г. Томск |
|
5 июня 2013 г. |
Дело N А27-1267/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи С. Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.04.2013 по делу N А27-1267/2013 (судья Ж. Г. Смычкова), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Краснобродская городская больница" (ОГРН 1024200544070, ИНН 4202006115) о взыскании 6 835,19 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - заявитель, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Краснобродская городская больница" (далее - Учреждение) о взыскании средств обязательного социального страхования, выплаченных по выданным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности, в размере 6 835,19 рублей.
Решением суда от 08.04.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Учреждения 6 835,19 рублей.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие возражений со стороны Учреждения относительно предъявленных к нему требований; на неподтверждение Учреждением наступления страховых случаев, на основании которых выданы листки нетрудоспособности.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена плановая проверка МБУЗ "Краснобродская городская больница" по соблюдению порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности за период с 01.06.2011 по 04.06.2012.
По результатам проверки составлен акт N 7 от 06.06.2012, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе выдача листков нетрудоспособности с нарушением пункта 14 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности).
Претензией от 30.08.2012 Фонд предложил МБУЗ "Краснобродская городская больница" возместить понесенные расходы по выплате страхового обеспечения.
Учреждением расходы не были возмещены.
В связи с этим Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения средств обязательного социального страхования, выплаченных по выданным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности, в размере 6 835,19 рублей.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что страховые выплаты, произведенные Фондом, осуществлены в рамках деятельности страховщика; прямая причинно-следственная связь и противоправность в действиях Учреждения отсутствует; оснований для привлечения Учреждения к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков не имеется.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пунктом 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, являются листок нетрудоспособности и в отдельных случаях справки установленной формы.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение) предусмотрено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также по временной нетрудоспособности, беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 Положения выплата пособий по социальному страхованию, а также финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности согласно пункту 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у них документов, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Поскольку Фонд принял к оплате листки нетрудоспособности, которые выданы не в установленном порядке, то в силу пункта 10 Положения ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет Фонд.
Следовательно, действия Учреждения по выдаче неправильно оформленных листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату.
Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ наделяет страховщиков правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Вместе с тем, наличие данного права не освобождает Фонд от доказывания обстоятельств, явившихся основанием для взыскания понесенных им убытков, поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в возмещении убытков.
В настоящем случае заявленная Фондом ко взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных Учреждением с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.
Таким образом, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Фактов отсутствия страховых случаев и вследствие этого необоснованности выдачи листков нетрудоспособности Фондом не доказано.
Указание Фонда на то, что выплаченная работодателем сумма пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежит возмещению учреждением здравоохранения в установленным порядке, а равно невозможности в силу объективных причин установить ни страхователем, ни страховщиком нарушений в порядке оформления листков нетрудоспособности лечебным учреждением, поскольку могут быть выявлены только в ходе специальных проверок медицинских организаций, нельзя признать обоснованной, поскольку доказательств отсутствия фактов страховых случаев как таковых, являющихся основанием для выдачи листка нетрудоспособности, наличия существенных и неустранимых нарушений при их оформлении, в материалы дела не представлено.
Непредставление Учреждением медицинских карт амбулаторных больных, отсутствие записей о направлении больного на врачебную комиссию, отсутствие в медицинских картах записей об осмотре больного само по себе не свидетельствует об отсутствии необходимости временного освобождения от работы лиц, которым выданы спорные листки нетрудоспособности.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установил, что убытки Фонда не находятся в причинной связи с действиями Учреждения, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют основания для применения ответственности в виде убытков в порядке статьи 15 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о признании Учреждением в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ предъявленных к нему требований обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку незаявление Учреждением возражений относительно допущенных нарушений при оформлении листков нетрудоспособности, не освобождает Фонд от доказывания убытков.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.04.2013 по делу N А27-1267/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1267/2013
Истец: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: МБУЗ "Краснобродская городская больница", муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Краснобродская городская больница"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12079/13
15.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3705/13
05.06.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3622/13
08.04.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1267/13