г. Москва |
|
4 июня 2013 г. |
N А40-147959/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП ЭВАЖД
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2013 г. по делу N А40-147959/12,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по заявлению ГУП ЭВАЖД (ОГРН 1027700326840, 121059, г. Москва, ул. 2-я Бородинская, д.17)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (ОГРН 1037706061150, 119017, г. Москва, Пыжевский пер., д. 6)
третье лицо: РЭК г. Москвы (ОГРН 1037739324985, 121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.36/9)
о признании недействительным решения от 29.08.2012 г. по делу N 1-10-211/7-12 и предписания,
при участии:
от заявителя: |
Журавлев А.В. по доверенности от 26.12.2012; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Государственное унитарное предприятие города Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по городу Москве о признании недействительными решения и предписания от 20.08.2012 по делу N 1-10-211/77-12.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного предписания следует читать как "29.08.2012"
Определением от 24.01.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, РЭК г. Москвы.
Решением суда от 18.03.2013 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
С решением суда не согласился заявитель - ГУП ЭВАЖД и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в действиях заявителя отсутствует вмененное ему административное правонарушение.
Представитель ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве была проведена проверка в отношении ГУП ЭВАЖД с целью соблюдения требований антимонопольного законодательства.
По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт проверки N 97 от 11 ноября 2011, в котором установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления деятельности по предоставлению услуг по отоплению и горячему водоснабжению без установленных в надлежащем порядке тарифов.
На основании указанного акта Московским УФАС России возбуждено дело N 1-10-211/77-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела N 1-10-211/77-12 Комиссией Московского УФАС России было установлено следующее.
ГУП ЭВАЖД является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжение Департамента имущества города Москвы от 07 октября 2009 г. N 3053-р.
На балансе ГУП "ЭВАЖД" находится ЦТП N 0704/012, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д.24, п.17 в связи с чем, им были заключены договоры, в соответствии с которыми заявитель оказывает коммунальную услугу по подаче горячего водоснабжения, а именно заключен договор ГУП "ЭВАЖД" (Управляющая организация) и ИП Павловой Н.В. (Потребитель) на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-11-09-01 от 31.09.2011, согласно п. 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также оказание эксплуатационных услуг, технического обслуживания и управления общим имуществом многоквартирного дома, в том числе управления, эксплуатации инженерных систем и оборудования общедомового назначения в помещениях, расположенных по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д.24, п.17. В соответствии с приложением N1 к договору N Г-11-09-01 от 31.09.2011 расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Также заключен договор ГУП "ЭВАЖД" (Управляющая организация) и НОУ "ГУИ ДЖКХиБ" (Потребитель) на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-3/122 от 01.04.2006, согласно п. 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома в помещениях, расположенных по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д.24, п.17. В соответствии с приложением N1 к договору N Г-3/122 от 01.04.2006 расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
На основании пунктов 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14 июля 2008 г., тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб.м. горячей воды.
Согласно письму Минрегиона России N 8166-РМ/07 от 02 мая 2007 г. "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги" применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб.м.) не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду.
С учетом изложенного Управлением УФАС России по г. Москве сделан вывод о нарушении ГУП ЭВАЖД ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП N 0704/012, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д.24, п.17, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений. В связи с этим Управлением ФАС России по г. Москве вынесено решение N 1-10-211/77-12 от 29 августа 2012 г.
На основании указанного решения Управление ФАС России по г. Москве выдано предписание, которым ГУП ЭВАЖД предписано в месячный срок с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП N 0704/012, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д.24, п.17, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений, а также совершить действия, направленные на осуществление расчетов с собственниками нежилых помещений за поставляемую горячую воду с ЦТП N 0704/012 по тарифам, утвержденным органом регулирования, уполномоченным на установление тарифов, на соответствующий календарный год и сообщить о выполнении настоящего предписания в адрес Московского УФАС России в течении пяти дней с даты окончания срока исполнения настоящего предписания.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.
ГУП ЭВАЖД занимает доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети, исходящей из ЦТП N 0704/012, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д.24, п.17.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунальной комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14 июля 2008 г., обязанность по подаче заявки на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования уполномоченный на установление соответствующих тарифов, возложена на организацию коммунального комплекса.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, при наличии у ГУП ЭВАЖД договоров с потребителями на горячее водоснабжение ГУП ЭВАЖД необходимо было обратиться в РЭК города Москвы с заявлением об установлении тарифов на горячее водоснабжение с приложением документов и обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14 июля 2008 г.
Согласно письму N 01-01-707/2 от 17 мая 2012 г. ГУП ЭВАЖД обращалось в РЭК города Москвы о согласовании в расчетах с собственниками и арендаторами нежилых помещений использование количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м воды равной 0,0745 Гкал.
Письмом N в62-02-2008/12 от 30 мая 2012 г. РЭК города Москвы уведомило ГУП ЭВАЖД о невозможности установления тарифа на горячее водоснабжение ввиду отсутствия документов и обосновывающих материалов.
В соответствии с представленными ГУП ЭВАЖД сведениями о расчетах за горячее водоснабжение с ИП Павловой Н.В., НОУ "ГУИ ДЖКХиБ", сумма, начисленная потребителям за период с января 2010 года по апрель 2012 года составила: ИП Павлова Н.В. - 20438,5 руб., НОУ "ГУИ ДЖКХиБ" - 5103739,48 руб.
Таким образом, действия ГУП ЭВАЖД по взиманию платы за услуги горячего водоснабжения без установления регулирующим органом тарифа на указанные услуги привело к ущемлению интересов собственников нежилых помещений.
При этом, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что непредставление в РЭК г. Москвы необходимых для рассмотрения вопроса об установлении тарифа документов не освобождает заявителя от обязанности оказывать услуги в соответствии с установленными тарифами.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган рассмотрел спор по тарифу, не отнесенный к предмету регулирования Федерального закона "О защите конкуренции", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст.110, 112 АПК РФ с ГУП ЭВАЖД подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы 18.03.2013 по делу N А40-147959/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ГУП ЭВАЖД в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147959/2012
Истец: ГУП ЭВАЖД
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Третье лицо: Региональная энергетическая компания г. Москвы, РЭК города Москвы