город Омск |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А46-31199/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2327/2013) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-31199/2012 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интер" (ИНН 5528020325, ОГРН 1035553006224) к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области о признании недействительным решения постановления от 19.12.2011 N 06500811РК0017734 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области - Никишина Наталья Борисовна, предъявлен паспорт, по доверенности N 7 от 24.07.2012 сроком действия на один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Интер" - Кустова Светлана Сергеевна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 27.05.2013 сроком действия на один год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интер" (далее по тексту - ООО "Интер", заявитель, Общество, плательщик страховых взносов) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области и Военному комиссариату Омской области о признании недействительным решения от 19.12.2011 N 06500811РК0017734 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2013 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя судом первой инстанции произведена замена заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области, заинтересованное лицо, Пенсионный фонд).
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.01.2013 производство по делу N А46-31199/2012 прекращено в части требования в отношении Военного комиссариата Омской области о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.12.2012 N 06500811РК0017734 в связи с отказом заявителя от требований в указанной части.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-31199/2012 заявленные ООО "Интер" требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным решение от 19.12.2011 N 06500811РК0017734 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что произведенные ООО "Интер" выплаты в пользу работников - застрахованных лиц в виде среднего заработка в период прохождения ими военных сборов, не подлежат включению на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в облагаемую страховыми взносами базу, а потому основания для вынесения у ГУ - Управление ПФ РФ в Омском районе Омской области в отношении Общества оспариваемого решения отсутствовали.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-31199/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указал, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ с 01.01.2011 в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", были внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Учитывая указанное, податель жалобы считает, что облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке производимые работникам в рамках трудовых отношений суммы среднего заработка, выплачиваемые в период прохождения ими военных сборов.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу Пенсионного фонда просил оставить без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ГУ - УПФ РФ в Омском районе Омской области была проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО "Интер" за первое полугодие 2011 года. По итогам проверки составлен акт N 06500830017390 от 09.11.2011.
19.12.2011 Пенсионным фондом принято решение N 06500811РК0017734 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым плательщик страховых взносов привлечен к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы в сумме 139 196 руб. 20 коп., Обществу начислены пени в сумме 38 377 руб. 11 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 695 981 руб.
В решении Пенсионный фонд указал, что Обществом допущено нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", выразившееся в необоснованном занижении налогооблагаемой базы при исчислении страховых взносов в виду того, что Общество не включило в налогооблагаемую базу выплаты, производимые работникам - застрахованным лицам в виде среднего заработка в период прохождения ими военных сборов.
ООО "Интер" считая данное решение недействительным и нарушающим права плательщика в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-31199/2012 заявленные ООО "Интер" требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Пенсионным фондом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 20 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N212-ФЗ).
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Как указано выше, основанием к вынесению Пенсионным фондом оспариваемого решения послужило то, что Общество не включило в налогооблагаемую базу выплаты, производимые работникам - застрахованным лицам в виде среднего заработка в период прохождения ими военных сборов.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что произведенные ООО "Интер" выплаты в пользу работников - застрахованных лиц в виде среднего заработка в период прохождения ими военных сборов, не подлежат включению на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в облагаемую страховыми взносами базу.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции и Общества являются неправомерными. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
При этом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Таким образом, учитывая положения указанных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2012 N ВАС-17305/12, от 19.10.2012 N ВАС-13062/12.
Таким образом, выводы Пенсионного фонда являются правомерными, следовательно, основания для признания недействительным решения от 19.12.2011 N 06500811РК0017734 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается, поскольку Пенсионный фонд в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-31199/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Интер" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области о признании недействительным решения от 19.12.2011 N 06500811РК0017734 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-31199/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Интер"
Ответчик: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, Военный комиссариат Омской области, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2327/13
05.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2327/13
14.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2327/13
13.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-31199/12