город Воронеж |
|
6 июня 2013 г. |
Дело N А64-610/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области: Мещеряковой М.Ю., представителя по доверенности N 54 от 03.04.2013;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного автономного физкультурно-спортивного учреждения "Профессиональный хоккейный клуб "Тамбов": Храпцова В.Н., представителя по доверенности б/н от 24.05.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2013 N А64-610/2013 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконным решения от 20.12.2012 по делу N А3-14/12,
УСТАНОВИЛ:
Управление по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области (далее также - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области) с требованием о признании незаконным решения от 20.12.2012 по делу N А3-14/12.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Тамбовского областного государственного автономного физкультурно-спортивного учреждения "Профессиональный хоккейный клуб "Тамбов".
Решением суда от 21.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Порядком предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства установлено, что организация размещения заказов на выполнение изыскательных, проектных и (или) строительных работ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 94-ФЗ и Федеральным законом N 223-ФЗ, то есть автономные учреждения при размещении заказа руководствуются Федеральным законом N 223-ФЗ. На момент размещения на сайте информации о проведении аукциона ТОГАФСУ "ПКХ "Тамбов" не было наделено полномочиями заказчика строительства объекта. Объекта строительства не существовало ни в одной из областных программ. Таким образом, аукцион нельзя признать размещенным и состоявшимся. Антимонопольным органом были необоснованно применены положения Федерального закона N 94-ФЗ. Решения затрагивает права и законные интересы Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области в сфере проведения торгов по строительству объекта, необоснованно указывая на обязательность проведения Управлением торгов в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области указывает, что заявителем не доказано каким образом нарушены его права и законные интересы принятым решением. Оспариваемый акт может нарушить лишь права и законные интересы заказчика, но не права Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области, в отношении которого решение не принималось. Факт размещения информации на сайте свидетельствует о инициализации процедуры торгов. Факт размещения документации и подачи заявки, принятии ее организатором торгов также свидетельствует о том, что аукцион был инициирован. Факт того, что заказчик является автономным учреждением не свидетельствует, что должны применять положения Закона о закупке. Имущество автономного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, собственником имущества является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Следовательно, закупка работ по строительству крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово осуществлялась для нужд Тамбовской области. Закупка работ по строительству катка осуществлялась не в целях удовлетворения нужд Учреждения.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, приказом N 34 от 02.11.2012 ТОГАФСУ ПХК "Тамбов" на основе Положения о закупке товаров, работ и услуг была утверждена документация об открытом аукционе N 2 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта "Строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Уварово".
ТОГАФСУ ПХК "Тамбов" на своем официальном сайте http:// hctambov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.11.2012 разместило извещение N 3 о проведении открытого аукциона на выполнение работ по строительству крытого катка с искусственным льдом в г. Уварово и документацию о закупке N 3 на право заключения договора на строительство объекта: "строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Уварово" (л.д. 125-133).
В соответствии с информационным паспортом аукциона (л.д. 128) заказчиком являлось ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов"; предмет аукциона - право на строительство объекта: "строительство крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово"; место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок - г.Тамбов, ул.Советская, 134, с 06.11.2012 по 26.11.2012 до 11.00 час.; место, день и время рассмотрения заявок - г.Тамбов, ул.Советская, 134, в 11.00 час. (время московское) 26.11.2012; место, дата и время проведения аукциона - г.Тамбов, ул. Советская, 134, 10.00 час. (время московское) 06.12.2012 г.
22.11.2012 ООО "СтройХолдинг" подало заявку на участие в открытом аукционе на право строительства объекта "Строительство крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово.
Данная заявка была принята 22.11.2012 в 16.40 час, о чем сделана отметка на заявке (л.д.133).
Когда представитель ООО "СтройХолдинг" 06.12.2012 в назначенное время (10.00 час.) прибыл к месту проведения аукциона (г. Тамбов, ул.Советская, 134), то оказалось, что он был единственным участником аукциона, но представителей заказчика не было и аукцион не проводился.
Так как ООО "СтройХолдинг" не получило отказа на участие в открытом аукционе, заказчик указанный аукцион не провел и не сообщил обществу о его отмене или переносе, то общество 06.12.2012 обратилось в УФАС с жалобой на действия заказчика.
Рассмотрев поступившую жалобу, УФАС по Тамбовской области установило, что организатором торгов ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" нарушен порядок проведения торгов, предусмотренный Положением о закупке товаров, работ, услуг.
На основании выявленных нарушений антимонопольный орган 20.12.2012 принял решение, в соответствии с которым жалоба ООО "СтройХолдинг" признана обоснованной; заказчик ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" признан нарушившим порядок проведения торгов, предусмотренный Положением о закупке товаров, работ, услуг ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов". Организатору торгов ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" было предписано выдать предписание об аннулировании торгов в установленном законодательством порядке с обязательным размещением соответствующей информации на сайте ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" и оповещением всех заинтересованных лиц.
ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" данное предписание было выполнено.
Считая решение антимонопольного органа от 20.12.2012 незаконным, Управление по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что права и законные интересы Управления оспариваемым решением нарушены не были.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч.1 ст.1 Федерального закона N94-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 9 Закона N94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Под государственными нуждами следует понимать обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации) (ст. 3 Закона N94-ФЗ).
При этом, для распространения действия названного закона на правоотношения сторон следует установить наличие потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, а также использование средств бюджетов или внебюджетных источников финансирования.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что источником финансирования контракта являются средства федерального и областного бюджета.
Так, перечень строек, объектов строительства, в том числе проектной документации, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств областного бюджета, предельные объемы бюджетных ассигнований утверждается Областной адресной инвестиционной программой (далее - ОАИП).
Строительство объекта "Ледовый дворец в г.Уварово" включено в областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Тамбовской области на 2009-2015 года".
В областной адресной инвестиционной программе значится в качестве утвержденного объекта - строительство ледового дворца в г.Уварово (л.д.112).
В качестве заказчика указано - ТОГАУ "Профессиональный хоккейный клуб "Тамбов".
С учетом данных документов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что "строительство крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово" вошло в строительство ледового дворца в г.Уварово.
Доказательств обратного, а также того, что строительство крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово регламентировалось иными положениями закона в материалах дела не имеется.
Доказательств того, что строительство крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово осуществлялось за счет ТОГАУ "Профессиональный хоккейный клуб "Тамбов" в материалах дела также не имеется, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
В соответствии с техническим заданием (л.д. 129) крытый каток с искусственным льдом в г. Уварово предназначен для проведения учебно-тренировочных занятий по хоккею и фигурному катанию и проведению оздоровительных мероприятий с населением, а также соревнований не выше областного масштаба.
В крытом катке планируется проведение, в том числе, свободное (массовое) катание на коньках.
В крытом катке запроектированы: спортивный зал с ледовым покрытием, помещение для тренеров, помещение для хранения спортивного инвентаря, медицинский кабинет, административно-бытовые помещения (кабинет директора, административные помещения для главного инженера и бухгалтерии), технические помещения, зал общефизической подготовки, хореографический класс, кафетерий на 24 посадочных места.
При зале ледовой арены запроектированы трибуны на 476 зрительных мест.
Как подтверждается материалами дела, аукцион был проведен ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" (заказчик) по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Пунктом 3 ч.4 ст.1 Закона о закупках предусмотрено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом N94-ФЗ.
Уставом ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" не предусмотрена деятельность, приближенная к строительству крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово, как и деятельность, связанная со строительством (п. 2.1-2.4 Устава л.д. 53).
Наблюдательным советом ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" 27.01.2012 утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг (л.д. 18-36).
В соответствии с пунктом 1.2. данного Положения целями его являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика (ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов").
Пункт 1.3. Положения определяет, что под закупкой понимается процесс размещения заказа и выбор поставщика, исполнителя, подрядчика с целью заключения с ним договора для удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Таким образом, основополагающим моментом является "удовлетворения потребностей заказчика".
С учетом финансирования строительства катка из средств федерального и областного бюджета, масштабности строительства, несоответствия строительства объекта целям деятельности ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов", определенным в уставе, суд апелляционной инстанции полагает, что строительство объекта в данном случае не может быть охарактеризовано исключительно как "для удовлетворения потребностей заказчика", поскольку масштабы строительства и его финансирование выходят за пределы уставных задач заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: в том числе хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Из материалов дела следует, что учредителем ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" является Управление по физической культуре, спорту и туризму области (постановление Администрации Тамбовской области N 4 от 19.01.2012 - л.д. 46-47).
В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее закон) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Из существа проведенного аукциона не следует, что строительство объекта было основано на нуждах заказчика.
На основании вышеизложенных выводов, судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает, что применение к данным отношениям Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ и услуг является необоснованным и противоречащим существу возникших отношений по строительству.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции не было приведено объективных доказательств, свидетельствующих, что строительство спорного объекта было осуществлено исключительно в целях реализации уставных функций ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов".
Таким образом, в целях реализации программы по строительству крытого катка с искусственным льдом в г.Уварово и выполнения лицами работ для государственных нужд (проектирование, изготовление, установка, монтаж дорожных знаков), уполномоченным органом должно было производиться размещение заказа с соблюдением порядка, установленного законом N 94-ФЗ.
В этой связи, антимонопольным органом обоснованно были применены положения Закона о размещении заказов, поскольку рассматриваемый аукцион должен проводиться в соответствии с требованиями вышеуказанного закона.
Поскольку целью заключения договора на строительство в приоритете является удовлетворение государственных (муниципальных) нужд, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта, ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" неправомерно проводило закупку в соответствии с Законом о закупке, что нашло отражение в Документации N 3 (л.д. 125-127).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Учитывая, что аукцион был фактически проведен, что подтверждают факт размещения на сайте документации и принятия заявки, а при его проведении в основу был положен закон, которые не мог регулировать возникшие отношения, это могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Допущенные ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" нарушения установленной законодательством процедуры аукциона, могли привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Поскольку торги были проведены ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" в нарушение положений Закона N 94-ФЗ, заказчик был обоснованно признан нарушившим порядок проведения торгов.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Постановлением главы администрации Тамбовской области от 16.07.2012 N 51 утверждено Положение об управлении по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области.
Управление обладает правами юридического лица, имеет смету, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства по Тамбовской области (п.1.3 Положения).
Функции и полномочия учредителя ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" переданы Учреждению осуществляет управление по физической культуре, спорту и туризму области (п.1.5).
При этом, Управлению законодательно не представлено право выступать от имени и в защиту другого юридического лица.
Оспариваемое в настоящем деле решение антимонопольного органа вынесено на основании рассмотрения жалобы ООО "СтройХолдинг" в отношении ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов".
Права и законные интересы Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области настоящим решением не затронуты, поскольку ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" является самостоятельным юридическим лицом: некоммерческой организацией - областным государственным автономным физкультурно-спортивным учреждением.
Автономные учреждения не финансируются собственником, а самостоятельно получают и расходуют свои доходы. Автономные учреждения создаются в медицинской, образовательной, культурной сферах.
В соответствии с федеральным законом от 30.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в субсидиарном порядке.
Пункт 1.7 Устава ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" определяет, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Круглую печать с изображением Государственного герба РФ. Угловой штамп и бланки со своим полным наименованием (л.д. 50).
Таким образом, поскольку Управление и ТОГАФСУ "ПХК "Тамбов" являются самостоятельными юридическими лицами, оспариваемое решение антимонопольного органа не нарушает прав и законных интересов Управления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об отсутствии оснований для признания незаконным решения антимонопольного органа от 20.12.2012 по делу N А3-14/12.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2013 по делу N А64-610/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-610/2013
Истец: Управление по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области, Управление по физической культуре,спорту и туризму Тамбовской обл.
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, УФАС по Тамбовской области
Третье лицо: ТОГАУ "ПХК "Тамбов", ТОГАФСУ "ПХК"Тамбов"