город Ростов-на-Дону |
|
06 июня 2013 г. |
дело N А32-13452/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Горячий Ключ
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Нигоев Р.А.)
от 21 марта 2013 года по делу N А32-13452/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" (ОГРН 10823305000095, ИНН 2305025123)
к администрации муниципального образования город Горячий Ключ
при участии третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации, выразившегося в письменном ответе от 19.04.2010 N 101-1439/10-01-18, в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:41:1017001:372, площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), предназначенного для строительства, и земельного участка с кадастровым номером 23:41:1017001:373, площадью 670 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), предназначенного для целей, не связанных со строительством, и обязании администрации обществу проект договора аренды указанных земельных участков сроком на пять лет (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 21.03.2013 суд признал незаконным отказ администрации, выразившийся в письменном ответе от 19.04.2010 N 101-1439/10-01-18, в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:41:1017001:372, площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), предназначенного для строительства, и земельного участка с кадастровым номером 23:41:1017001:373, площадью 670 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), предназначенного для целей, не связанных со строительством.
Суд также обязал администрацию направить обществу проект договора аренды указанных земельных участков. В удовлетворении требования заявителя в части установления срока договора аренды отказано.
В обоснование принятого решения суд указал, что заявителем соблюдены все установленные законом процедуры, предшествующие получению в аренду испрашиваемых земельных участков. Информация о предстоящем предоставлении спорных земельных участков была заблаговременно опубликована в средствах массовой информации, заявок от сторонних лиц, помимо заявки общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" подано не было. Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае" спорные земельные участки по ул. Ярославского (район Водозабора) в г. Горячий Ключ не входят в зоны горно-санитарной охраны, на которых запрещается размещение каких-либо объектов и сооружений, использование которых может привести к загрязнению окружающей среды.
Отказ в части установления срока договора аренды мотивирован тем, что срок договора аренды является преддоговорной процедурой и решается сторонами путем переговоров.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а также законодательными актами, принятыми в его развитие, не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления принимать решение о предоставлении участка под строительство после прохождения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2009 году общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" обратилось в администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ с заявлением от 14.04.2009 N 20 о выделении ему земельного участка площадью 0,5 га, расположенного на пересечении улиц Ярославской и Промышленной в г. Горячий Ключ и предварительном согласовании мест размещения объекта (т. 1, л.д. 125).
В дополнение к указанному заявлению обществом с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" была подана декларация о намерениях с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, с указанием размера и назначения земельного участка (т. 1, л.д. 127-128).
Впоследствии обществом с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" были пройдены согласования на предмет разрешенного использования земельного участка для строительства по ул. Ярославской (район Водозабора), а также получены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (т. 1, л.д. 91, 92, 101-112).
Протоколом заседания межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории г. Горячий Ключ N 10 от 10.06.2009 было принято решение о формировании земельного участка, ориентировочной площадью 0,05 га, по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район Водозабора), для размещения автомоечного комплекса и предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" в аренду с предварительным согласованием мест размещения объекта (т. 1, л.д. 99-100).
23.07.2009 Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Горячий Ключ утвержден проект границ N 162 земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 670 кв. м (т. 1, л.д. 85-86).
Администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ в газете "Горячий Ключ" от 23.07.2009 N 88 (12112) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), ориентировочной площадью 670 кв. м для целей благоустройства территории (т. 1, л.д. 113-114).
Администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ в газете "Горячий Ключ" от 12.09.2009 N 110 (12134) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с предварительной стадией согласования места размещения объекта обществу с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" для размещения автомойки легковых автомобилей на земельном участке по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), площадью 0,05 га (т. 1, л.д. 114-116).
Постановлением администрации муниципального образования г. Горячий Ключ от 02.09.2009 N 2461 было принято решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" места размещения автомоечного комплекса на земельном участке площадью 500 кв. м и утвержден акт выбора земельного участка (т. 1, л.д. 87, 93-96).
Постановлением администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края от 16.12.2009 N 3446 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район Водозабора), площадью 670 кв. м, в кадастровом квартале 23:41:1017001, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для целей благоустройства территории (без права капитального строительства) (т. 1, л.д. 82).
Постановлением администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края от 16.12.2009 N 3448 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район Водозабора), площадью 500 кв. м, в кадастровом квартале 23:41:1017001, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для размещения мойки легковых автомобилей (т. 1, л.д. 75-77).
В целях формирования земельных участков общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" был утвержден межевой план и изготовлено землеустроительное дело (т. 1, л.д. 50-72).
Испрашиваемые земельные участки 14.01.2010 поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров 23:41:1017001:372 (площадь 500 кв. м) и 23:41:1017001:373 (площадь 670 кв. м) (кадастровые паспорта земельных участков от 14.01.2010) (т. 1, л.д. 36-38).
Впоследствии общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" 04.02.2010 обратилось в администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ с заявлениями о предоставлении ему в аренду сроком на 5 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:1017001:372, площадью 500 кв. м и 23:41:1017001:373, площадью 670 кв. м, расположенных в г. Горячий Ключ по ул. Ярославского (район Водозабора) (т. 1, л.д. 48-49).
Письмами от 12.02.2010 и от 09.03.2010 администрация муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края сообщила заявителю о том, что предоставление земельных участков для испрашиваемых целей не представляется возможным в связи с необходимостью размещения на данной территории объектов муниципального значения (МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство") (т. 1, л.д. 44, 46).
Впоследствии письмом от 19.04.2010 администрация муниципального образования г. Горячий Ключ предложила обществу принять участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды спорных земельных участков (т. 1, л.д. 40).
Указывая на незаконность отказа уполномоченного органа в предоставлении в аренду сроком на 5 лет испрашиваемых земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (подпункт 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьей 6, а также пунктами 1, 3, 5 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" к лечебно-оздоровительным местностям могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
В пунктах 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" закреплено, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 "Об утверждении Положений о курортах краевого значения" утверждено Положение о курорте краевого значения Горячий Ключ.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о курорте краевого значения Горячий Ключ, курорт Горячий Ключ расположен в Краснодарском крае и является курортом краевого значения в границах и с режимом округа горно-санитарной охраны курорта.
Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ утверждает глава администрации Краснодарского края (пункт 1.3 Положения о курорте краевого значения Горячий Ключ).
Предоставление земельных участков для строительства объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в пределах территории курорта Горячий Ключ, а также застройка территории курорта Горячий Ключ осуществляются в строгом соответствии с документами территориального планирования, с документацией по планировке территории в порядке, установленном действующим законодательством, с соблюдением режима округа горно-санитарной охраны курортов (пункт 4.3 Положения о курорте Горячий Ключ).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 были утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае.
Согласно письму Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 05.05.2012 N 71-2450/12-03-01 земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:1017001:372 и 23:41:1017001:373 не входят в границы зон округа горно-санитарной охраны курорта Горячий Ключ, утвержденные постановлением от 19.07.2011 N 771.
Указанное обстоятельство послужило одним из оснований для удовлетворения заявленных требований судом первой инстанции.
В тоже время судом первой инстанции не учтено, что на дату принятия соответствующий решений администрации муниципального образования, равно как и на дату отказа администрации в предоставлении обществу земельных участков постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае" принято не было, действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае", которым были определены границы и округа санитарной охраны.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что до утверждения постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ, вышеуказанные земельные участки относились к второй зоне округа санитарной охраны курорта. Указанные обстоятельства подтверждаются также пунктом 3.1 постановления главы администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 16.12.2009 N 3448 (т.1, л.д.75), пунктом 3.1 постановления главы администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 16.12.2009 N 3446 (л.д.82,т.1), пунктом 10 заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 23.09.2009 о проекте границ земельного участка ( т.1, л.д.85), пунктом 6 градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 07.05.2009 N 102 (т.1, л.д.123), письмом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 03.09.2010 (л.д.180-181,т.1).
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:1017001:372 и 23:41:1017001:373 были расположены в границах курорта регионального значения в границах второй санитарной зоны, полномочиями по распоряжению земельными участками обладал субъект Российской Федерации - Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края не располагала полномочиями по распоряжению земельными участками.
При таких обстоятельствах, отказ администрации, выразившийся в письменном ответе от 19.04.2010 N 101-1439/10-01-18, в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:41:1017001:372, площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), предназначенного для строительства, и земельного участка с кадастровым номером 23:41:1017001:373, площадью 670 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского (район водозабора), предназначенного для целей, не связанных со строительством, не нарушает права общества, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельство последующего изменения лица, правомочного распоряжаться земельными участками (субъект Российской Федерации - муниципальное образование) (посредством принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае") не исцеляет юридического порока принятых администрацией постановлений.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неприменения закона, подлежащего применению, и применения закона, не подлежащего применению ( часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 марта 2013 года по делу N А32-13452/2010 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Кубань-Форест" требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13452/2010
Истец: ООО "Кубань-Форест"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ДИО КК, Управление архитектуры и градостроительства, МУ "Управление образования Администрации муниципального образования город Горячий Ключ, Экизарова Ольга Юрьевна (представитель ООО "Кубань-Форест")