г. Москва |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А41-54590/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Макаровской Э.П., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Вешенка": Шйченко Г.М., выписка из протокола общего собрания акционеров ЗАО "Вешенка" от 28.05.2012, приказ N 06-ЛС от 28.05.2012;
от Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области: Серпионов Ю.Г., по доверенности от 29.05.2012 N 2608,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2013 года по делу N А41-54590/12, принятое судьей Гапеевой Р.А. по заявлению закрытого акционерного общества "Вешенка" к Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в присвоении почтового адреса объектам недвижимости, выразившегося в письме N1.1.9-26/2083 от 02.10.2012 г., обязании присвоить почтовый адрес объектам недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Вешенка" (далее - ЗАО "Вешенка", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация), в котором просило:
1) признать незаконным решение об отказе в присвоении почтового адреса объектам недвижимости, выразившегося в письме заместителя главы Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области Филиппова А.П. от 02.10.2012 г. N 1.1.9-26/2083;
2) обязать Администрацию городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области присвоить почтовые адреса:
- кафе, расположенному на привокзальной площади ст. Павшино г.Красногорска Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010306:0024;
- торговому павильону, расположенному на привокзальной площади ст. Павшино г.Красногорска Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010306:0023;
- торговому павильону, расположенному на привокзальной площади ст. Павшино г.Красногорска Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010306:0025.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2013 года требования ЗАО "Вешенка" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 27.09.2001 г. Глава Красногорского района Московской области постановил (постановление N 1033/9): утвердить акт выбора земельного участка площадью 0,21 га из городских земель для проектирования и строительства торгового комплекса в г.Красногорске на привокзальной площади станции Павшино; определить заказчиком на проектирование и строительство торгового комплекса ЗАО "Вешенка"; разрешить ЗАО "Вешенка" проектирование торгового комплекса на земельном участке 0,21 га; определить фирмы и ПБОЮЛ - участников проектирования и строительства торгового комплекса и выделенные им торговые площади, в том числе, ЗАО "Вешенка" - 830 кв.м.; обязать заказчика ЗАО "Вешенка" получить в Управлении архитектуры и градостроительства архитектурно-планировочное задание на разработку проектной документации объекта; разработать проект торгового комплекса с благоустройством части привокзальной площади Павшино и согласовать его в установленном порядке; оформить в Красногорском территориальном отделе Госархстройнадзора разрешение на производство строительно-монтажных работ; по окончании строительства принять на себя функции по эксплуатации и ремонту здания торгового комплекса, подъездных путей и прилегающей территории; заключить с администрацией Красногорского района договор аренды земельного участка сроком на 2 года на период проектирования и строительства; фирмам и ПБОЮЛ - участникам строительства, по завершении строительства и приемке в эксплуатацию здания торгового комплекса, заключить договоры аренды земельного участка в соответствии с их торговыми площадями сроком на 20 лет с администрацией Красногорского района; комитету по земельным ресурсам и землеустройству Красногорского района подготовить землеотводное дело и выдать правоустанавливающие документы заказчику ЗАО "Вешенка" (л.д. 10-12).
20.12.2001 г. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского района утверждено Архитектурно-планировочное задание на разработку проекта планировки, застройки и благоустройства торгового комплекса в г.Красногорске, ст.Павшино, привокзальная площадь, заказчик (застройщик) ЗАО "Вешенка" (л.д. 13-20).
08.08.2002 г. Администрация Красногорского района выдало ЗАО "Вешенка" Разрешение на строительство N 13 - планировка и благоустройство привокзальной площади ст.Павшино г.Красногорск (л.д. 21).
Постановлением Главы Красногорского района N 1080/7 от 11.07.2003 г. утвержден проект планировки, застройки и благоустройства привокзальной площади станции Павшино в соответствии с решением Архитектурно-технического совета администрации Красногорского района от 03.07.2003 г. с размещением площадки для отстоя маршрутных автобусов с разворотным кругом, реконструируемой диспетчерской автобусного парка с пристроенным кафе, автобусной остановки с встроенными торговыми павильонами (л.д. 22).
Постановлением Главы Красногорского района N 1210/8 от 04.08.2003 утверждены границы земельного участка общей площадью 130 кв.м., намечаемого к предоставлению в аренду ЗАО "Вешенка" под торговый комплекс на привокзальной площади ст.Павшино в г.Красногорске, в том числе:
- участок N 1 площадью 30 кв.м под торговый павильон;
- участок N 2 площадью 30 кв.м под торговый павильон;
- участок N 3 площадью 70 кв.м под кафе (л.д. 23).
04.09.2002 г. Главным управлением Государственного архитектурно-строительного надзора Московской области выдано Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 2-405, в том числе, по объектам: автобусный павильон, реконструкция диспетчерской с пристройкой кафе (л.д. 25).
Из Актов о приемке законченного строительством объекта от 28.03.2003 г. следует, что приемочная комиссия решила, что реконструкция диспетчерской с пристроенным кафе, двух автобусных павильонов с встроенными торговыми помещениями считать сооруженными в соответствии с утвержденным проектом и готовыми к эксплуатации (л.д. 29-31, 50-52, 70-72).
01.03.2005 г. между Администрацией Красногорского района (Арендодатель) и ЗАО "Вешенка" (Арендатор) заключены договоры аренды земельных участков сроком на 49 лет: земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010306:0024 под кафе; земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010306:0023 под торговый павильон; земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010306:0025 под торговый павильон (л.д. 32-40, 53-59, 73-79).
Общество обратилось к Администрации с заявлением о присвоении адресов указанным объектам.
В письме от 02.10.2012 г. N 1.1.9-26/2083 Администрация отказала Обществу в присвоении адресов, ссылаясь на то, что объекты являются временными (л.д. 7).
Посчитав данное решение об отказе в присвоении адресов не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 10 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" здания и строения должны быть оборудованы номерными, указательными и домовыми знаками (далее - домовые знаки), которые содержатся в чистоте и исправном состоянии и освещаются в темное время суток.
Постановлением Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 20 мая 2010 г. N787 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О присвоении адресов объектам недвижимости, расположенным на территории городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области" утверждено Положение о присвоении адресов объектам недвижимости, расположенным на территории городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области (далее - Положение).
В соответствии с п. 5.1. Положения адрес присваивается, изменяется, аннулируется постановлением администрации городского поселения Красногорск.
Согласно п. 5.2. Положения присвоение адресов объектам осуществляется при условии наличия документации, оформленной в соответствии с градостроительными нормами, и на основании следующих документов:
- заявления от правообладателя объекта недвижимости или от уполномоченного им лица (с приложением доверенности);
- распорядительного документа о предоставлении права строительства (реконструкции) объекта или правоустанавливающих документов на объекты, которым присваиваются адреса, и (или) распорядительных документов о вводе объектов в эксплуатацию;
- документов технической инвентаризации объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством;
- правоустанавливающих документов на земельный участок и кадастровый паспорт земельного участка (или выписки из государственного кадастра недвижимости).
В соответствии с указанными выше нормативными актами, ЗАО "Вешенка" неоднократно обращалось в Администрацию городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области с заявлением о присвоении адресов объектам торговли, на что Администрация письмом от 18.08.2012 г. информировало Общество, что из представленных им документов не представляется возможным установить, являются ли заявленные объекты (торговые павильоны и кафе) объектами капитального строительства (объектами недвижимого имущества), подлежащими адресации в соответствии с Положением, или временными объектами, адреса которым не присваиваются. В письме также указано, что при предоставлении дополнительных документов, уточняющих статус построек, заявления будут рассмотрены по существу.
Рассмотрев заявления Общества о присвоении адресов объектам торговли по существу, Администрация письмом от 02.10.2012 г. N 1.1.9-26/2083 отказала в присвоении адресов, ссылаясь, как на единственное основание для отказа, на то, что объекты являются временными, адреса им не присваиваются.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из технических паспортов на двухэтажное здание кафе, на павильоны следует, что здания имеют бетонный фундамент, кирпичные стены и перегородки, деревянные чердачные перекрытия, внутренняя отделка - оштукатуривание, пластиковые панели.
Суд первой инстанции посчитал, что при указанных технических параметрах объекты прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Из представленных Обществом доказательств: постановлений Главы Красногорского района Московской области, Архитектурно-планировочного задания, Разрешения на строительство, Актов о приемке законченного строительством объекта, договоров долгосрочной аренды земельных участков не следует, что возведенные объекты являются временными.
Так, из Архитектурно-планировочного задания следует, что при разработке проекта учитывались инженерно-геологические изыскания, выполненные организацией "Геоцент-Москва" от 22.08.2001 г. N 992/9сп, геологические изыскания, выполненные ООО "Геоцентр инженеринг плюс" N 124 от 30.11.2001 г., Ф.Л.Ц. от 21.09.2001 г. N 019601, также учитывались Градостроительная проработка, Генеральный план Красногорского района, Генеральный план развития г.Красногорска до 2010 г.
Проведение инженерно-геологических изысканий, разработка проекта с учетом генерального плана развития территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства.
Согласно ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Соответствующее Разрешение на строительство N 13 Обществу было выдано Администрацией 08.08.2002 г.
21.02.2013 г. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского муниципального района Московской области выдано заключение, из которого следует, что построенные ЗАО "Вешенка" объекты: кафе и павильоны, являются объектами капитального строительства.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского муниципального района Московской области не уполномочена определять является ли объект капитальным или нет.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как следует из Положения об управлении архитектуры и градостроительства и должностной инструкции начальника управления (утверждено Постановлением главы Красногорского района Московской области N 1442/11 от 13.11.2002) в Начальник Управления готовит Заключения и справки по объектам, расположенным на территории муниципального образования.
Таким образом, апелляционный суд полагает Заключение Управления архитектуры и градостроительства Администрации Красногорского муниципального района Московской области выданным в пределах полномочий указанного органа.
Соответственно, суд первой инстанции правомерно установил, что спорные объекты являются объектами капитального строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты являются временными, так как приняты в эксплуатацию приемочной комиссией, уполномоченной на прием в эксплуатацию временных торговых павильонов, не принимаются апелляционным судом, так как в Актах о приемке законченного строительством объекта приведены характеристики каждого объекта, но нигде не указано, что осуществляется приемка временного объекта. В Актах указано, что комиссия руководствуется правилами, изложенными в СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", однако, в СНиП 3.01.04-87 не указано, что указанные нормы и правила применяются при приемке в эксплуатацию исключительно временных объектов строительства, данные нормы и правила, в соответствии с п. 1.1., устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).
Обосновывая нарушение своих прав, Заявитель указывает на то, что в связи с отсутствием на объектах домового знака, ЗАО "Вешенка" вынуждена уплачивать административные штрафы на основании постановлений должностных лиц Главного управления административно-технической инспекции Московской области, Обществу административным органом выданы предписания об устранении указанного нарушения, за неисполнения которых также предусмотрена административная ответственность.
В материалах дела имеются Постановления по делу об административном правонарушении от 11.01.2013 г., которыми должностное лицо территориального отдела N 29 Главного управления административно-технической инспекции Московской области привлекло ЗАО "Вешенка" к административной ответственности в виде наложения административного штрафа по ст. 21 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" за нарушение ст. 10 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", в которых указано, что Общество допустило отсутствие домового знака на объектах капитального строительства - торговых павильонах и кафе. 09.01.2013 г. Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Установив фактические обстоятельства дела, и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции установил, что отказ Администрации в присвоении адресов спорным объектам в связи с тем, что объекты являются временными, не основан на указанных выше нормах действующего законодательства, нарушает права Общества, в связи с чем не может быть признан законным.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2013 года по делу N А41-54590/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54590/2012
Истец: ЗАО "Вешенка"
Ответчик: Администрация г. п. Красногорск МО
Третье лицо: Администрация городского поселения Красногорск МО