г. Хабаровск |
|
05 июня 2013 г. |
Дело N А04-514/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Тихоненко А.А., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест", ОГРН 1022800516540: Адрианов П.Н., представитель по доверенности от 20.05.2013; Федорова И.П., представитель по доверенности от 07.02.2013 N 3-02/13;
от государственного бюджетного учреждения Амурской области "Норский лесхоз", ОГРН 1102807000350: не явились;
от Управления лесного хозяйства Амурской области, ОГРН 1082801011413: не явились;
от Государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза", ОГРН 1072801001129: не явились;
от Государственного казенного учреждения Амурской области "Норское лесничество", ОГРН 1082807000066: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" на решение от 22.03.2013 по делу N А04-514/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Заноза Н.С.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест"
к государственному бюджетному учреждению Амурской области "Норский лесхоз"
о взыскании 340 232 руб. 54 коп.
третьи лица: Управление лесного хозяйства Амурской области, Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза", Государственное казенное учреждение Амурской области "Норское лесничество"
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" (далее - ООО "СК "Востокстройинвест", истец, общество; г. Благовещеннск) с иском к государственному бюджетному учреждению Амурской области "Норский лесхоз" (далее - ГБУ Амурской области "Норский лесхоз", ответчик, лесхоз) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по предоставлению рабочей силы и техники на тушение лесных пожаров от 01.06.2012 в размере 340 232 руб. 54 коп.
Определениями от 31.01.2013, от 21.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление лесного хозяйства Амурской области, Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (далее - ГАУ "Амурская авиабаза"), Государственное казенное учреждение Амурской области "Норское лесничество" (далее - ГКУ "Норское лесничество").
Решением от 22.03.2013 в удовлетворении иска отказано.
ООО "СК "Востокстройинвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что между сторонами договора с момента возникновения у истца прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 08.02.2010 N 134 договоры на оказание услуг по предоставлению рабочей силы и техники на тушение лесных пожаров заключались ежегодно на идентичных условиях и затраты истца ежегодно возмещались ГУП "Норский лесхоз" при этом ежегодно распоряжения о выполнении работ по договорам отдавались руководителем ГКУ "Норское лесничество" Тарамуриным А.В., ссылается на предписание от 05.05.2011 N 1138, указывает, что по сложившейся между истцом и ответчиком практике руководитель ответчика ни разу не выдавал исполнителю письменные распоряжения либо устные заявки на оказываемые услуги, от ответчика не поступал отказ от услуг исполнителя в 2012 году, все услуги оформлялись составлением актов, ссылается на письменные показания мастера участка ООО "СК "Востокстройинвест" Чистякова Н.С. от 14.03.2013, в удовлетворении устного ходатайства о допросе которого суд первой инстанции отказал; указывает, что истцу не было сообщено о заседании оперативного штаба 27.06.2012; указывает, что фактическое оказание услуг подтверждено приобщенными к материалам дела табелями учета рабочего времени, путевыми листами.
ГАУ "Норский лесхоз", ГКУ "Норское лесничество", ГАУ "Амурская авиабаза" представлены отзывы на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании представители истца настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили. ГКУ "Норское лесничество", ГАУ "Амурская авиабаза" представлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайства удовлетворены судом.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителей истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела установлено, что 01.06.2012 между ООО "СК "Востокстройинвест" (исполнитель) и ГУП "Норский лесхоз" (правопреемником которого является в ГАУ "Норский лесхоз") (заказчик) заключен договор об оказании услуг по предоставлению рабочей силы и техники на тушение лесных пожаров.
Согласно пункту 1.1 названного договора предусмотрено, что исполнитель обязуется в течение срока действия данного договора по поручению заказчика оказать ему услуги по предоставлению рабочей силы и технических средств (далее - рабочая группа и техника) для осуществления комплекса мероприятий по предотвращению и ликвидации пожаров в лесах, расположенных в границах ГУ Амурской области "Норское лесничество", а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1.2 договора установлено, что количество, состав, сроки предоставления рабочей группы и техники определяются в соответствии с "Планом привлечения рабочей силы и техники на тушение лесных пожаров" для тушения лесных пожаров на землях лесного фонда ГУ Амурской области "Норское лесничество" утвержденном Главой администрации Селемджинского района.
Оплата выполненных услуг производится заказчиком после подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг на основании выставленного счета исполнителя не позднее 30 (тридцати) дней с момента подписания акта приёмки выполненных услуг, после оплаты затрат по тушению данного лесного пожара ГАУ "Авиабаза" (пункт 4.1 договора).
27.06.2012 в 14 час. 31 мин. в ООО "СК "Востокстройинвест" поступило письмо ГКУ "Норское лесничество" от 27.06.2012 N 359, в котором сообщалось, что по данным спутникового мониторинга от 27.06.2012 в квартале 216 Меунского участкового лесничества, арендного участка ООО "СК "Востокстройинвест", возник лесной пожар, в соответствии с пунктом 13 подпунктами ж, з договора аренды лесного участка от 08.02.2010 N 134 указано на обязанность немедленно приступить к тушению лесного пожара и обеспечить передачу данных о количестве работников, технических средств, участвующих в тушении, дежурному ГУП "Норский лесхоз".
26.07.2012 истец обратился к ответчику с письмом N В-78/12, в котором просил оплатить услуги по тушению пожара, с приложением табелей учета рабочего времени, путевых листов, калькуляции, акта выполненных работ.
Ответчик письмом от 10.08.2012 N 154 сообщил истцу, что пожар находился на арендуемой обществом территории, ГУП "Норский лесхоз" в тушении пожара участия не принимало, затраты в ГАУ "Амурская авиабаза" не отправлялись.
31.08.2012 истец обратился к ответчику с претензией N В-86/12 об оплате задолженности в сумме 340 232 руб. 54 коп.. вновь приложив табеля учета рабочего времени, путевые листы, калькуляцию, акт выполненных работ, а также копию договора от 01.06.2012, письма ГУП "Норский лесхоз" N 154.
Поскольку претензия не была удовлетворена, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг, правоотношения сторон урегулированы правилами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно приобщенному к материалам дела протоколу заседания оперативного штаба Селемджинского района по тушению лесных пожаров от 27.06.2012, утвержденному исполняющим обязанности главы администрации Селемджинского района (т. 1 л.д.140-141), оперативным штабом принято решение о нецелесообразности тушения пожара, в том числе в квартале N 216 Меунского участкового лесничества.
Письмо от 27.06.2012 N 359, обязывающее истца приступить к тушению лесного пожара в квартеле 216, было направлено Государственным казенным учреждением Амурской области "Норское лесничество", которое не является заказчиком по договору от 01.06.2012.
Ссылки истца на то, что в обычной практике сторон распоряжения о тушении пожаров давались ГКУ "Норское лесничество", не подтверждены доказательствами в порядке статьи 65 АПК РФ.
Копия предписания от 05.05.2011 N 1138 таким доказательством не является, поскольку данный документ подписан руководителем районного штаба по борьбе с лесными пожарами Смирновым А.А.
Ссылка истца на пояснения Чистякова Н.С. (т. 1 л.д. 76) не может быть принята апелляционным судом, поскольку названные пояснения не соответствуют требованиям статьи 68 АПК РФ, в суде апелляционной инстанции ходатайство о допросе названного лица в качестве свидетеля истцом не заявлялось.
Суд первой инстанции дал толкование условий договора от 01.06.2012 по правилам статьи 431 ГК РФ и пришел к выводу, что в обязанность ответчика входило только оказание услуг по предоставлению рабочей силы и технических средств по поручению ответчика, а не оказание услуг по тушению лесных пожаров.
Установлено, что ООО "СК "Востокстройинвест" является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от 08.02.2010 г. N 134, заключенного с Управлением лесного хозяйства по Амурской области.
По условиям названного договора арендуемый ООО "СК "Востокстройинвест" лесной участок площадью 86822,0 га находится в государственной собственности, имеет местоположение: Амурская область, Селемджинский район, ГУ Амурской области "Норское лесничество", Меунское участковое лесничество. Лесной участок является частью лесного участка под кадастровым номером ГУ Амурской области "Норское лесничество" 28:22:000000:0045.
Пунктом 11 договора аренды предусмотрены обязанности на арендатора, в том числе, обязанность обеспечивать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, возникших на арендуемом лесном участке, в местах разрабатываемых лесосек и действующих лесных дорог за счет собственных сил и средств; в целях своевременного обнаружения и тушения лесных пожаров обеспечить организацию и осуществление авиационных работ по охране и защите лесов на арендуемом лесном участке, в том числе путем заключения договоров со специализированными организациями, осуществляющими авиационные работы по охране и защите лесов; на других территориях земель лесного фонда и земель иных категорий оказывать по требованию руководителей лесничеств и органов местного самоуправления помощь в тушении лесных пожаров на договорной основе; обеспечивать сбор и ежедневную передачу соответствующим структурным подразделениям подведомственных управлению лесного хозяйства Амурской области учреждений и органам местного самоуправления сведений обо всех возникающих и действующих на арендуемой территории лесных пожарах, о количестве работников и технических средств, участвующих в тушении, и необходимых мерах по ликвидации данных пожаров (подпункты "ж", "з").
В силу статей 51 - 53, 53.1, 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иными федеральными законами.
На лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности в соответствии с указанными статьями ЛК РФ осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (пункт 3 статьи 53.1 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
На момент заключения истцом и ответчиком договора об оказании услуг по предоставлению рабочей силы и техники на тушение лесных пожаров на 2010-2011 годы подпункты "в" и "г" пункта 13 Правил N 417 в редакции до 05.05.2011 предусматривали, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 N 343 эти же пункты Правил N 417 (действующие в данной редакции с 24.05.2011) возлагают на этих же лиц следующие обязанности:
в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Таким образом, с 24.05.2011 на арендаторов участков лесного фонда не может быть возложена обязанность по тушению лесных пожаров.
Статьей 53.4 ЛК РФ установлено, что тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В соответствии с разъяснениями Федерального агентства лесного хозяйства от 27.03.2012 N ЮД-03-54/3098 под тушением пожара понимаются действия, направленные на прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения.
Таким образом, недопущение распространения лесного пожара, которое должно осуществляться арендатором, не предполагает локализацию лесного пожара, в том числе, непосредственное воздействие на кромку пожара, поскольку действия арендатора в данном случае должны осуществляться на территориях, граничащих с участками лесного фонда, где произошло возгорание. В этой связи принятие мер по недопущению распространения лесного пожара не может расцениваться в качестве тушения пожара.
Согласно пункту 4 Правил N 417 привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Согласно статье 7 названного Федерального закона ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
На лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности (противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, поскольку охрана лесов законом (статьями 51 - 53 ЛК РФ) возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, учитывая правило, содержащееся в пункте 2 статьи 53.4 ЛК РФ, подпункте "г" пункта 13 Правил N 417, а также несовпадение по своей сути понятий "тушение пожара" и "недопущение распространения лесного пожара", суд пришел к верному выводу, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами.
Истцом не представлены доказательства того, что тушение пожара в квартале 216 производилось по поручению ответчика.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика не возникло обязательство по оплате понесенных истцом затрат, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены.
Нарушение судом норм материального или процессуального права, влекущее отмену судебного акта в любом случае, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 22.03.2013 по делу N А04-514/2013 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
А.А. Тихоненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-514/2013
Истец: ООО "Строительная компания "Востокстройинвест"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Норский лесхоз"
Третье лицо: ГКУ Амурской области "Норское лесничество", Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза", Управление лесного хозяйства Амурской области