судьи |
З.Н. Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2328/2013
Истец: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Ответчик: Военный комиссариат Челябинской области
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Министерство обороны РФ Москва, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Челябинской области