Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 февраля 2008 г. N КА-А40/14416-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2008 г.
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Московской южной таможни, связанных с отказом возвратить 7427500 рублей таможенных сборов.
Решением от 23.10.07 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Требования о проверке законности решения от 23.10.07 в кассационной жалобе общества основаны на том, что норма права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции применена неправильно.
Отзыв на кассационную жалобу Московской южной таможней не направлен.
Судебное разбирательство по кассационной жалобе изначально было назначено на 17.01.08 на 12 часов 35 минут. В судебном заседании дважды объявлялся перерыв. Кассационная жалоба рассмотрена в судебном заседании, которое состоялось 30.01.08 в 16 часов 45 минут. При этом рассмотрены и заявленные обществом ходатайства о приостановлении производства по делу, направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации. По результатам рассмотрения ходатайств вынесено определение.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель Московской южной таможни объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы несостоятельны.
Проверив законность решения от 23.10.07, в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя в том числе и из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение подлежит оставлению без изменений по следующим мотивам.
Предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции являлась законность действий Московской южной таможни, связанных с отказом возвратить 7427500 рублей таможенных сборов.
Об отказе возвратить таможенные сборы Московской южной таможней в адрес общества 27.06.07 направлено письмо N 17-10/7842 согласно которому таможенный орган, сославшись на статьи 357.7, 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), исходил из того, что таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление при декларировании товаров. Письмом ФТС от 29.12.04 N 01-06/12890 разъяснено, что при периодическом временном декларировании таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и полной).
В удовлетворении заявленного требования судом первой инстанции отказано.
Суд кассационной инстанции, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 137 Кодекса упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не противоречит осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
В силу пункта 2 статьи 138 Кодекса после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. При этом декларантом представляются полные и достоверные сведения, необходимые для окончательного таможенного контроля в отношении ввозимых (вывозимых) товаров. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (пункт 3 статьи 138 Кодекса).
На оснований пункта 4 статьи 138 Кодекса во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Кодекса таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 Кодекса к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 Кодекса (пункт 1 статьи 357.3 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 357.6 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу пункта 1 статьи 124 Кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
С учетом названных норм права суд правомерно исходил из того, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
Письмом от 29.12.04 N 01-06/12890 Федеральная таможенная служба разъяснила, что при периодическом временном декларировании таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и полной).
Таким образом, поскольку уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, суд сделал обоснованный вывод, что таможенный сбор за таможенное оформление уплачивается отдельно за подачу временной и полной таможенных деклараций.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, доводы участвующих в деле лиц во взаимосвязи с указанными нормами, суд пришел к правильному выводу, что общество должно уплачивать сборы за таможенное оформление при подаче каждой таможенной декларации и правомерно отказал обществу в удовлетворении требований.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 23 октября 2007 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-43767/07-21-298 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Газпром нефть" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2008 г. N КА-А40/14416-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании