г. Москва |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А40-147980/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГУП ЭВАЖД
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2013 по делу N А40-147980/2012 судьи Блинниковой И.А.,
по заявлению ГУП ЭВАЖД (ОГРН 1037739324985, 121059, г.Москва, ул. 2-я Бородинская, дом 17)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве,
третье лицо: РЭК города Москвы,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Журавлев А.В. по доверенности от 26.12.2012; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГУП ЭВАЖД обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы России по Москве от 29.08.2012 по делу N 1-11-200/77-12 о нарушении ГУП ЭВАЖД ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением суда от 14.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу, что ГУП ЭВАЖД правомерно признан нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП абонента N 1015/038, расположенной по адресу: г.Москва, Удальцова, д. 85-6, путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений.
ГУП ЭВАЖД не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Ссылается на отсутствие в действиях заявителя вмененного нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 по делу N 5257/11, применение одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ФАС России проведена проверка соблюдения ГУП ЭВАЖД требований антимонопольного законодательства, оформленная актом от 11.11.2011 N 97.
На основании указанного акта Московским УФАС России в порядке п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N 1-10-200/77-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Комиссией Московского УФАС России вынесено решение N 1-10-200/77-12 от 29.08.2012 о признании ГУП ЭВАЖД нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП абонента N 1015/038, расположенной по адресу: г.Москва, Удальцова, д. 85-6, путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений.
В порядке ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Закона о защите конкуренции. 29.08.2012 ГУП ЭВАЖД выдано предписание о прекращении нарушения требований законодательства о защите конкуренции.
Считая вынесенные решение и предписание незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающими на заявителя дополнительны обязанности, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС России по г.Москве соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, отнесены к регулируемым.
В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены п. п. 47 - 49 Основ ценообразования.
Согласно п. 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Исходя из понятия "организация коммунального комплекса", приведенного в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ГУП является организацией коммунального комплекса. Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд собственников нежилых помещений, осуществляется на ЦТП N 1015/038.
Как установлено судом первой инстанции, между ГУП "ЭВАЖД" и ЗАО "Торговый дом "Перекресток" заключен договор на пользование коммунальными услугами от 01.03.2008 N Г-5/89, согласно пункту 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обязуется обеспечивать ЗАО "Торговый дом "Перекресток" услугами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения в помещениях, расположенных по адресу: ул. Удальцова, д. 85, к. 5.
В соответствии с Приложением N 1 к договору от 01.03.2008 N Г-5/89, расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб/Гкал.
Между ГУП "ЭВАЖД" и ЗАО "Фирма "Бит и Ко" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме от 20.03.2006 N Г-2/90, согласно п. 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обеспечивает оказание коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 дополнительного соглашения к договору от 01.01.2007 N Г-2/90, стоимость тепловой энергии, расходуемой на горячее водоснабжение помещений (строений) составляет произведение тарифа, установленного Региональной энергетической комиссией для данной категории потребителя и фактического показания индивидуального прибора учета тепла, а при его отсутствии - согласно порядку расчетов по общедомовому прибору учета, утвержденному постановлением Правительства города Москвы N 77-ПП от 10.02.2004 "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы".
Таким образом, ГУП "ЭВАЖД" выставляет счета ЗАО "Торговый дом "Перекресток", ЗАО "Фирма "Бит и Ко" за потребленную горячую воду исходя из расчета затрат тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (руб/Гкал).
Согласно заявлению ГУП ЭВАЖД, в период с 2010 по 2012 гг. по инициативе ГУП ЭВАЖД были установлены следующие тарифы: постановлением РЭК г. Москвы N 111 от 21.12.2009 установлены и введены в действие с 01.2010 года тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 399,7 руб./Гкал; постановлением РЭК г. Москвы N 259 от 27.12.2010 установлены и введены в действие с 01.2011 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 431,0 руб./Гкал.; постановлением РЭК г. Москвы N 114 от 28.11.2011 об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ГУП ЭВАЖД.
Статьей 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определена обязанность организации коммунального комплекса, каковой является ГУП разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунальной комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008, обязанность по подаче заявки на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования уполномоченный на установление соответствующих тарифов, возложена на организацию коммунального комплекса.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из положений ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов ГУП "ЭВАЖД" надлежит разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Таким образом, обязанность обращения в орган регулирования тарифов для установления тарифа на свои товары и услуги в размере, обеспечивающим эти финансовые потребности, относится на организацию коммунального комплекса. Это следует и из нормы п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обращение ГУП ЭВАЖД в РЭК г.Москвы за установлением тарифа по оказанию услуг теплоснабжения, не свидетельствует об исполнении им обязанности по обращению в уполномоченный орган за установлением тарифа на оказание услуг водоснабжения. Выставление счетов юридическим лицам за потребленную горячую воду исходя из расчета руб./Гкал. является незаконным.
Ссылка заявителя на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении от 18.10.2011 N 5257/11, является несостоятельной, поскольку предложенный подход допустим в случае, если организацией коммунального комплекса взимается оплата согласно одному из тарифов, установленных в целях оказания услуг на конкретном рынке, между тем как рынок оказания услуг теплоснабжения и рынок оказания услуг по водоснабжению являются разными.
Таким образом, ГУП ЭВАЖД правомерно признан нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП абонента N 1015/038, расположенной по адресу: г. Москва, Удальцова, д. 85-6, путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не усматривается. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2013 по делу N А40-147980/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147980/2012
Истец: ГУП ЭВАЖД
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия г. Москвы (РЭК г. Москвы), РЭК г. Москвы