г. Томск |
|
3 июня 2013 г. |
Дело N А67-8246/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Н.А. Усаниной, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Грюнберг М.В. - доверенность от 07.03.12
от заинтересованного лица: Шулепов М.В. - доверенность от 09.01.13
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску на решение Арбитражного суда Томской области от 19.03.2013 по делу N А67-8246/2012 (судья Кузнецов А.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томлот" (634029, Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, 24, ОГРН 1027000772050, ИНН 7014029250)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (634003, г. Томск, пл. Соляная, 5)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОМЛОТ" (далее по тексту - ООО "ТОМЛОТ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту - ИФНС России по г. Томску, налоговый орган) о признании недействительным решения N 24-244 от 25.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 19.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права.
По мнению апеллянта, решение Инспекции является законным и обоснованным. Лотереи являются негосударственными и реализация лотерейных билетов осуществляется на основании агентских договоров. Следовательно, основания для применения льготы отсутствовали.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Томлот" представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года, в разделе 7 которой "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" отражены суммы как операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с пп.9 п.2 ст. 149 НК РФ, согласно которому не подлежат налогообложению освобождаются от налогообложения) на территории РФ: операции по реализации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации, в ходе которой установлено, что льгота заявлена неправомерно.
По результатам камеральной налоговой проверки ИФНС России по г. Томску принято решение N 25-244 от 25.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вышеуказанным решением налогоплательщику отказано в применении налоговой льготы. Также решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в размере 151 902 руб., пени в размере 6 415 руб., и штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 30 380,4 руб.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что решение Инспекции не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ. Договоры, заключенные между организатором и оператором на проведение лотереи, не являются агентскими договорами, налогоплательщик на основании пункта 7 статьи 149, пункта 2 статьи 156 НК РФ может быть освобожден от налогообложения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данной позицией по следующим основаниям.
Лотерейная деятельность в Российской Федерации регулируется положениями статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 138-ФЗ лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии со статьей 1063 ГК РФ и пунктом 5 статьи 2 Закона N 138-ФЗ отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, оформленном выдачей лотерейного билета. Таким образом, лотерейный билет является договором между организатором и участником игр на продажу (покупку) услуг по розыгрышу призового фонда лотереи.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен ст. 149 Налогового Кодекса.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Пунктом 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ установлено, что под проведением лотерей понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. При этом оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Из материалов дела следует, что ООО "Томлот" (распространитель лотереи) заключило договоры с организаторами лотереи - Российский фонд ветеранов N 316 от 19.12.2011, ООО "Лотерея" N 01/11/11 от 07.11.2011, ЗАО "24 Лото" N 001-12 от 10.02.2012, ООО "Русское лото Победа" N РЛ-25/12Р от 10.012012.
В соответствии с вышеуказанными договорами организатор обязуется передать распространителю билеты лотерей, а распространитель обязуется принять лотерейные билеты и от имени организатора распространить их среди участников лотереи на территории Томской области. Организатор возмещает распространителю затраты по распространению билетов лотерей в размере 25 % от номинальной стоимости каждого распространенного билета.
Налоговый орган, ссылаясь на пункт 7 статьи 149 Налогового кодекса РФ, указывает на отсутствие оснований для получения льготы, при этом полагает, что между налогоплательщиком и организаторами лотерей заключены агентские договоры.
Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В соответствии со статьей 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, одним из существенных условий агентского договора в силу положений статьи 1005 ГК РФ является совершение действий в интересах принципала и за счет принципала.
Ссылка налогового органа на пункт 7 статьи 149 НК РФ является ошибочной, поскольку в настоящем случае именно оказание Обществом услуг по реализации лотерейных билетов не связано с осуществлением предпринимательской деятельности в интересах другого лица. Оказывая услуги по реализации лотерейных билетов, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в своем интересе, основанном на получении вознаграждения за такие услуги. ООО "Томлот" самостоятельно от своего имени заключает договоры - аренды помещений через которые реализует лотерейные билеты, оплачивает коммунальные услуги, за свой счет самостоятельно получает от организаторов лотерейные билеты. Все затраты являются расходами ООО "Томлот" и со стороны организаторов, операторов не возмещаются.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, предметом всех заключенных ООО "Томлот" договоров является обязанность ООО "Томлот" по заданию контрагента оказать услуги по распространению лотерейных билетов, а контрагенты обязуются оплатить оказанные ООО "Томлот" услуги в соответствии с условиями договора. Оценив содержание договоров, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщиком заключены договоры возмездного оказания услуг.
Частью 1 статьи 6 Закона N 138-ФЗ установлено, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338, и Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по выдаче разрешений на проведение всероссийских лотерей.
Из материалов дела следует, что Федеральной налоговой службой Российскому фонду ветеранов, ООО "Лотерея", ЗАО "24 Лото", ООО "Русское лото Победа" выданы разрешения на проведение негосударственных бестиражных лотерей на территории Российской Федерации.
Таким образом, разрешения на проведение лотерей выданы уполномоченным органом.
Таким образом, Общество осуществляло самостоятельные льготируемые в соответствии подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции и не являлось в этом случае посредником при реализации услуг организаторами.
С учетом изложенного Обществом правомерно применена льгота в виде освобождения от уплаты НДС в отношении вознаграждения за оказание услуг по реализации лотерейных билетов, в связи с чем решение обоснованно признано недействительным судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 19.03.2013 по делу N А67-8246/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8246/2012
Истец: ООО "Томлот"
Ответчик: ИФНС России по г. Томску