25 января 2011 г. |
А11-3903/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соловьевой М.В.,
судей Ершовой О.А., Кузнецова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Ю.А.,
с участием представителей:
от истца - Руденковой О.А. по доверенности от 20.12.2010 (сроком действия до 01.01.2012);
от ответчика - Ганишева А.В. по доверенности от 01.12.2010 (сроком на 1 год),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20 октября 2010 года по делу А11-3903/2010, принятое судьёй Ушаковой Е.П., по иску государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Владимирскому областному государственному учреждению здравоохранения "Областная клиническая больница" о взыскании 60 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Владимирскому областному государственному учреждению здравоохранения "Областная клиническая больница" (далее - ВОГУЗ "ОКБ") о взыскании 60 000 руб. ущерба вследствие неправомерного предъявления к оплате талонов N 1 родовых сертификатов.
Решением арбитражного суда от 20.10.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд не принял во внимание пункт 18 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 11н от 16.01.2008, которым утвержден Порядок и условия оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов (далее - Порядок) и разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Вывод суда о том, что беременные женщины получили платные услуги вне территориальной поликлиники, является ошибочным, поскольку специализированные исследовательские лаборатории консультативной поликлиники, в которых были оказаны платные услуги, также относятся к областной клинической больнице.
Кроме того, факт оказания беременным женщинам медицинских услуг на платной основе, а также наличия договоров на оказание платных медицинских услуг ответчиком не оспаривается.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу от 14.01.2010, в котором просит суд оставить жалобу без удовлетворения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм действующего законодательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, что 11.02.2009 между ГУ Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и Владимирским областным государственным учреждением здравоохранения "Областная клиническая больница" заключен договор N 18 об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Фонд на основании решения от 16.11.2009 N 65 провел проверку ВОГУЗ "ОКБ" по организации учета и хранения, обоснованности выдачи и предъявления к оплате родовых сертификатов за период с 01.01.2009 по 31.10.2009.
Результаты проверки отражены в справке о проведенной проверке учреждения здравоохранения по организации учета, хранения, обоснованности выдачи родовых сертификатов N 75 от 16.12.2009.
Проверкой установлено, что за проверяемый период Учреждением предъявлен к оплате талон N 1 родовых сертификатов в количестве 20 штук на сумму 60 000 руб., выданных женщинам, которым были оказаны платные медицинские услуги.
19.01.2010 фондом вынесено решение N 1 о возврате суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате, в пункте 1 которого указано, что сумма в размере 60 000 руб. оплате не подлежит.
Учреждение в добровольном порядке денежные средства в размере 60 000 руб. Фонду не возвратило.
Фонд, полагая, что ВОГУЗ "ОКБ" необоснованно предъявило к оплате 20 вышеуказанных талонов N 1 родовых сертификатов, обратилось в арбитражный суд с требованием об обратном взыскании необоснованно уплаченных учреждению денежных средств.
Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемый в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 N 913, включает необходимые виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно.
Указанной Программой предусмотрено, что амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем она включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходимым для ее надлежащего оказания.
Одной из таких государственных программ является система родовых сертификатов, позволяющая оказать учреждениям здравоохранения дополнительную финансовую поддержку, стимулирующую их на оказание более качественных медицинских услуг.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Фонд за счет перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона осуществляет в объемах, предусмотренных Приложениями 3 и 4 к настоящему Федеральному закону, оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3 000 рублей, в период родов и послеродовом периоде в сумме 6 000 рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги.
В соответствии с пунктом 18 Порядка не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда талоны родовых сертификатов за медицинские услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.
Из объяснительной записки заместителя главного врача ОКБ Лекишвили Н.В. по результатам проверки от 16.12.2009 следует, что все беременные женщины получили платные услуги вне территориальной поликлиники, к которой они прикреплены, за рамками утвержденного стандарта и по собственной инициативе.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие двойную оплату оказанных услуг за счет средств пациентов и Фонда, что оказанные услуги входят в объем бесплатной медицинской помощи, определенной Программой государственных гарантий и государственным или муниципальным заказом на 2009 год.
Поскольку оказанные 20 женщинам платные услуги не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой женщинам в период их беременности, оснований для отказа в оплате родовых сертификатов, предъявленных ВОГУЗ "ОКБ", не имеется.
Недоказанность исковых требований истцом является основанием для отказа в удовлетворении иска (статья 65 АПК РФ).
Неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, судом не допущено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от "20" октября 2010 года по делу А11-3903/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3903/2010
Истец: Государственное учреждение-Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ г. Владимир
Ответчик: Владимирское областное государственное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница"
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7401/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7401/11
11.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1144/11
25.01.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6371/10