г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А26-11285/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Зотеевой Л.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 70651)
от ответчика: не явились извещены ( уведомление N 70654,70652)
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-9080/2013) ООО "Предприятие Коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2013 по делу N А26-11285/2012 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению ООО "Предприятие Коммунального хозяйства"
и Территориальному отделу в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Республике Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "Предприятие Коммунального хозяйства" (186420, Республика Карелия, г.Сегежа, ул.Мира, д.14, ОГРН 1111032000353, далее- "ПКХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Республике Карелия (186420, Республика Карелия, г.Сегежа, ул.Мира, д.38А, ОГРН 1051000011677, далее- ТО Роспотребнадзора) от 28.09.2012 N 117-12 об обеспечении санитарно-гигиенических требований к питьевой воде.
Решением суда первой инстанции ООО "ПКХ" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным и правомерным вынесением в отношении общества оспариваемого предписания.
Не согласившись частично с решением суда первой инстанции, ООО "ПКХ" направило апелляционную жалобу, в которой просило признать недействительным оспариваемое предписание в части установленных в нем сроков его исполнения, в связи с невозможностью провести капитальный ремонт сооружений водоподготовки в столь короткий срок.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 06.09.2012 Территориальным отделом в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Республике Карелия вынесено определение N 154 о возбуждении в отношении ООО "ПКХ" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для возбуждения дела послужили неоднократные обращения граждан, проживающих в городе Сегежа, о ненадлежащем качестве холодной воды, поставляемой ресурсоснабжающей организацией.
В результате административного расследования контролирующим органом установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества N 354/11-3 от 12.12.2011 и акта приема - передачи ООО "ПКХ" приняло во временное владение и пользование объекты водоснабжения и оборудование, указанное в приложение N 1 к договору, с целью бесперебойного и круглосуточного обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в помещения в границах Сегежского городского поселения (пункт 1.3 договора).
В рамках административного расследования были взяты пробы воды из источника водозабора - реки Сегежа, воды питьевой из крана резервуара чистой воды перед подачей в город в здании водоочистной станции, воды питьевой из крана на кухне жилой квартиры N 46 по адресу: город Сегежа, проспект Бумажников, дом 5а. (протокол осмотра N 159 от 11.09.2012, протокол изъятия вещей и документов N 160 от 11.09.2012).
Определением от 11.09.2012 N 132-10-э назначена экспертиза соответствия проб воды требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24; далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах проведены лабораторные исследования взятых проб воды (протоколы N 475/Г, N 476/Г, N 477/Г от 20.09.2012) и вынесено экспертное заключение N 393 от 25.09.2012.
Согласно протоколам лабораторных исследований и экспертному заключению отобранные пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно- химическим показателям: показатель цветности выше норматива в 5 и более раз, содержание железа выше норматива в 5 и более раз (во всех пробах воды), показатель окисляемости перманганатной выше норматива в 4,92 и в 5 и более раз (в пробах воды из здания водоочистной станции и жилой квартиры).
Названные нарушения явились основанием для составления административным органом 27.09.2012 протокола об административном правонарушении вынесения постановления N 562\12 о привлечении ООО "ПКХ" к административной ответственности по ст.6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Предписанием N 117-12 от 28.09.2012 Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия обязал ООО "ПКХ" в срок до 16.01.2013 обеспечить качество питьевой воды в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 и представить информацию о ходе выполнения предписания.
ООО "ПКХ" не согласилось с указанным предписанием по тем основаниям, что общество осуществляет водоподготовку в соответствии с Технологическим регламентом производства питьевой воды на водопроводной очистной станции, утвержденным в 1989 году и разрешенным к использованию главным санитарным врачом Сегежского района, который допускает отступление получаемой воды от нормативного качества; на существующих сооружениях водоподготовки невозможно обеспечить соответствие воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 без их реконструкции и капитального ремонта, что требует значительных финансовых затрат и значительного срока реализации при обеспечении источников финансирования; ссылается на неисполнимость предписания силами предприятия в срок до 16.01.2013; ООО "ПКХ" не является надлежащим субъектом для исполнения предписания, поскольку осуществляет деятельность в рамках договора аренды муниципального имущества и обязано производить капитальный ремонт имущества только в размере утвержденной суммы по данному виду расхода, включенного в тариф, бремя содержания имущества должен нести его собственник; общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Правовые основы деятельности предприятий в области водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закон N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативные правовые акты устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст.8, 11 названного Федерального закона регламентированное право гражданина на благоприятную среду обитания обеспечивается возложением на юридические лица в соответствии осуществляемой ими деятельностью обязанности по выполнению требований санитарного законодательства.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01, которые определяют, что:
- питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 3.1);
- качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2.).
Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
В таблице 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 указана предельно допустимая концентрация железа - не более 0,3 мг/л, норматив по окисляемости перманганатной - не более 5 мг/л. Кроме того, в таблице 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 указаны нормативы по цветности, которые не должны превышать 20 градусов (норматив в 35 градусов может быть установлен по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
Таким образом, поскольку ООО "ПКХ" приняло на себя обязанности по эксплуатации водоочистных сооружений и по обеспечению населения питьевой водой, оно должно обеспечить соответствие подаваемой воды санитарно - эпидемиологическим требованиям.
Протоколами лабораторных исследований и экспертным заключением подтверждается факт превышения нормативов содержания железа, окисляемости перманганатной и цветности питьевой воды. Указанные обстоятельства обществом не отрицаются. Таким образом, вывод Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия о нарушении заявителем санитарного законодательства является обоснованным.
Наличие Технологического регламента эксплуатируемой ООО "ПКХ" водоочистной станции не освобождает заявителя от обязанности выполнять санитарные требования, поскольку СанПиН 2.1.4.1074-01(введенные в действие с 01.01.2002) и устанавливают, что их требования должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения (пункт 2.1).
Общество также указывает на невозможность исполнения предписания в установленный им срок в связи с тем, что для обеспечения соответствия питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям необходимо провести капитальный ремонт и реконструкцию водопроводных сооружений, что требует значительных финансовых и временных затрат.
Между тем, из акта приема- передачи следует, что принимая в пользование объекты водоснабжения и техническую документацию, ООО "ПКХ" знало об их техническом состоянии. При этом, приняв на себя обязанности по эксплуатации водоочистных сооружений и по обеспечению населения питьевой водой, общество в силу прямого указания закона (статья 19 Закона N 52-ФЗ) было обязано обеспечить соответствие питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом, апелляционный суд отмечает, что у общества имеется возможность обратиться в контролирующий орган с заявлением о продлении срока исполнения предписания, обосновав документально срок его продления, приложив доказательства принимаемых в настоящее время мер для его надлежащего исполнения.
С учетом вышеизложенного, оспариваемое предписание N 117-12 от 28.09.2012, возлагающее на заявителя обязанность, которая должна быть исполнена им в силу закона, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Административный орган в силу ч.4 ст.210 АПК РФ доказал обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 марта 2013 года по делу N А26-11285/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Предприятие Коммунального хозяйства" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11285/2012
Истец: ООО "Предприятие Коммунального хозяйства"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия