г. Чита |
|
7 июня 2013 г. |
Дело N А10-2526/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия в составе судьи Степановой А.Н., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия организации видеоконференц-связи секретарём судебного заседания Шихеевой М.А.
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года по делу N А10-2526/2012 по заявлению Открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия о признании недействительными решения N 13-7 от 24.04.2012, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 16107 от 03.05.2012, обязании возвратить излишне взысканные штрафные санкции в размере 5000 руб.,
(суд первой инстанции - Дружинина О.Н.)
при участии:
от заявителя - Хамнуева В.Г. (доверенность от 23.01.2012), Гуровой И.С. (доверенность от 23.01.2013),
от инспекции - Ивановой Т.Ц. (доверенность от 07.02.2013), Деминой В.Э. (доверенность от 07.02.2013),
установил:
Открытое акционерное общество "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГРН 1040302983093, ИНН 0326023099, далее - заявитель, общество, ОАО "ОГК-3", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (ОГРН 1040302994401, ИНН 0326023525, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения N 13-7 от 24.04.2012, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 16107 от 03.05.2012, обязании возвратить излишне взысканные штрафные санкции в размере 5 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12. 12. 2012 на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя в связи с реорганизацией производства произведена замена стороны по делу N А10-2526/2012 открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на его правопреемника - открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 102230 2933630, ИНН 2320109650, место нахождения : г. Москва, ул. Пироговская Б, 27, стр. 3.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года по делу N А10-2526/2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС N 2 по Республике Бурятия обратилась с апелляционной жалобой, в которой по указанным в ней доводам просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года по делу N А10-2526/2012 и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе инспекции не согласилось.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.04.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области в адрес МИФНС N 2 по Республике Бурятия 17 февраля 2012 г. направлено поручение N 6166 об истребовании документов (информации) у ОАО "ОГК-3", касающихся деятельности ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" в связи с проведением камеральной налоговой проверки.( т. 1 л.д. 16-18).
Во исполнение данного поручения налоговой инспекцией 21. 02. 2012 года в ОАО "ОГК-3" направлено требование N 13-10980 о представлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" (т. 1 л.д. 14-15).
Данным требованием ОАО "ОГК-3" предложено в соответствии со ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 5 дней со дня получения требования представить следующие документы: счет-фактуры; договор (контракт, соглашение); платежное поручение; приходный кассовый ордер; акт приема-передачи к договору (контракту, соглашению); товарно-транспортную накладную; доверенность; книгу продаж. 13 пунктом требования обществу было предложено предоставить карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи".
Названное требование получено 22..02.2012 года представителем общества по доверенности Трусковым А.Б.
29 февраля 2012 года общество направило в налоговую инспекцию письмо N ОГК3/БГ/232 о предоставлении документов, в котором сообщалось об исполнении обязанности налогоплательщика, установленной ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и с пояснениями по пункту 13 требования о том, что документы, запрашиваемые названным пунктом, не относятся к документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемого налогоплательщика, поэтому обществом не представляются.( т. 1 л.д. 19-20).
30 марта 2012 года общество направило в МРИ ФНС России N 2 по РБ пояснения (исх.N ОГК3/БГ/384, где указало, что ОАО "ОГК-3" считает обязанность по представлению документов исполненной в срок и в полном объеме.( т. 1 л.д. 23).
29 марта 2012 года налоговым органом составлен акт N 13-7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, в связи с отказом общества от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов по пункту 13 требования от 21.02.2012 г.( т. 1 л.д. 24-26).
На данный акт обществом представлены возражения от 16.04.2012, где ОАО "ОГК-3" просило действия общества признать правомерными, не содержащими налогового правонарушения, признаваемого по п.6 ст.93.1 НК РФ, и отказать в привлечении ОАО "ОГК-3" к ответственности по п.1 ст.129.1 НК РФ, в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Уведомлением от 17.04.2012 N 13-7 налоговый орган вызвал Общество для рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. (т. 1 л.д. 22).
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных налоговых правонарушениях, от 20.03.2012 N 13-7, возражения по акту, рассмотрены заместителем начальника налоговой инспекции в присутствии представителей ОАО "ОГК-3" Трускова А.Б.
24 апреля 2012 года вынесено решение N 13-7 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.( т. 1 л.д. 33-39).
Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, совершенное повторно, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решение вручено представителю Общества по доверенности Трускову А.Б. 28.04. 2012 года.
Не согласившись с решением инспекции налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия от 29.01.2013 N 15-14/00750 жалоба общества оставлена без удовлетворения (т. 2 л.д. 98-103).
В связи с неуплатой штрафа налоговым органом выставлено требование N 16107 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03 мая 2012 года, с предложением оплатить штраф в размере 5000 руб. до 28 мая 2012 года (т. 1 л.д. 41-42).
Не согласившись с решением налоговой инспекции от 24.04.2012 N 13-7 и требованием N 16107 по состоянию на 03.05.2012, Общество обратилось в арбитражный суд.
Апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что требование налогового органа о представлении карточек бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи" является незаконным в связи с тем, что названные документы не относятся к документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемого налогоплательщика.
Судом правильно установлено, что Обществом обязанность по представлению документов исполнена в срок и в полном объеме, в связи с чем отсутствует событие налогового правонарушения по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт обоснованным на основании следующего.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно статье 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагента этой организации и у иных лиц, располагающих такими документами и информацией. При этом документы и информация о проверяемом налогоплательщике могут быть истребованы как в период камеральной и выездной проверки, так и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Вне рамок проведения проверок налоговым органам предоставлено право истребовать информацию (документы) относительно конкретных сделок, когда у них возникнет обоснованная необходимость получить информацию о той или иной сделке.
Пунктом 7 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данный Порядок утвержден приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" (далее - Порядок, Приказ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 2 Порядка при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.). При этом налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, у которого должны быть истребованы указанные документы.
Согласно пункту 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Пунктом 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно подпункту 11 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Исходя из пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Проанализировав положения пункта 6 статьи 93.1 и 129.1 НК РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговая ответственность лица, у которого истребуются документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, наступает либо в случае несвоевременного представления истребуемых документов, либо в случае отказа в их предоставлении при условии, что лицо располагает истребованными документами и они касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки.
Как установлено судом первой инстанции, пунктом 13 требования налоговой инспекции от 21.02.2012 N 13-10980 Общество обязывалось представить карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи".
Налоговое законодательство использует общие характеристики документов и (или) сведений, подлежащих представлению в налоговые органы: "документы, необходимые для исчисления и уплаты налога" (п. 6 ст. 23 НК РФ), "необходимые для проверки документы" (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Таким образом, перечень документов, которые вправе истребовать налоговый орган, является открытым. Вместе с тем, указанное не означает, что налоговому органу достаточно сослаться на необходимость тех или иных документов и у налогоплательщика возникает обязанность представить эту информацию, за неисполнение которой наступает ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Непредставление тех документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным, не может влечь налоговую ответственность.
Как правильно установлено судом, карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи", истребованные инспекцией, в рассматриваемом случае не могут быть признаны теми документами, которое общество обязано представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика - ОАО "Владимирская энергосбытовая компания", непредставление которых является основанием для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ налоговый учет представляет из себя систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи" являются документами бухгалтерского учета Общества и не касается деятельности проверяемого налогоплательщика - ОАО "Владимирская энергосбытовая компания". Указанные документы не несут в себе детальной информации о хозяйственных операциях заявителя, в них нет информации, связанной с исчислением и уплатой налогов.
Соответственно, содержащаяся в карточках информация не может быть признана той информацией, которую общество обязано представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика. Налоговым органом не обосновано, каким образом карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи" общества связаны с исчислением и уплатой налогов проверяемым налогоплательщиком.
Правила бухгалтерского учета не предусматривают обязанности вести карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи".
Поскольку карточки бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи" не являются обязательными для целей налогообложения, заявитель не может нести ответственность за их непредставление.
Инспекцией не доказано, каким образом спорные истребованные документы позволяют установить те или иные обстоятельства, касающиеся взаимоотношений Общества и проверяемого налогоплательщика и совершения соответствующих финансово-хозяйственных операций, а также обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о совершении ОАО "ОГК-3" налогового правонарушения.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия у Инспекции оснований для привлечения Общества к ответственности на основании пункта 6 статьи 93.1 и пункта 1 статьи 129.1 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов 62 "расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "продажи".
Требования общества удовлетворены судом на законных и обоснованных основаниях.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года по делу N А10-2526/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2526/2012
Истец: ОАО ИНТЕР РАО ЕЭС, ОАО Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии в лице филиала ОГК-3 Гусиноозерская ГРЭС
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия