г. Чита |
|
04 июня 2013 г. |
дело N А58-7222/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 марта 2013 года по делу N А58-7222/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛРОСА-охрана" (ОГРН 1031401522217, ИНН 1433018056) к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району (ОГРН 102140069162, ИНН 1433018056) о признании действий по осуществлению проверки 30.10.2012 незаконным, о признании акта о проверке объекта хранения или места размещения, использования оружия и патронов от 31.10.2012 недействительным,
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛРОСА-охрана" - не явился, извещен,
от отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АЛРОСА-охрана" (далее - ООО "АЛРОСА-охрана", общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району (далее - Отдел МВД РС(Я) ) с заявлением о признании действий по осуществлению проверки 30.10.2012 незаконными, о признании акта о проверке объекта хранения или места размещения, использования оружия и патронов от 31.10.2012 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Проверив на соответствие Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Федеральному закону от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ), Административному регламенту исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646 (далее - Административный регламент), действия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району по осуществлению проверки в отношении ООО "АЛРОСА-Охрана", суд первой инстанции признал их незаконными, а акт о проверке объекта хранения или места размещения, использования оружия и патронов от 31.10.2012 - недействительным.
На Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что проведенная проверка не соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Административному регламенту, в связи с чем, нарушено право заявителя на осведомленность об основаниях и пределах проводимой проверки, что повлекло для заявителя негативные последствия в виде вынесения предписания. Суд признал доказанным совокупность обстоятельств, наличие которых является в силу закона основанием для признания оспариваемых действий незаконным, а акта недействительным.
Не согласившись с указанным решением, Отдел МВД РС(Я) обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением процессуальных норм и неправильном истолковании нормы материального нрава. По мнению Отдела МВД РС(Я) суд применил закон, не подлежащий применению, а именно часть 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и неправильно его истолковал, что привело к принятию неправильного решения. Выводы суда о нарушении государственным органом части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ являются ошибочными.
Как указывает Отдел, выводы суда в части отсутствия распоряжения (приказа) руководителя органа государственного контроля противоречат фактическим обстоятельствам дела, а именно: суду была предоставлена копия приказа, на котором стоит отметка руководителя Ленского отряда ООО "АЛРОСА-охрана" Бороненко Ю.А. об ознакомлении с данным приказом. Таким образом, выводы суда об отсутствии приказ являются ошибочными.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не должен был применять Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, так как согласно пункту 30 Административного регламента предметом плановых и внеплановых проверок является проверка юридического лица на соответствие лицензионным требованиям. В данном же случае, необходимо руководствоваться пунктами 76 - 94 Административного регламента, в соответствии с которым проверка проводится на основании графика проверок и в предмет проверки входит проверка наличия оружия и патронов, организация их хранения и учета, а не соблюдение лицензионных требований, следовательно, соблюдение государственным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не требуется, так как данный вид проверки относится к оперативному контролю за оружием.
ООО "АЛРОСА-охрана" представило отзыв на апелляционную жалобу, где просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далеее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и отдел явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество и отдел представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "АЛРОСА-охрана" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - 1031401522217 (том 1, л. д. 17-27).
У общества имелось разрешение серии РХИ N 0017577, выданное МОБ МВД по РС (Я) 05.12.2007 со сроком действия до 05.12.2012.
31.10.2012 инспекторами ГЛРР отдела МВД РФ по Ленскому району капитаном полиции Ощепковым С.Н. и старшим лейтенантом полиции Солобутовой Е.В. проведена проверка комнаты хранения оружия Ленского отряда ООО "АЛРОСА-охрана", о чем составлен акт о проверке объекта хранения или места размещения использования оружия и патронов (том 1, л. д. 10-12).
Акт составлен с участием инспектора по вооружению Ленского отряда Дрюк А.А., назначенного приказом общества от 27.08.2012 N 366, ответственным лицом за сохранность, ведение номерного и количественного учета служебного оружия и патронов к нему, специальных средств в Ленском отряде ООО "АЛРОСА-охрана" с 03.09.2012. за время отпуска заместителя начальника Ленского отряда Туранова И.А.
Акт вручен под роспись ответственному за хранение и размещение оружия.
В пункте 4 данного акта проверки указаны недостатки в хранении и использовании оружия и патронов, а также установлен срок устранения заявленных нарушений до 01.12.2012.
Предписание об устранении выявленных нарушений направлено директору ООО "АЛРОСА-охрана" В.В. Паламарчук и начальнику Ленского отряда "АЛРОСА-охрана" Бороненко Ю.А. (исх.N 58/10603 от 01.11.2012).
ООО "АЛРОСА-охрана" направило начальнику отдела МВД России по Ленскому району письмо от 13.11.2012 N 199 об устранении недостатков и с просьбой направления инспекторов для повторного обследования комнаты хранения оружия и патронов.
ООО "АЛРОСА-охрана" направило инспектору ГЛРР отдела МВД России по Ленскому району письмо от 14.11.2012 N 202 об устранении недостатков и с просьбой направления инспекторов для повторного обследования комнаты хранения оружия и патронов.
05.12.2012 МВД по РС(Я) выдало обществу разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ N 0037226 по адресу: город Ленск, улица Победа, д.64 "А", сроком действия до 15.11.2013.
Не согласившись с порядком проведения проверки и составленным по ее результатам акта, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых действий и акта закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями и актом.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Пунктом 8 части 1 статьи 2 и пунктом 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" к направлениям деятельности полиции в числе других отнесен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и возложены обязанности по контролированию оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", который направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").
В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия (абзац 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").
Контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел (абзацы 1 и 2 пункта 91 Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814", в редакции, действовавшей до 22.10.2012).
Как следует из материалов дела, в соответствии с приведенными нормами права инспекторами ГЛРР отдела МВД РФ по Ленскому району капитаном полиции Ощепковым С.Н. и старшим лейтенантом полиции Солобутовой Е.В. проведена проверка объекта хранения, места размещения и использования оружия, патронов комнаты хранения оружия ООО "АЛРОСА-охрана" в соответствии с планом работы ГЛРР отдела МВД РФ по Ленскому району от 15.06.2012 на 2-ое полугодие 2012 года (том 1, л.д. 42) и графиком проведения наличия, организации хранения, учета и технического состояния служебного оружия и патронов у юридических лиц от 30.06.2012 на 2-ое полугодие 2012 года (том 2 л.д. 8).
23.10.2012 вступил в силу Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Пунктом 2 Административного регламента установлено, что государственную функцию по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Управления реализации государственной политики в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (далее - "УЧДД ГУОООП МВД России") и Управления реализации государственной политики в области оборота оружия (далее - "УООР ГУОООП МВД России") ГУОООП МВД России (далее также - "подразделения ГУОООП МВД России", ГУТ МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне (далее также - "подразделения лицензионно-разрешительной работы территориальных органов МВД России").
Исполнение указанной функции осуществляется в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 3).
Данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 2 статьи 2 указанного закона установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
Статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:
производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
Должностные лица подразделений ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов (пункт 5.1 Административного регламента).
По результатам проверок выдавать гражданам Российской Федерации и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, патронов к оружию (пункт 5.6 Административного регламента).
Физические или юридические лица, в отношении которых проводятся проверочные мероприятия, имеют право:
Ознакомиться с документами должностного лица, прибывшего для проведения проверки, записать данные и проверить его полномочия посредством телефонного звонка в ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России или соответствующий территориальный орган МВД России.
Давать пояснения и представлять необходимые документы по всем возникающим в ходе проведения проверки замечаниям.
Делать в акте проверки письменные примечания (замечания).
Обжаловать действия (бездействия) должностного лица, проводившего проверку (пункт 7).
Физические или юридические лица обязаны:
Обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц в места хранения, использования, торговли оружием и патронами, утилизации боеприпасов.
Предоставить служебную документацию, отражающую учет и сохранность оружия и патронов.
Представить к осмотру оружие и патроны, а также дубликаты лицензий на приобретение либо разрешений на хранение, хранение и ношение или хранение и использование, транспортирование либо перевозку оружия и патронов.
Представить документы или их копии, письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
Принять меры по устранению выявленных нарушений правил оборота оружия и патронов (пункт 8).
Результатом исполнения государственной функции являются, в том числе, установление факта отсутствия (наличия) нарушений правил оборота оружия (пункт 9.1), выдача обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия (пункт 9.4).
Срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов соответствует срокам выполнения отдельных административных процедур (действий) и осуществляется в следующие сроки (пункт 24).
В отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов - не реже 1 раза в квартал по месту хранения и (или) использования (пункт 24.2).
Проверка наличия, организации хранении, учета и технического состояния огнестрельного оружия и патронов, состоящего на учете, при проведении оперативно-профилактических мероприятий осуществляется в сроки, установленные приказом (распоряжением) МВД России, ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях (пункт 25).
Исполнение государственной функции включает, в том числе следующие административные процедуры:
Плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (пункт 28.4).
Внеплановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (пункт 28.5).
Проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц (пункт 28.6).
При проверке наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц, руководитель территориального органа МВД России по месту хранения, использования или торговли оружием и патронами направляет уполномоченных должностных лиц для проведения проверки (79 Административного регламента).
Пунктом 80 Административного регламента установлено, что должностные лица при осуществлении проверки обязаны представиться, проинформировать о цели прибытия, предъявить служебное удостоверение. При себе должностные лица должны иметь письменное предписание о проведении проверки, согласно которому им предоставляется право осматривать места хранения и использования оружия и патронов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются, требовать от юридических и физических лиц представления документов и информации, необходимых для выполнения контрольных функций, получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, контролировать правила оборота гражданского и служебного оружия, а также соблюдение правил частной детективной и охранной деятельности, при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания об устранении этих нарушений, принимать иные меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с пунктом 81 Административного регламента предметом проверки является установление:
соответствия количества, серий, номеров оружия, а также количества, калибра и номеров партий патронов учетным данным, указанным в лицензиях и (или) разрешениях;
соблюдение физическим или юридическим лицом, в том числе лицензиатом, правил оборота оружия и патронов.
По результатам проведения проверки составляется акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов (приложение N 8 к настоящему Административному регламенту), копия которого вручается руководителю юридического лица или лицензиату под расписку (пункт 88 Административного регламента).
В случае выявления нарушений в акте проверки указываются, какие именно требования, установленные Законом "Об оружии" или нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России, нарушены, предложения по их устранению и срок устранения, который не должен превышать 30 дней с момента вручения акта проверки (пункт 89 Административного регламента).
Из приведенных норм Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что при проведении проверки наличия, организации хранении, учета и технического состояния огнестрельного оружия и патронов положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а подлежат применению порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), установленный статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и пунктами 76 - 94 Административного регламента.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Административный регламент (пункты 28.4, 28.5 и 30) предусматривают действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при исполнении государственной функции при проведении плановой или внеплановой (выездной) проверки лицензиата на предмет соблюдения им лицензионных требований и условий.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушении отделом МВД РФ по Ленскому району положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела следует, что уполномоченные должностные лица ГЛРР отдела МВД РФ по Ленскому району в соответствии с пунктом 79 Административного регламента были направлены руководителем для проведения проверки приказом от 29.10.2012 N 400. Данный приказ по форме не соответствует предписанию о проведении проверки, форма которого предусмотрена приложением N 7 к Административному регламенту, однако содержит необходимые сведения, предусмотренные данной формой.
Приказ от 29.10.2012 N 400 был предъявлен должностными лицами ГЛРР отдела МВД РФ по Ленскому району представителю общества.
По результатам проверки составлен акт о проверке объекта хранения или размещения, использования оружия и патронов от 31.10.2012, который также по форме не соответствует акту проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, форма которого предусмотрена приложением N 8 к Административному регламенту, однако также содержит необходимые сведения, в нем отражены результаты проверки, выявленные недостатки, предложения по их устранению и сроки исполнения, а также решение по проверке.
В пункте 4 акта проверки от 31.10.2012 указаны недостатки в хранении оружия и патронов, которые не обеспечивают в должной мере надлежащее хранение оружия и патронов к нему, а именно;
- сплошная стальная дверь не соответствует требованиям технической укрепленности, так как не усилена по диагонали стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм, что является нарушением пункта 169.4 Инструкции к приказу МВД РФ N 288, что могло впоследствии привести к более доступному проникновению в комнату хранения оружия постороннего лица;
- на входной двери места хранении оружия и патронов отсутствует бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения, что также является нарушением пункта 176 Инструкции к приказу МВД РФ N 288;
- книга приема и выдачи оружия и патронов и книга приема выдачи специальных средств не зарегистрированы в ГЛРР отдела МВД России по Ленскому району пункт 125 Инструкции к приказу МВД РФ N 288;
- проводка охранно-пожарной сигнализации расположенная в комнате хранения оружия выполнена не в скрытом исполнении в нарушение пункта 169.6 Инструкция к прикачу МВД РФ N 288, Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, пункт 2.1,4 ПЭУ-7). Охранно-пожарная сигнализация несет двойную функцию: охранную и пожарную, преследует цель предупреждения о наличии пожара и несанкционированного проникновения в помещение. Скрытое исполнение охранно-пожарной сигнализации исключает возможность повреждения кабеля - канала,
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий и акта закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании требования общества удовлетворению не подлежат, а решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 марта 2013 года по делу N А58-7222/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АЛРОСА-охрана" (ОГРН 1031401522217, ИНН 1433018056) о признании незаконными действий инспекторов ГЛРР Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району (ОГРН 102140069162, ИНН 1433018056) капитана полиции Ощепкова С.Н. и старшего лейтенанта полиции Солобутовой Е.В. по осуществлению проверки 30.10.2012 и недействительным акта о проверке объекта хранения или места размещения, использования оружия и патронов от 31.10.2012 КХО Ленского отряда "АЛРОСА-охрана" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7222/2012
Истец: ООО "АЛРОСА-охрана"
Ответчик: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленскому району