Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 февраля 2008 г. N КА-А40/24-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2008 г.
По делу объявлялся перерыв на 06.02.2008 (15 час.10 мин.).
Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР России, административный орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Альфа-Банк" (далее - ОАО "Альфа-Банк", банк) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 01.10.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФСФР России подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалась на несоответствие выводов судов двух инстанций обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители административного органа поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель банка просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты судов первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает правильным сделанный по делу вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности.
Как установлено судами двух инстанций, ОАО "Альфа-Банк на основании выданной ФКЦБ России 25.06.2002 лицензии N 22-000-1-00049 осуществляет деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
В ходе проведенной проверки банка на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и государственных пенсионных фондов за период с 12.04.2007 по 11.07.2007 было установлено, что банк вел операционные журналы счетов депо, в которых в графе "N поручения" отсутствуют номера поручений на совершение операций по счетам депо, а также принимал к исполнению поручения на совершение операций по счетам депо, которые не содержат номера поручения и времени приема поручения депозитарием к исполнению. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении банком пунктов 3.2, 3.5, 5.1, 5.2 Положения о депозитарной деятельности, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 N 36 (далее - Положение о депозитарной деятельности), абзаца 1 пункта 4.3 раздела IV, абзацев 1 и 9 пункта 2.1 раздела II Условий осуществления депозитарной деятельности (далее - Условия) и пунктов 3.1.1.2, 3.1.1.6 Операционных условий осуществления депозитарной деятельности (далее - Операционные условия), и. соответственно, лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, установленных подп. "з" п. 4 Положения о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2002 N 384, действовавшего до 31.07.2006 (далее - Положение о лицензировании N 384), и подп. "з" п. 3 Положения о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 432, вступившего в силу с 01.08.2006 (далее - Положение о лицензировании N 432).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.07.2007 N 07-38/а-ДСП и протоколе об административном правонарушении от 21.08.2007 N 07-270/пр-ап, на основании которых ФСФР России обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции сослались на отсутствие в действиях банка состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом исходили из того, что действующее законодательство не содержит требований об обязательном наличии в поручении депонента заполненного поля "N поручения" и "время приема поручения". Также отметили, что Операционные условия и Условия не предусматривают возможность отклонения депозитарного поручения при отсутствии в нем исходящего номера и не содержат требования о фиксировании в обязательном порядке времени приема поручения от депонента.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов установлены Положением о лицензировании N 384 (действовавшим до 31.07.2006) и Положением о лицензировании N 432, вступившим в силу с 01.08.2006.
Названными Положениями к числу лицензионных условий и требований отнесено соблюдение лицензиатом требований и условий, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих депозитарную деятельность, деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельность специализированных депозитариев в отношении средств пенсионных накоплений, накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и специализированного депозитария ипотечного покрытия.
Аналогичное требование содержится в п. 3.2 Положения о депозитарной деятельности, в котором предусмотрена обязанность депозитария осуществлять депозитарную деятельность в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами. Положением о депозитарной деятельности, а также депозитарным договором с клиентом (депонентом).
Согласно п. 5.1 Положения о депозитарной деятельности депозитарий обязан совершать операции с ценными бумагами клиентов (депонентов) только по поручению этих клиентов (депонентов) или уполномоченных ими лиц, включая попечителей счетов, и в срок, установленный депозитарным договором. Записи по счету депо клиента (депонента) осуществляются только при наличии документов, являющихся в соответствии с данным Положением о депозитарной деятельности, иными нормативными правовыми актами и депозитарным договором основанием для совершения таких записей.
В п. 5.2 вышеназванного Положения предусмотрено, что основанием совершения записей по счету депо клиента (депонента) является, в том числе, поручение клиента (депонента) или уполномоченного им лица, включая попечителя счета, отвечающее требованиям, предусмотренным в депозитарном договоре.
Утвержденными банком Условиями и Операционными условиями осуществления депозитарной деятельности установлено, что операции по счету депо производятся на основании поручения установленного образца, принятого от депонента. Образец поручения, утвержденный банком, содержит поля "N поручения" и "время приема поручения".
В соответствии с абз. 9 п. 2.1 разд. II Условий и п. 3.1.1.6 Операционных условий депозитарий не принимает к исполнению поручения, если представленные поручения оформлены с нарушением требований действующих нормативных актов, а также Условий и Операционных условий.
Условия осуществления депозитарной деятельности утверждены банком в соответствии с требованиями абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 3.5 Положения о депозитарной деятельности депозитарий и в силу прямого указания в законе являются неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора с клиентом (депонентом).
Поэтому их неисполнение свидетельствует о нарушении законодательно установленного порядка осуществления депозитарной деятельности.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов двух инстанций о том, что выявленные в ходе проверки нарушения не отнесены к числу лицензионных условий и требований.
Между тем данный ошибочный вывод судов не привел к принятию незаконного по делу судебного акта, поскольку отказ в привлечении банка к административной ответственности суды мотивировали также ссылкой на нарушение установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности применения административного наказания.
Вывод судов двух инстанций о пропуске на момент вынесения решения по делу установленного двухмесячного срока привлечения к административной ответственности является правильным.
Доводы кассационной жалобы в этой части отклоняются, поскольку свидетельствуют о неверном толковании законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2007 по делу N А40-43861/07-152-306, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2008 г. N КА-А40/24-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании