г. Москва |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А41-39547/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Макаровской Э.П., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента: Стратанов Н.А., по доверенности от 15.05.2013 N 9/11, Юрченко Н.А., по доверенности от 10.01.2013 N 9/01;
от Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-39547/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Открытого акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента (ОГРН 1025003211672; ИНН 5027026799) к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (ОГРН 1025003213179; ИНН 5027036758) о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента (далее - ОАО "МПО по ВАИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Люберецкий муниципальный район Московской области" (далее - Администрация Люберецкого муниципального района, заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом уточнений по заявлению от 27.11.2012 г., принятых арбитражным судом первой инстанции в судебном заседании 27.11.2012 г.):
1. признать действия (отказ) заинтересованного лица в льготной продаже (за 2,5% от кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20 площадью 8966+/-33 кв.м в собственность заявителя незаконным;
2. обязать Администрацию Люберецкого муниципального района принять решение о продаже ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20 площадью 8966+/-33 кв.м в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ РФ N 137 от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" по льготной ставке - за 2,5% от кадастровой стоимости, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года в удовлетворении требований ОАО "МПО по ВАИ" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области отзыва на апелляционную жалобу в материалы дела не представила, своего представителя в судебное заседание не направила.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Исходя из содержания п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 1 июля 2012 года приобретают указанные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь данными положениями, заявитель 05.06.2012 года обратился в Администрацию Люберецкого муниципального района с заявлением, в котором просил оформить в собственность ОАО "МПО по ВАИ" с прекращением права бессрочного пользования земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20 в целях для детского образовательного учреждения, площадью 8966+/-33 кв.м с кадастровым номером 50:22:0010309:38 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для детского сада N 39".
В ответ на данное обращение, Администрация Люберецкого муниципального района направила в адрес заявителя письмо от 21.06.2012 года, в котором указала, что заявителю необходимо представить в дополнение к имеющимся документам, следующие документы:
- нотариально заверенная копия Устава, выписка из ЕГРЮЛ удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
- при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение.
- кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него с указанием категории земли, кадастровой стоимости по состоянию на 2012 год с нанесением объектов недвижимости, находящихся на испрашиваемом земельном участке.
- копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование.
- заключение главного архитектора о наличии красных линий и других ограничений (в случаях предусмотренных законодательством), возможности оформления земельного участка в собственность (при отсутствии красных линий или других ограничений), либо оформления только в аренду (при наличии ограничений).
В связи с отсутствием вышеуказанных документов, Администрация Люберецкого муниципального района указала, что оформление земельного участка в собственность не представляется возможным. При этом после предоставления необходимых документов, земельно-правовые отношения будут оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Посчитав данные действия Администрации Люберецкого муниципального района по отказу незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно ч. 6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Фактически, исходя из содержания приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, а именно п. 7, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, является открытым, в тех случаях, когда из обязательных к представлению документов, указанных в пунктах 1-6 перечня, не следует, что заявитель имеет право приобрести земельный участок, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В данном случае, Администрацией Люберецкого муниципального района были запрошены дополнительные документы в связи с тем, что заявителем не были представлены все необходимые для рассмотрения данного вопроса документы и не было доказано обстоятельство, дающее право на приобретение земельного участка в собственность по основаниям, указанным в статье 36 ЗК РФ.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что в соответствии со статьей 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Апелляционный суд отклоняет данный довод апелляционной жалобы, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из пункта 7 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 заявителю необходимо представить копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше.
Апелляционным судом установлено, что указанный в пункте 7 Перечня документ в Администрацию представлен не был.
Согласно ч. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса. Исходя из содержания п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с Уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 04 июня 2012 г. N 22/033/2012-230 в ЕГРП отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: Здание нежилого назначения (ясли сад N 39) с хозяйственными сооружениями, площадь 1615,3 кв.м, адрес: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20.
В соответствии с Уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 15 мая 2012 г. N 22/032/2012-191 в ЕГРП отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер 50:22:0010309:38, адрес: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20, площадь 8900 кв.м.
Из указанных документов, которые были представлены одновременно с заявлением о приобретении прав на земельный участок в Администрацию Люберецкого муниципального района, не следует, что указанное выше нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010309:38.
Подобной привязки зданий к земельному участку не имеется ни в технических, ни в кадастровых паспортах, имеющихся в материалах дела.
В порядке ст. 65 АПК РФ заявитель не представил доказательства расположения нежилого здания инвентарный номер 39-2253/Б на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010309:38.
В соответствии с действующим законодательством, в том числе ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, ч. 4 ст. 13, ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"" контуры зданий и сооружений отражаются в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, в том числе о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства.
Согласно Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт" установлены следующие виды кадастровых карт в зависимости от целей их использования:
- публичные кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;
- дежурные кадастровые карты, предназначенные для использования органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и ведении государственного кадастра недвижимости;
- кадастровые карты территорий муниципальных образований, предназначенные для использования органами местного самоуправления;
- кадастровые карты территорий субъектов Российской Федерации, представляющие совокупность кадастровых карт территорий муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, и предназначенные для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 8 п. 1 Состава сведений кадастровых карт, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 N 416, на публичных кадастровых картах воспроизводятся контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
Согласно материалам дела, заявителем при подаче заявления о приобретении прав на земельный участок не было представлено документов, подтверждающих факт нахождения нежилого здания, принадлежащего заявителю, на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010309:38.
В нарушение требований ст.65 АПК РФ, ОАО "МПО по ВАИ" не представило ни одного доказательства, которое бы свидетельствовало о том, что нежилое здание (детский сад N 39) расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010309:38, в связи с чем, заявитель не обосновал право на выкуп земельного участка по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Более того, заявитель не обосновал в порядке статьи 65 АПК РФ, в нарушение требований п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 ЗК РФ, площадь земельного участка 8900 кв.м, необходимую для использования нежилого здания площадью 1615,3 кв.м.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок является ранее сформированным и заявитель имеет на него право постоянного бессрочного пользования отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Учитывая, что в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит передаче в собственность земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащих обществу объектов апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не обосновал площадь испрашиваемого земельного участка.
Как следует из плана приватизации МПО по ВАИ (л.д. 56) и акта оценки общей стоимости основных средств от 01.07.1992 (л.д. 71-79), находящееся на спорном земельном участке был приобретено заявителем в результате приватизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 19 июля 2011 г. N 2178/11, по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Как следует из Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Московской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что с заявлением о переоформлении спорного земельного участка в собственность заявителю следовало обращаться в ТУ Росимущества по Московской области.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-39547/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39547/2012
Истец: ОАО "Московское ПО по выпуску алмазного инструмента", ОАО МПО по выпуску алмазного инструмента
Третье лицо: Администрация Люберецкого района Московской области